Выживалити новый сезон: кто на своих двоих покинет арену - пешеходы или владельцы электросамокатов? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Выживалити новый сезон: кто на своих двоих покинет арену - пешеходы или владельцы электросамокатов?

18 апреля 2024 smart-lab.ru | Whoosh Шабалов Юрий

Лето ещё не началось, а электросамокаты уже начали притормаживать — в Перми местные власти решили массово отправлять самовозки на штрафстоянки, Госдума готовится штрафовать нерадивых пользователей самоката на кругленькую сумму (до 30К). И это ещё аварийная пора не набрала обороты.

Самоходный бизнес процветает: в 2023 году общий объем российского рынка кикшеринга составил 22,3 млрд рублей, превысив показатели 2022 года на 67,5%. Крупнейшими игроками на рынке являются Whoosh, МТС Юрент и Яндекс. Совокупная доля рынка в деньгах трех ведущих компаний выросла в 2023 году до 96,4% по сравнению с 94% годом ранее. Суммарное количество самокатов к концу сезона 2023 года составило 332,4 тыс. штук. За 2023 год их количество выросло на 75,3% до 141 тыс. единиц. И новый сезон компании встретили только расширением парка. Казалось бы, что может пойти не так?

Главный риск покупки ценных бумаг кикшеринга, конечно, не просматривается в краткосрочной перспективе, всё ж таки на кону миллиардные бизнесы. Но сверхнадёжным считать эти вложения опасно. Чем больше будет набирать обороты летний сезон, тем больше самокатчиков окажется на улицах городов. Особенно учитывая то, что компании увеличивают свой парк. А когда на тротуарах полно самокатчиков разной степени трезвости и адекватности в вождении, число ДТП с ними будет только расти. И после какой жертвы местные депутаты решат выступить дружным фронтом против кикшеринга — это вопрос, не поддающийся вангованию. Может в условном Питере самокаты проведут ударный по прибыли сезоны, но если под колёса шайтан-машины попадёт бабушка/жена/сын главы администрации района, тогда палка в колёса замаячит очень быстро.

Выживалити новый сезон: кто на своих двоих покинет арену - пешеходы или владельцы электросамокатов?


В Перми вон ждать очередного сбитого насмерть школьника не стали. Решив, что 80 аварий с двухколёсными за прошлый год более чем достаточно, этой весной там начали активно притормаживать ездоков, в итоге заморозили свою работу Вуш и Юрент. Их самокаты начали эвакуировать на штрафстоянки даже из тех мест, где парковка не запрещена. Когда предприниматели попытались найти компромисс с руководством города, то наткнулись на полный игнор.

— Мы вывели самокаты на улицы города, не используя парковки, которые находятся в зоне запрета. То есть мы расставили самокаты в других районах. Через несколько дней мы столкнулись с тем, что город начал эвакуировать самокаты, которые размещены вне зоны запрета. Нет никакого объяснения. Мы не имеем диалога с городскими властями. Не понимая, как с этим работать, мы решили взять паузу и временно приостановили работу в Перми. Мы подали жалобу в прокуратуру, оспорили поправки к правилам благоустройства в суде. Пытаемся всеми возможными способами получить хотя бы какую-то обратную связь от властей, — рассказал представитель Whoosh Денис Балакирев.

И тут уже не помогают даже обещанные плюшки — предложения представителей кикшеринга вложиться в городскую велоинфраструктуру и организовать дорожное движение для самокатов особого интереса у властей не вызвало. Если задуматься, о каких инвестициях речь — несколько вёдер краски, чтобы разметить тротуары или дороги, нарисовав там дорожку для своих клиентов? Придётся доставать из сундуков с прибылями какие-то более интересные варианты.

Пока же в апреле на штрафстоянках оказались свыше полтысячи электросамокатов, каждый из которых принёс городу приличные деньги - размер платы за перемещение одного СИМа составит 1,5 тыс. руб., а за хранение самоката в течение одного дня — 100 руб. Вон ГАЗельку закидал самокатами, сто тысяч в кармане в бюджете.

Это ещё вполне цивилизованный вариант решения вопроса. В Кондратово председатель ТСЖ, видимо, большой фанат Наутилуса (ну вы помните Скованные одной цепью) намертво примотал электросамокаты к фонарному столбу, чтобы их в том месте больше не парковали. По его словам, СИМы не давали чистить тротуары тракторам и выставлять контейнеры с мусором. Мужчина вопрос решил — после радикального хода представители кикшеринга сделали всё, чтобы пользователи в этом месте не останавливались. Записываем лайфхак, не стесняемся.

Трудно однозначно сказать, что происходит в Перми: борьба за права пешеходов, конкурентная война или угнетение бизнеса нерадивыми чиновниками? В 2022 году администрацией города были заключены соглашения c кикшеринговыми компаниями. Ими было определено, что самокаты можно оставлять только на местах, согласованных с администраций города. Бытует мнение, что самокатчики без согласования с городскими властями самостоятельно определяли места, где было возможно запарковать СИМ, при этом они в разы превышали ранее согласованные места (помним да о резко возросшем транспортном парке?). Вот административный ресурс и начал хлестать кнутом. Хотя представители Юрента утверждают, что это исключительный случай, и «власти Перми тоже поймут и пойдут нам навстречу, чтоб мы могли организовать работу сервисов в городе так, чтобы это никому не мешало и при этом было удобно пользователям».

Тем временем Госдума на федеральном уровне собирается прищемить непутёвых любителей езды с ветерком. Среди основных предложенных мер ответственности предусмотрен штраф за пьяную езду на электросамокате и за отказ от медосвидетельствования — до 30 тыс. рублей, штраф за езду на электросамокате одновременно нескольких человек — до 3 тыс. рублей и за перевозку детей — до 5 тыс. рублей, а также штраф за оставление водителем СИМ места ДТП — до 5 тыс. руб. По идее все кикшеринговые компании должны горячо приветствовать утверждение этих предложений, так как это снимет с них определённый груз ответственности. Но как бы цинично это не звучало, живучесть этого бизнеса напрямую будет зависеть от живучести пешеходов, которые так или иначе будут попадать под колёса самоката.



На стоимость акций Вуша штрафстоянки в Перми и законопроекты в Госдуме пока не сказываются. В апреле они торгуется около 320-рублевой отметки, не демонстрируя каких-то крутых пике. Компания настаивает на своей исключительной законопослушности. Директор по коммуникациям Whoosh Юлия Камойлик уверяет, что «сервисы вводят автоматические ограничения, чтобы пользователи просто не могли нарушить. Например, мы системно снижаем скорость в медленных зонах и ограничиваем поездки вдвоем. В следствие чего процент инцидентов в Whoosh очень низкий. Так, „в 2022 году на 1000 поездок приходилось 0,1% аварий и падений, а сейчас показатель еще ниже. Но наша цель — 0,001%“.

Звучит внушительно. Но если в следствии кровавых ДТП кикшеринг всё-такие попадёт под раздачу законодателей, вряд ли наверху будут уточнять, чьими именно СИМами пользовались виновники аварий.

/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter