Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Закон больших чисел, или почему NVIDIA не может расти бесконечно теми же темпами » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Закон больших чисел, или почему NVIDIA не может расти бесконечно теми же темпами

24 сентября 2024 Invest Era | Nvidia
Деревья не растут до небес – своеобразная интерпретация закона больших чисел для рынка акций (не путать с ЗБЧ в статистике).

🤓 О чем гласит этот “закон”?

Чем больше компания, тем сложнее ей расти дальше и создавать акционерную стоимость.

Немного контринтуитивный момент, ведь, казалось бы, крупные компании – это самый надежный и безопасный вариант на рынке. У них гигантские денежные потоки, и они переживут любой кризис.

📉 Тем не менее, рано или поздно такие компании (и их акции) перестают показывать прежние темпы роста. Наступает замедление и стагнация.

Но в чем причина?

1️⃣ Рынок сбыта не бесконечный. Со временем достигается потолок. Компания либо захватывает весь рынок целиком и дальше растет вместе с ним, либо упирается в конкурентов (тогда рост ограничивается её рыночной долей).

2️⃣ Высокая база. Удвоить доходы, когда твоя выручка равна 1 b$ и 100 b$ – абсолютно несопоставимые вещи. Условно, в первом случае нужно найти ещё 1000 новых клиентов, а во втором – 100 тысяч. Это в разы сложнее. То же самое и с ценой акций.

3️⃣ Проблема эффективности размещения капитала. В какой-то момент компания может достичь таких масштабов, что дальнейшее наращивание инвестиций в рост (R&D или слияния и поглощения) становится бессмысленным. Тогда менеджмент решает тратить свободные средства на выкуп акций, погашение долга или дивиденды. То есть рост застопоривается.

📋 В чем мораль?

В том, что у любой компании когда-нибудь наступит период “зрелости”, когда темпы роста окончательно снизятся и больше никогда не выйдут на прежние уровни.

Как правило, оценка при этом тоже снижается. Акция переходит в разряд дивидендных.

Через что-то подобное сейчас проходит Apple. Дальнейший рост сильно ограничен и вряд ли превысит 10% в год. А вот оценка по мультипликаторам только растет…

Но часто компании находят новые направления для роста. Google и Microsoft стали гиперскейлерами, раньше они не получали доход от этого направления вовсе, а сейчас это один из важнейших сегментов для обеих компаний. Посмотрим, найдет ли Apple новые точки для роста.