28 февраля 2008 Thomson Reuters
Российские антимонопольные органы хотят к концу года разработать новый закон, который существенно осложнит жизнь естественным монополиям, сообщает Reuters. Идею ФАС о том, что действующее законодательство неэффективно в регулировании естественных монополий, разделяют экономисты. В последние годы, несмотря на деятельность ФАС, позиции монополий в российской экономике только усиливаются. Одним из недавних примеров является слияние угольных активов "Газпрома" и СУЭК, к которому ФАС изначально относилась весьма критически, однако сейчас готова одобрить при выполнении ряда условий.
Руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая в среду, 27 февраля, на коллегии ФАС сообщил, что закон 1995г. - это ширма для деятельности монополий. "Нужно написать новый закон о естественных монополиях. Нам нужен драконовский закон, адекватный разрушениям для экономики от естественных монополий", - сказал И.Артемьев. По его словам, после недавнего вступления в силу закона о госзакупках естественные монополии стали "самыми неэффективными госзакупщиками". Предполагается, что в новом законе будет прописано, что все закупки естественных монополий должны проводиться на аукционах; будет определен порядок недискриминационного доступа к сетям, находящимся под управлением естественных монополий. Также ФАС собирается предусмотреть наказание для руководителей монополий, которые были уличены в нарушениях законодательства о конкуренции.
Экономисты считают инициативы ФАС оправданными, но не верят в гарантированный успех анонсированных начинаний. "ФАС не играла в России активной регулирующей роли. Одной причиной данной ситуации было отсутствие разработанной методологии и установление жестких, но четких правил, а другой причиной было монопольное лобби и господдержка", - говорит ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред. Она напоминает, что естественные монополии являются государственными компаниями в России. При этом в последние годы данные компании с госконтролем лишь укрепили свое присутствие на своих рынках (кроме РАО "ЕЭС России", которая после реформирования распалась на множество мелких компаний и перешла от монополии к рыночным стандартам работы), и даже, как "Газпром", вышли на новые для себя рынки.
"Именно жесткое сопротивление монополистов, к которым относятся крупнейшие госкомпании, блокирует попытки регулятора ужесточить законодательные требования, поэтому у меня нет особых надежд на то, что сейчас это сопротивление удастся сломить", - говорит заместитель руководителя аналитического департамента ООО "Совлинк" Ольга Беленькая. В целом, по мнению эксперта, полномочия регулятора надо увеличивать, однако для этого недостаточно только лишь формальных законодательных норм, ведь есть еще правоприменительная практика. О.Шкред также сомневается, что глава ФАС И.Артемьев найдет большую поддержку парламентариев и бизнеса при разработке "драконова закона": "При разработке данного законопроекта в ключе радикального ужесточения необходима воля сверху, но она на данный момент отсутствует. Я считаю, что даже если в антимонопольном законодательстве произойдут изменения, они не коснутся многих аспектов, и тем более не будут драконовыми".
Между тем проблемы, обеспечивающиеся сложившимся положением вещей, налицо. Завышенные тарифы монополий (далеко не все из которых имеют статус "естественных") провоцируют высокую инфляцию издержек по всей экономике. Кроме того, монополизация ограничивает предложение товаров и услуг на рынке, сдерживая рост экономики, поэтому предложения ФАС выглядят логичными. Представляется, что на естественные монополии должен распространяться общий порядок, и закупки должны производиться на аукционах, отмечает начальник корпоративно-правового управления НОМОС-БАНКа Анна Никитина. По ее словам, можно принять предложение о дисквалификации руководителей естественных монополий, нарушающих законодательство о конкуренции, при условии установления судебного порядка дисквалификации по требованию ФАС. Другим важным направлением развития законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на антимонопольные органы, является исключение дублирующих положений Закона о защите конкуренции и Закона о размещении заказов либо их унификация по срокам подачи жалоб и по процедуре рассмотрения дел, связанных с ограничением конкуренции при размещении заказов.
Однако компании давно научились "обходить" подобные формальные ограничения, говорит О.Беленькая. Дисквалификация руководителей организаций и сейчас предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (ст. 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий" влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет). "Однако трудно представить себе, что эта мера будет когда-либо применена к топ-менеджерам крупнейших монополий", - говорит эксперт "Совлинк".
Отметим, что уже в начале марта рабочая группа правительства во главе с вице-премьером Алексеем Кудриным может обсудить предложение ФАС о разработке новой версии закона "О естественных монополиях".
Елена Замирская
http://ru.reuters.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая в среду, 27 февраля, на коллегии ФАС сообщил, что закон 1995г. - это ширма для деятельности монополий. "Нужно написать новый закон о естественных монополиях. Нам нужен драконовский закон, адекватный разрушениям для экономики от естественных монополий", - сказал И.Артемьев. По его словам, после недавнего вступления в силу закона о госзакупках естественные монополии стали "самыми неэффективными госзакупщиками". Предполагается, что в новом законе будет прописано, что все закупки естественных монополий должны проводиться на аукционах; будет определен порядок недискриминационного доступа к сетям, находящимся под управлением естественных монополий. Также ФАС собирается предусмотреть наказание для руководителей монополий, которые были уличены в нарушениях законодательства о конкуренции.
Экономисты считают инициативы ФАС оправданными, но не верят в гарантированный успех анонсированных начинаний. "ФАС не играла в России активной регулирующей роли. Одной причиной данной ситуации было отсутствие разработанной методологии и установление жестких, но четких правил, а другой причиной было монопольное лобби и господдержка", - говорит ведущий аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред. Она напоминает, что естественные монополии являются государственными компаниями в России. При этом в последние годы данные компании с госконтролем лишь укрепили свое присутствие на своих рынках (кроме РАО "ЕЭС России", которая после реформирования распалась на множество мелких компаний и перешла от монополии к рыночным стандартам работы), и даже, как "Газпром", вышли на новые для себя рынки.
"Именно жесткое сопротивление монополистов, к которым относятся крупнейшие госкомпании, блокирует попытки регулятора ужесточить законодательные требования, поэтому у меня нет особых надежд на то, что сейчас это сопротивление удастся сломить", - говорит заместитель руководителя аналитического департамента ООО "Совлинк" Ольга Беленькая. В целом, по мнению эксперта, полномочия регулятора надо увеличивать, однако для этого недостаточно только лишь формальных законодательных норм, ведь есть еще правоприменительная практика. О.Шкред также сомневается, что глава ФАС И.Артемьев найдет большую поддержку парламентариев и бизнеса при разработке "драконова закона": "При разработке данного законопроекта в ключе радикального ужесточения необходима воля сверху, но она на данный момент отсутствует. Я считаю, что даже если в антимонопольном законодательстве произойдут изменения, они не коснутся многих аспектов, и тем более не будут драконовыми".
Между тем проблемы, обеспечивающиеся сложившимся положением вещей, налицо. Завышенные тарифы монополий (далеко не все из которых имеют статус "естественных") провоцируют высокую инфляцию издержек по всей экономике. Кроме того, монополизация ограничивает предложение товаров и услуг на рынке, сдерживая рост экономики, поэтому предложения ФАС выглядят логичными. Представляется, что на естественные монополии должен распространяться общий порядок, и закупки должны производиться на аукционах, отмечает начальник корпоративно-правового управления НОМОС-БАНКа Анна Никитина. По ее словам, можно принять предложение о дисквалификации руководителей естественных монополий, нарушающих законодательство о конкуренции, при условии установления судебного порядка дисквалификации по требованию ФАС. Другим важным направлением развития законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на антимонопольные органы, является исключение дублирующих положений Закона о защите конкуренции и Закона о размещении заказов либо их унификация по срокам подачи жалоб и по процедуре рассмотрения дел, связанных с ограничением конкуренции при размещении заказов.
Однако компании давно научились "обходить" подобные формальные ограничения, говорит О.Беленькая. Дисквалификация руководителей организаций и сейчас предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях (ст. 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий" влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет). "Однако трудно представить себе, что эта мера будет когда-либо применена к топ-менеджерам крупнейших монополий", - говорит эксперт "Совлинк".
Отметим, что уже в начале марта рабочая группа правительства во главе с вице-премьером Алексеем Кудриным может обсудить предложение ФАС о разработке новой версии закона "О естественных монополиях".
Елена Замирская
http://ru.reuters.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу