Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Расширение БРИКС неизбежно, но проблематично » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Расширение БРИКС неизбежно, но проблематично

4 сентября 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр
На саммите БРИКС, который пройдет осенью в Казани, будет рассматриваться заявка Турции на полноценное членство в организации. В случае положительного решения, Турция станет первой страной-членом НАТО, которая войдет в объединение. Членом БРИКС стремиться стать и Малайзия. Возможное вступление крупных региональных экономик в неформальное экономическое объединение играет на руку Москве, которая хочет создать альтернативу экономическим объединениям «коллективного Запада». Однако, несмотря на рост взаимной торговли, расширение БРИКС может «размыть» союз, между государствами-членами которого немало противоречий.

«Турция подала заявку на полноформатное членство. Будем рассматривать», - рассказал помощник президента Юрий Ушаков, слова которого приводит «Интерфакс».

В последнее время формат БРИКС становится привлекательным для различных государств мира. К организации присоединились Иран, Египет, Эфиопия и ОАЭ, но в случае Турции в объединение впервые вступит страна-член блока НАТО.

Турция - одна из крупнейших экономик региона, имеющая тесные связи с США и ЕС, и ее вступление в БРИКС, где в этом году председательствует Россия, - тактическая победа для Москвы. Для Анкары возможное вступление в БРИКС означает «стремление создавать альянсы за пределами Запада», пишет Bloomberg.

Стоит отметить, что Анкара, начиная с 1990-х годов, пыталась вступить в ЕС, однако процесс переговоров фактически ни к чему не привел. По словам экспертов Bloomberg, близких к руководству страны, сегодня членство в БРИКС видится Турцией как важный козырь, так как «геополитический центр тяжести смещается от развитых стран» в сторону развивающихся.

Москва, скорее всего, будет всячески лоббировать вступление в БРИКС Турции, с которой имеет крупные экономические связи. При этом не исключено, что в Кремле надеются, что членство в БРИКС сгладит внешнеполитические противоречия между Москвой и Анкарой.

Возможное вступление Турции в БРИКС происходит на фоне ухудшившихся отношений Анкары с Западом. «Этот шаг был сделан в то время, когда отношения Турции с Западом, особенно с Соединенными Штатами и Европейским Союзом, стали напряженными из-за ряда вопросов, включая оборону, права человека и региональные конфликты. Более тесно сотрудничая с БРИКС, Турция, похоже, сигнализирует о своей готовности изучить альтернативные альянсы, которые лучше будут служить ее национальным интересам», - пишет ближневосточный портал Al Monitor.

Как отмечает в беседе с Finam.ru директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев, вступая в БРИКС, Анкара хочет «сбалансировать свои развитые отношения с Западом, особенно с американскими партнерами, за счёт участия в структурах Глобального Юга». "Между тем, считаю преждевременным вывод о том, что турки отдают однозначное преимущество именно взаимодействию с Глобальным Югом. Экономически он и его институты ещё только наращивают мускулы. На ЕС приходится почти половина внешнеторгового оборота Турции. Да, страна рассчитывает получить известные преференции экономического характера — доступ на рынок стран БРИКС. России присоединение Турции к БРИКС не сулит выигрыша. Политического в том числе»,- говорит эксперт.

Интерес к вступлению в БРИКС проявляет и Малайзия, экономически развитая страна Юго-Восточной Азии, которая подала заявку в конце июля. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что российский президент «не вправе» давать ответа на вопрос о вступлении, так как эти вопросы должны решаться «консолидировано». При этом он дал понять, что вопросы расширения организации будут обсуждаться на саммите в Казани.

Еще одна страна, которая также выражает интерес к вступлению в БРИКС, - латиноамериканское государство Боливия. «Я считаю, что в мире произошел очень важный поворот после кризиса, вызванного пандемией. В мире существует политический, климатический, энергетический, продовольственный кризис, кризис нехватки воды, поэтому нам действительно нужны новые альтернативы, такие как БРИКС, которые представляют собой действительно прекрасную возможность противостоять всем кризисам, которые сегодня переживает мир», - сказала в интервью «РИА Новости» глава МИД этой страны Селинда Соса.

В Москве, которая, несомненно, обрадована интересом к альянсу, в котором она видит «противовес» коллективному Западу, дают понять, что расширению «есть пределы». «Существует предложение по выработке статуса государства-партнера БРИКС. Соответственно, предстоит всем вместе определить, сколько может быть этих партнеров, кто может быть партнерами и так далее. Это все будет обсуждаться в Казани", - рассказал журналистам Песков.

Многие эксперты также видят опасность в расширении БРИКС, так как оно может размыть организацию, которая имеет неформальный статус. В отличие от такого объединения как ЕС, в БРИКС отсутствуют общие политические институты, нет также и единой валюты, хотя разговоры о ее создании ведутся. Единственным полноценным финансовым институтом можно назвать Банк БРИКС, куда недавно вступил Алжир. При этом государство не является членом организации.

Американское издание Fortune констатирует, что на счету БРИКС «по-прежнему очень мало достижений». «Например, у блока нет никаких официальных торговых или инвестиционных соглашений», - говорится в публикации издания. Fortune также напоминает о противоречиях, существующих между двумя странами-членами БРИКС, - Индией и Китаем.

«Китай и Индия, две крупнейшие экономики БРИКС, на сегодняшний день не находятся в дружественных отношениях, особенно после смертельного пограничного столкновения в 2020 году. Индия также является членом «четверки», группировки, в которую также входят Япония, США и Австралия. Официальные лица США указывают на Индию как на возможный противовес политическому и экономическому подъему Китая», - пишет Fortune.

Между тем, экономическая интеграция между странами-членами БРИКС растёт. Как отмечалось в ранее опубликованном исследовании ВШЭ «БРИКС: устойчивость, конвергенция, инклюзивность», торговые связи между странами-членами БРИКС с 2017 по 2022 год увеличились на 33%. Максимально тесные связи, пишут исследователи, возникли у таких партнеров по БРИКС, как Индия – ЮАР (значение тесноты 7,5), Китай – ЮАР (9,9), Бразилия – Китай, а также Россия – Китай (по 12,9). «Максимальная дистанция тесноты торговых связей из всех возможных партнерств была зафиксирована у России с ЮАР (значение тесноты связи составило 66,4, оказавшись самым большим из всех установленных) и Индией (54,8).

Рассуждая о будущем БРИКС, часть экономистов видит объединение как группу, представляющую интересы «Глобального Юга». В подобной идее выражают заинтересованность Индия, Китай и Россия, которые пытаются доминировать в альянсе. «В последние годы сотрудничество Юг-Юг стало важным каналом содействия глобальному устойчивому развитию, и политика БРИКС в этом направлении видна через двустороннюю поддержку Индии и Китая в отношении менее развитых стран Африки. Например, в случае Индии стратегия сотрудничества страны с Африкой в целях развития основана на приоритетах африканских стран», - говорится в материалах американского экспертного центра Stimson.

Но вопрос о том, что важнее для БРИКС - расширение или развитие, остается открытым.