Прогнозы в проекте российского бюджета весьма оптимистичны » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Прогнозы в проекте российского бюджета весьма оптимистичны

25 сентября 2023 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
22 сентября правительство РФ рассмотрело и одобрило прогнозы федерального бюджета на 2024 г и плановый период 2025-2026 гг. К сожалению, материалы к заседанию, содержащие развернутые прогнозы, не были опубликованы, поэтому пока доступны лишь общие параметры бюджета и цифры из лент новостных агентств.

Прогнозы в проекте российского бюджета весьма оптимистичны


Главные выводы:
1. Прогнозы доходов и расходов существенно увеличены по сравнению с действующим законом о бюджете, принятым год назад. Основная причина – существенно более высокие макроэкономические прогнозы Минэкономразвития по росту ВВП и экспортным ценам на российскую нефть, слабый курс рубля.

2. Макропрогноз Минэка предполагает рост ВВП в 2023 г на 2,8%, в 2024 г на 2,3% (при этом, по словам министра экономики М. Решетникова, в прогнозе уже учтено текущее ужесточение ДКП Банка России). В прогнозах на 2025-26 гг рост ВВП не опускается ниже 2%, и М. Решетников полагает, что потенциальный рост российской экономики составит чуть более 2% в год. Отметим, эти прогнозы существенно превышают прогнозы, например, Банка России от 15 сентября. Так, Банк России прогнозирует рост российской экономики в этом году на 1,5-2,5% с замедлением до 0,5-1,5% в 2024 г, затем рост на 1-2% в 2025 г и с 2026 г выход на «сбалансированный рост» 1,5-2,5%. Консенсус аналитиков (последний макроопрос ЦБ) также значительно менее оптимистичен, чем прогноз Минэка: рост на 2,2% в 2023 г и на 1,5% в 2024-26 гг. Долгосрочный потенциал роста российской экономики рыночный консенсус оценивает также ниже, чем Минэкономразвития – в 1,5% в год.

3. По словам М. Решетникова, экспортные цены на российскую нефть заложены в прогноз на уровне около $70 и «это консервативная оценка», при этом цена на нефть марки Brent прогнозируется на уровне $85 за баррель в 2024 году со снижением до $76 в 2026 году. Между тем, и этот прогноз существенно оптимистичнее как весьма консервативного прогноза Банка России (средняя цена Urals $60/барр в 2023-24 гг и $55/барр в 2025-26 гг), так и рыночного консенсуса (тот же макроопрос ЦБ): $65-66/барр в 2024-26 гг.

4. Разумеется, росту прогнозных нефтегазовых доходов способствует и слабый рубль – в макропрогнозе Минэкономразвития курс доллара к концу 2023 года ожидается в районе 94 рублей, в 2024-2026 годы может сложиться "новое равновесие" на уровне 90-92 рубля за доллар. Прежний макропрогноз Минэка на 2024-25 гг, на котором основан действующий закон о бюджете на 2023-25 гг, исходил из курса 70-72 руб/$.

5. Таким образом, проект бюджета за счет оптимистичных прогнозов закладывает основу для более высокой траектории расходов, и при этом планирует меньшие значения дефицита, чем в действующих прогнозах. Однако, как часто говорится на всех уровнях, бюджет следует формировать исходя из консервативных оценок.

6. Глава правительства М. Мишустин сказал, что ненефтегазовые поступления должны вдвое превысить нефтегазовые. Это, в принципе, ожидаемое соотношение (нефтегазовые доходы обычно составляют 30-40% общих доходов бюджета РФ). Однако наполнение ненефтегазовых доходов во многом зависит от внутреннего спроса, рост которого, как ожидается, затормозится на фоне существенного ослабления курса рубля в этом году и жесткой ДКП Банка России. С другой стороны, Минфин находит все новые источники пополнения казны – «налог на сверхприбыли», «курсовая экспортная пошлина», взнос со сделок «за выход» иностранных компаний…

7. По словам А. Силуанова, Минфин РФ предлагает с 2024 года вернуться к расчету параметров бюджетного правила исходя из базовой цены на нефть ($60/барр.), а не суммы доходов (в рублях). "Бюджетное правило претерпело некоторые изменения. Если в этом году мы базовые нефтегазовые доходы рассчитывали исходя из номинальной цифры в 8 трлн рублей, то в следующем году предлагаем вернуться к обычным параметрам расчета базовых нефтегазовых доходов, исходя из базовой цены на нефть. Это $60 за баррель". Вероятно, возвращение к долларовой цене отсечения позволит избежать проблемы текущего года, когда при слабом рубле превышение нефтегазовых доходов над базовым уровнем заставляло Минфин покупать валюту по бюджетному правилу, еще более усиливая давление на рубль. Из-за этого ЦБ с августа приостановил «зеркалирование» покупок валюты Минфином на внутренний рынок.

8. Публичные официальные данные о структуре расходов пока отсутствуют, возможно, они появятся в Пояснительной записке, с которой проект бюджета должен быть внесен в Госдуму до 1 октября. Однако Bloomberg опубликовал некоторые цифры, ссылаясь на черновой вариант проекта бюджета (разумеется, проверить эти данные нет возможности).

По данным Bloomberg, расходы на национальную оборону увеличатся в 2024 г до 6% ВВП по сравнению с 3,9% ВВП в 2023 г и 2,7% ВВП в 2021 г. В денежном выражении они могут увеличиться до 10,8 трлн руб в 2024 г против 6,4 трлн руб в 2023 г и 3,6 трлн руб в 2021 г.

Расходы на социальную политику в 2024 г, по данным Bloomberg, составят 7,5 трлн руб против 6,5 трлн руб в 2023 г.

Если предположить, что эти данные верны, структура расходов бюджета в 2024 г по сравнению с 2021 г могла бы выглядеть следующим образом:


http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter