Какое влияние новые санкции окажут на сектора? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Какое влияние новые санкции окажут на сектора?

13 июня 2024 БКС Экспресс
Санкции против ключевых институтов финансового сектора РФ — самые серьезные за последние полтора года после ввода нефтяного эмбарго и потолка цен на нефть. Рассмотрим, какой эффект они могут оказать на отдельные сектора.

На долю внебиржевого валютного рынка в январе – апреле приходилось порядка 55–60% валютных торгов, поэтому объем рынка достаточно большой для формирования репрезентативной оценки официального курса. В то же время отсутствие единой площадки для торгов приведет к расширению спредов на валютные операции со стороны банков.

Мы допускаем ослабление курса на 3–5% в ближайшие дни на фоне роста панического спроса на валюту — по нашим оценкам, на внебиржевом рынке курс уже ослаб на 2,7% в среду. Дальнейшая краткосрочная динамика курса будет определяться усилиями ЦБ по формированию новой валютной инфраструктуры, в частности корректировки механизмов обязательной продажи валюты экспортерами и валютных интервенций ЦБ, которые раньше осуществлялись на Мосбирже. В долгосрочном периоде для курса будет важнее, как данные санкции повлияют на экспортные и импортные операции.

Нефтегазовый сектор

США расширили санкции против СПГ-проектов НОВАТЭКа. Под новые ограничения попали СПГ-танкеры, строящиеся на верфи судостроительном заводе «Звезда» для «Арктик СПГ – 2», а также будущие СПГ-проекты компании: «Мурманск СПГ», «Обский ГХК», «Арктик СПГ – 1» и «Арктик СПГ – 3». Предсказуемо, но все равно негативно.

Новые санкции нельзя назвать неожиданными. Достаточно посмотреть, какое внимание США уделяют блокировке частично завершенного «Арктик СПГ – 2». Несмотря на запуск первой технологической линии, завод до сих пор не начал коммерческую эксплуатацию, так как не может получить танкеры-газовозы ледового класса. Таким образом, ограничения в отношении других СПГ-проектов были достаточно предсказуемы. Поэтому, как мы и полагали, новые санкции несут проблемы, с которыми НОВАТЭК уже столкнулся в рамках «Арктик СПГ – 2». Впрочем, компании от этого не легче.

От успеха «Арктик СПГ – 2» зависит судьба всех последующих проектов. На прошлой неделе стало известно, что НОВАТЭК направляет специалистов на судостроительный завод «Звезда», чтобы достроить там два СПГ-танкера. Кроме того, гендиректор норвежской Flex LNG Эйстайн Каллеклев, предупредил, что РФ может собирать теневой флот СПГ-танкеров по примеру российских нефтедобытчиков. Мы считаем, что НОВАТЭК, скорее всего, со временем начнет эксплуатацию готовой первой и близкой к завершению второй линий «Арктик СПГ – 2». Однако на решение проблем, связанных с получением достаточного количества танкеров (особенно ледового класса) для транспортировки газа из Арктики в свободные ото льда воды, могут уйти годы. Со следующим на очереди проектом «Мурманск СПГ» будет проще — он разработан для строительства в незамерзающем круглый год порту, однако все равно столкнется со значительными трудностями.

Все остальные бумаги нефтегазового сектора РФ, по всей видимости, затронуты не будут (как минимум напрямую), хотя санкции в отношении финансового сектора могут затруднить расчеты за товары, направляемые на экспорт.

Металлургия и горная добыча

Прямого эффекта на горно-металлургический сектор от введенных санкций мы не ожидаем, учитывая, что большинство компаний ранее так или иначе уже столкнулись с ограничениями. Между тем возможен некоторый рост транзакционных издержек при приобретении иностранных товаров/оборудования в рамках инвестпрограмм, экспорте продукции. В целом эффект от недавних ограничений в меньшей степени может коснуться секторов, ориентированных на внутренний рынок. Так, доля внутренних продаж металлургических компаний Северстали, ММК, ТМК составляет 85–90%.

Финансовый сектор и недвижимость

По нашим оценкам, санкции США против Мосбиржи потенциально могут привести к потере до 4% комиссионных доходов и до 2% выручки компании. Допускаем, что объемы торгов на валютном рынке снизятся. Основной удар придется по валютному рынку — на него пришлось 25% всех объемов торгов площадки в I квартале 2024 г. Этот сегмент может потерять до трети объемов торгов. По нашим оценкам, доля доллара и евро занимает менее половины на рынках спот, а на рынках своп доля еще меньше. Между тем мы не видим рисков для чистого процентного дохода (57% выручки). Сохраняем «Негативный» взгляд на акции Мосбиржи.

Мы не прогнозируем сильный негативный эффект на другие сегменты Мосбиржи (деривативы, ценные бумаги и денежный рынок). В акциях и облигациях торги проходят в рублях во внутреннем периметре. На денежном рынке мы тоже не ждем серьезных последствий — операции там проходят только на внутреннем рынке. В деривативах расчеты по производным инструментам с долларом и евро также не должны пострадать: расчеты ведутся по курсу ЦБ. В структуре срочного рынка доля валютных контрактов за I квартал 2024 г. составила 52%.

Судя по структуре объемов торгов и комиссий, негатив для финансов Мосбиржи, по нашим оценкам, будет ограниченным. В I квартале доля комиссий валютного рынка в общих комиссиях составила 13%. По нашим расчетам, потеря части этих доходов означает негативный эффект в пределах 4% общих комиссий или до 2% выручки. Кроме того, в структуре чистых процентных доходов свыше 90% — доходы по рублевым остаткам. Мы не видим здесь крупных рисков, учитывая высокие процентные ставки на данный момент. Мосбиржа не предоставляет данных по разбивке клиентских остатков по валютам.

Мы не ожидаем, что переход на внебиржевой валютный рынок поддержит доходы банков под покрытием, поскольку они находятся под санкциями.

Технологии, медиа, телекоммуникации и ритейл

У компаний в секторах технологий, медиа, телекоммуникаций и ритейла нет значительного дохода от экспорта или импорта, но для них важен вопрос трансграничных платежей и стоимости импорта. Пока, на наш взгляд, неясно, как новый пакет санкций отразится на трансграничных платежах, в том числе в валютах, отличных от доллара и евро.

В телекоме, онлайн-торговле и интернет-сегменте зона риска в первую очередь — стоимость и возможность закупки оборудования и серверов.
Для продуктового ритейла риски, вероятно, ограничены.
Для непродуктового — зависит от компании и сегмента.

Наибольшие валютные и расчетные риски, скорее всего, у М.Видео-Эльдорадо – сектор бытовой электроники, значительная часть зарубежного ассортимента, 30% оборота — прямой импорт (конец 2023 г.). При этом в моменте валютные колебания исторически приводили к скачку оборота компании.

У Henderson производство коллекций осуществляется в основном на зарубежных мощностях, но компания работает в сегменте одежды и уже в 2023 г. существенно увеличила долю расчетов по закупкам в рублях, минимизировав долю расчетов в долларах и евро.

IT

Влияние санкций на IT-сектор — опосредованное.

Новый пакет санкций ограничивает с 12 сентября оказание консалтинговых, облачных и других IT-услуг для российских предприятий.

В среднесрочной перспективе это может быть выгодно российским компаниям, оказывающим соответствующие услуги. Из перечисленных значимыми являются, например, облачные услуги. Так, Софтлайн, Астра, Диасофт и Позитив теоретически могут от этого выиграть. Но понять, как увеличатся выручка и прибыль, сложно. Это в частности связано с ориентацией всех четырех компаний на крупных клиентов с длинными бюджетными циклами (хотя Софтлайн также активно работает и со средним бизнесом).

Американские санкции против российской IT-индустрии во многом копируют европейские санкции (от декабря 2023 г.), следовательно, есть вероятность, что новые санкции могут не сильно изменить ситуацию.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter