Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Товар закончился после выхода фильма: 9 примеров влияния поп-культуры на экономику » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Товар закончился после выхода фильма: 9 примеров влияния поп-культуры на экономику

19 июня 2024 Тинькофф Банк Городилов Михаил
Кажется, художественные образы могут продать все — хоть стрельбу из лука, хоть лапшу быстрого приготовления.

Когда вышел фильм «Дюна 2», продажи книги-первоисточника в России подскочили в два раза. У подобного явления даже есть свое название — эффект Немо. Так его назвали из-за вышедшего в 2003 году мультфильма «В поисках Немо» о приключениях рыбы-клоуна. Ученые заметили, что он стал причиной резкого спроса на аквариумных рыб-клоунов, что привело к росту их вылова.

В этом материале приведу примеры того, как произведения массовой культуры влияют на продажи разных товаров и услуг.

Франшиза «Голодные игры» сделала популярной стрельбу из лука

Что за произведение. Серия фильмов «Голодные игры» выходила с 2012 по 2015 год, а в 2023 году была премьера приквела «Баллада о змеях и певчих птицах» о событиях, предшествующих основной серии.

В картинах рассказывают об утопическом мире будущего: ресурсов стало так мало, что молодых людей из разных дистриктов

заставляют участвовать в битве, где выживает только один. Главная героиня тоже становится участником таких игр. Ее главное оружие в поединке — лук.

Как повлияло на продажи. После «Голодных игр» стрельба из лука стала популярным времяпрепровождением среди детей и подростков. По данным Archery Trade Association, в 2014 году продажи луков и сопутствующей экипировки в США выросли на 20%. А два тира для стрельбы из лука в Нью-Йорке сообщили о 75-процентном увеличении посещаемости с тех пор, как началась шумиха вокруг «Голодных игр».

Фильм «Барби» помог продажам кукол

Что за произведение. В 2023 году вышел фильм «Барби» с Марго Робби и Райаном Гослингом в главных ролях. В этой комедии кукла Барби впервые задумывается о смерти, покидает свой идеальный Барбиленд и отправляется в реальный мир.

Нешуточный ажиотаж вокруг фильма развернулся еще до его выхода, а по итогам 2023 года он собрал самую большую кассу за год — более 1,4 млрд долларов.

Как повлияло на продажи. Премьера «Барби» состоялась 20 июля, то есть в третьем квартале 2023 года. И в этом отчетном периоде продажи кукол Барби от Mattel выросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Руководство компании назвало фильм катализатором продаж на долгие годы вперед.

В России «Барби» официально не выходила, но ажиотаж, связанный с картиной, не обошел стороной и нашу страну. Во второй половине июля 2023 года спрос на одноименную куклу на маркетплейсе Ozon вырос на 24%, а на «Яндекс Маркете» — на 50%.

Песня Тейлор Свифт повлияла на бизнес производителей бижутерии

Что за произведение. В октябре 2022 году у певицы Тейлор Свифт вышел альбом Midnights, а нем была песня You’re on Your Own, Kid. Она стала хитом: вошла в топы чартов США, Австралии и Сингапура и достигла 7-го места в рейтинге Billboard Global 200

. По данным на начало лета 2024 года, в стриминговом сервисе Spotify этот трек послушали более 580 млн раз.

Как повлияло на продажи. В песне есть строчка So make the friendship bracelets, take the moment and taste it, которую на русский можно перевести так: «Так что сплети браслеты дружбы, лови момент и наслаждайся им». Такой призыв привел к росту продаж этих самых браслетов дружбы — в России подобные украшения называют фенечками.

В частности, сеть магазинов бижутерии и товаров для декора Michaels Store сообщала, что продажи украшений и наборы для создания ювелирных изделий выросли на 40% с апреля по август 2023 года. В этот период певица как раз была в концертном туре Eras. В городах, где проходили концерты, продажи этих товаров вырастали на 300% в дни, предшествующие шоу, рассказывал представитель магазина.

Фильм «Мастер и Маргарита» подстегнул продажи романа Булгакова

Что за произведение. В начале 2024 года вышел фильм режиссера Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» — экранизация одноименного романа Михаила Булгакова.

Кино получило в целом положительные отзывы: его зрительская оценка на «Кинопоиске» равняется 7,8 балла из 10, а на IMDB — 7,3 балла. Кассовые сборы фильма в России составили 2,45 млрд рублей — больше, чем у любого другого российского фильма в первой половине 2024 года.

Как повлияло на продажи. После выхода фильма спрос на роман-первоисточник заметно вырос. В книжной сети «Читай-город — Буквоед» продали 7383 экземпляра в первую неделю после премьеры фильма — почти в пять раз больше, чем за аналогичный период годом ранее. В несколько раз продажи этой книги выросли в книжном магазине «Республика», маркетплейсах Wildberries и «Мегамаркет». А в сервисе Bookmate количество прочтений и прослушиваний аудиоверсии романа увеличилось в 90 раз, в «Строках» — в 50 раз.

Похожая ситуация возникает почти всегда, когда экранизация романа-первоисточника становится популярной. Например, выход фильма «Хоббит: Нежданное путешествие» привел к росту продаж книги, по которой он был снят.

Сериал «Ведьмак» привел новых игроков в игру «Ведьмак»

Что за произведение. В 2019 году на Netflix вышел первый сезон сериала «Ведьмак», основанного на книжной вселенной польского писателя Анджея Сапковского о приключениях Геральта, профессионального охотника на сверхъестественных созданий. В первый месяц с момента релиза его посмотрели более 76 млн аккаунтов, и по этому показателю на тот момент он занимал третье место среди всех сериалов Netflix.

Как повлияло на продажи. К тому времени выпущенная в 2016 году компьютерная игра «Ведьмак 3: Дикая охота» и тоже основанная на книжной серии Сапковского уже имела статус культовой. Однако «Ведьмаку» от Netflix удалось вдохнуть в нее новую жизнь — в декабре 2019 года, в месяц выхода сериала, продажи игры выросли на внушительные 554% по сравнению с декабрем 2018.

Похожая ситуация повторилась и в 2024 году. Выход сериала «Фоллаут» по одноименной серии игр стал причиной того, что продажи Fallout 4 выросли на 7500%.

Книжная трилогия «Пятьдесят оттенков серого» заставила обратить внимание на секс-игрушки

Что за произведение. Эротическая трилогия «Пятьдесят оттенков серого» британской писательницы Эрики Леонард

рассказывает об отношениях молодой выпускницы вуза и состоятельного предпринимателя, который практикует БДСМ.

Книги выходили с 2011 по 2012 год, и все они становились бестселлерами. Например, в США в течение шести недель после выхода было продано 10 млн копий первой книги серии. А в Великобритании ее продавали по 100 тысяч копий в неделю: по этому показателю книга опередила серии о Гарри Поттере и «Сумерки».

Как повлияло на продажи. На родине автора трилогии успех ее книг привел к росту популярности секс-игрушек, которыми пользовались герои, писал в июле 2012 года журнал Cosmopolitan. Особенно — интимных бус

: их продажи на Amazon выросли на 400%. Также, по данным издания, после появления в книжных магазинах романа «Пятьдесят оттенков серого» магазины нижнего белья Victoria’s Secret, Boux Avenue и La Perla фиксировали увеличение числа женщин, которые покупают эффектное белье.

В России тоже была похожая ситуация, но только после выхода фильма, снятого по этой книге. Интим-магазины по всей стране заметили рост продаж, когда киноленту стали показывать на больших экранах.

Сериал «Ход Королевы» стал причиной рекордного спроса на шахматы

Что за произведение. Мини-сериал «Ход королевы» с Аней Тейлор-Джой в главной роли вышел на Netflix в конце октября 2020 года. Он рассказывает о гениальной шахматистке, которая шаг за шагом идет к тому, чтобы стать чемпионом мира.

Это был очередной хит стриминговой платформы: только за четыре недели его посмотрели 62 млн аккаунтов, что сделало его самым популярным мини-сериалом Netflix на тот момент.

Как повлияло на продажи. После выхода сериала интерес к шахматам стал небывалым. Если раньше на популярном сайте для онлайн-игр в шахматы chess.com каждый месяц регистрировалось около 1 млн аккаунтов в месяц, то в течение месяца после премьеры «Хода королевы» число регистраций увеличилось до 2,8 млн в месяц. А продажи шахматных наборов в течение трех недель после того, как сериал стал доступен на Netflix, выросли в США на 87%, продажи книг о шахматах — на 603%. При этом до 2020 года продажи шахмат в стране снижались.

В России на фоне интереса к «Ходу королевы» продажи шахмат в ноябре 2020 года выросли на 48% по сравнению с предыдущим месяцем.

Документальный фильм Дудя* спровоцировал спрос на тесты на ВИЧ

Что за произведение. 11 февраля 2020 года журналист и видеоблогер Юрий Дудь* опубликовал на своем YouTube-канале документальный фильм, посвященный проблеме ВИЧ в России. В течение нескольких дней после выхода его посмотрели более 10 млн человек, а сейчас у фильма более 24 млн просмотров. Заместитель министра здравоохранения Олег Салагай назвал работу журналиста полезной.

Как повлияло на продажи. Буквально в день выхода фильма спрос на ВИЧ-тесты в аптеках «Неофарм» и «Столички» вырос в 9 раз. В интернет-магазине eapteka.ru тесты закончились в первые несколько часов после его публикации на видеохостинге. В медицинском центре «Инвитро» число заказанных тестов на ВИЧ в неделю, когда вышел фильм, выросло на 12% по всей России и на 15% по Москве и Московской области.

«Паразиты» привлекли внимание к лапше быстрого приготовления

Что за произведение. Южнокорейская черная комедия «Паразиты» вышла в 2019 году и собрала все главные кинопремии планеты: «Золотую пальмовую ветвь», «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и «Оскар» как лучший фильм года.

История о бедной семье, которая обманом втирается в доверие к богатым работодателям, понравилась не только критикам, но и зрителям. В Великобритании фильм стал самой кассовой кинолентой на иностранном языке, а в США занял первое место по продажам в Amazon и iTunes.

Как повлияло на продажи. Герои «Паразитов» ели «Чапагури»: это микс из двух видов лапши быстрого приготовления брендов Chapagetti и Neoguri. Их производит компания Nongshim, которая сообщила, что после того, как фильму вручили «Оскар», отгрузки этих двух товаров выросли на 60%. Сетевые магазины Южной Кореи также заметили, что продажи этих двух марок лапши сильно выросли, как только «Паразиты» удостоились престижной кинопремии.

Более того, успех фильма «Паразиты» поспособствовал тому, что акции Nongshim выросли на 10%.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу