25 декабря 2009 slon.ru
Если «духовные регуляторы» начинают сужать объекты регулирования, их расширяют религиозные фанаты с автоматами
Использование религиозных норм в регулировании торговли – вопрос непростой юридически и политически, и вряд ли он может быть решен в рамках одного федерального закона, тем более – закона, который в целом уже вызвал неоднозначные оценки. Однако дополнительную сложность проблеме «духовного регулирования» потребительского рынка придает то обстоятельство, что «регуляторы» очень узко выбирают для себя объекты регулирования.
В исламе, например, стихийно сложилось некое «разделение труда», хотя участвуют в нем совместно те, кто вряд ли мыслит друг друга соратниками. Так, официальные Духовные управления мусульман часто специализируются на определенных нишах книжного рынка. В регионах России, где доминирует ислам суфийского толка, не раз налагались запреты на продажу книг некоторых современных мусульманских проповедников из Москвы и Татарстана, не являющихся сторонниками суфизма. Также не раз возникал вопрос о правомерности продажи русских переводов Корана: для мусульманина священен именно арабский его текст, а в отношении позволительности перевода вообще и достоинств конкретных русских переводов мнения разнятся.
Кроме того, сейчас некоторые алимы (исламские ученые) все подробнее рассказывают о том, что допустимо, а что нет в исламских финансах (в связи с запретом кредитования под фиксированный процент), в какие бумаги могут вкладываться образующиеся в России исламские ПИФы, а в какие – нет. Я даже присутствовал при весьма содержательном споре финансистов кавказского происхождения о том, может ли мусульманин приобретать фьючерсы на индекс S&P500.
Никто не вправе сказать, что те или иные вопросы религиозных норм неважны для верующего. Тем более, это не вправе говорить внешний по отношению к исламу наблюдатель. Если для мусульман представляет ценность евангельская притча о «заглатывающих верблюда и сцеживающих комара», то это – повод только для внутримусульманской дискуссии. Я же только хочу констатировать тот печальный факт, что у других сфер потребительского рынка есть другие регуляторы. Это ваххабиты, расстрелявшие недавно сауну с девушками в дагестанском Буйнакске. Это их единомышленники, совершающие «наезды» на точки торговли алкоголем. Спору нет – традиционное исламское духовенство много внимание уделяет исправлению нравов. Но вытеснить общественно опасных «конкурентов» с этого поля оно пока не может.
Константин Казенин
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Использование религиозных норм в регулировании торговли – вопрос непростой юридически и политически, и вряд ли он может быть решен в рамках одного федерального закона, тем более – закона, который в целом уже вызвал неоднозначные оценки. Однако дополнительную сложность проблеме «духовного регулирования» потребительского рынка придает то обстоятельство, что «регуляторы» очень узко выбирают для себя объекты регулирования.
В исламе, например, стихийно сложилось некое «разделение труда», хотя участвуют в нем совместно те, кто вряд ли мыслит друг друга соратниками. Так, официальные Духовные управления мусульман часто специализируются на определенных нишах книжного рынка. В регионах России, где доминирует ислам суфийского толка, не раз налагались запреты на продажу книг некоторых современных мусульманских проповедников из Москвы и Татарстана, не являющихся сторонниками суфизма. Также не раз возникал вопрос о правомерности продажи русских переводов Корана: для мусульманина священен именно арабский его текст, а в отношении позволительности перевода вообще и достоинств конкретных русских переводов мнения разнятся.
Кроме того, сейчас некоторые алимы (исламские ученые) все подробнее рассказывают о том, что допустимо, а что нет в исламских финансах (в связи с запретом кредитования под фиксированный процент), в какие бумаги могут вкладываться образующиеся в России исламские ПИФы, а в какие – нет. Я даже присутствовал при весьма содержательном споре финансистов кавказского происхождения о том, может ли мусульманин приобретать фьючерсы на индекс S&P500.
Никто не вправе сказать, что те или иные вопросы религиозных норм неважны для верующего. Тем более, это не вправе говорить внешний по отношению к исламу наблюдатель. Если для мусульман представляет ценность евангельская притча о «заглатывающих верблюда и сцеживающих комара», то это – повод только для внутримусульманской дискуссии. Я же только хочу констатировать тот печальный факт, что у других сфер потребительского рынка есть другие регуляторы. Это ваххабиты, расстрелявшие недавно сауну с девушками в дагестанском Буйнакске. Это их единомышленники, совершающие «наезды» на точки торговли алкоголем. Спору нет – традиционное исламское духовенство много внимание уделяет исправлению нравов. Но вытеснить общественно опасных «конкурентов» с этого поля оно пока не может.
Константин Казенин
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу