14 октября 2024 Financial Times
Возможности Москвы по транспортировке нефти на старых незастрахованных судах выросли на 70% с прошлого года, говорится в докладе.
Россия увеличила мощность своего теневого флота нефтяных танкеров почти на 70 процентов по сравнению с прошлым годом, несмотря на недавние репрессии против страховщиков и судоходных компаний. Эта флотилия позволяет Москве обходить западные санкции, показало новое исследование.
Объем российской нефти, перевозимой плохо обслуживаемыми и недостаточно застрахованными танкерами, увеличился с 2,4 млн баррелей в день в июне 2023 года до 4,1 млн в июне 2024 года, говорится в докладе, опубликованном в понедельник в Киеве.
Эта тенденция наблюдается на фоне того, что США, Канада, Япония и европейские союзники все чаще выбирают в качестве мишени глобальных страховщиков и судовладельцев, пытаясь ограничить возможности Москвы получать доходы от экспорта. Они также добавили в санкционный список компании и отдельные суда, связанные с российским теневым флотом.
«Санкции в отношении танкеров были достаточно эффективными, но кампания по включению судов в черный список была слишком ограниченной, чтобы реально обуздать теневой флот России», - сказал Бенджамин Хилгенсток, один из авторов доклада
Он добавил, что санкции должны использоваться «систематически», чтобы обеспечить соблюдение требования о надлежащем страховании от разливов нефти и, таким образом, «устранить серьезную и неотложную экологическую угрозу, исходящую от теневого флота».
Многие из этих судов регулярно ходят по оживленным европейским водам, включая Балтийское море, Датские проливы и Гибралтарский пролив, что повышает риск экологических катастроф для ЕС и соседних стран.
Авторы доклада предлагают создать «свободные от тени» зоны в европейских водах, чтобы снизить эти риски. В противном случае катастрофа просто «ждет своего часа у порога Европы», утверждается в докладе. «Слабое звено в нормативно-правовой базе, а также резко возросшая роль теневых танкеров в российской нефтеторговле означают, что крупная экологическая катастрофа - лишь вопрос времени».
В июне 2024 года 70 процентов российской морской нефти перевозилось теневым флотом, на создание которого Россия, по оценкам доклада, потратила 10 миллиардов долларов. Это 89 процентов от общего объема поставок сырой нефти, большая часть которой с середины 2023 года торговалась выше предельной цены в 60 долларов за баррель, и 38 процентов российского экспорта нефтепродуктов.
Собрав этот флот, Москва разорвала связи со странами коалиции по предельному уровню цен, которые заставляли глобальные страховые компании соблюдать режим санкций, сократив возможности России до преимущественно отечественных страховщиков.
Это вызвало серьезные опасения по поводу качества, надежности и объема страхового покрытия. Сочетание возраста танкеров - в среднем 18 лет - и отсутствия адекватного страхования делает эти суда чрезвычайно опасными, утверждается в киевском отчете.
Риски еще более возрастают из-за использования флотом анонимных структур собственности под флагом государств, внесенных в серый список. В них часто участвуют многочисленные посредники, такие как британские бухгалтеры и базирующиеся в Дубае компании, скрытые через множество корпоративных структур, как показало недавнее расследование FT.
Уже произошло несколько аварий с участием теневых судов, связанных с Россией. В марте этого года 15-летний теневой танкер Andromeda Star столкнулся с другим судном недалеко от Дании. Во время транспортировки в Россию и разгрузки нефть не разлилась.
За последние два года четыре российских судна теневого флота потеряли мощность двигателя, в том числе в Дарданеллах и Датском проливе.
Суда теневого флота, используемые для перевозки нефти от других продавцов, находящихся под санкциями, также сталкивались с поломками двигателей, проблемами с техническим обслуживанием и взрывами. В мае 2023 года 27-летнее судно под флагом Габона вместимостью 700 000 баррелей, использовавшееся для перевозки иранской нефти, пережило сильный взрыв вблизи Индонезии. На тот момент оно было пустым.
Несколько судов теневого флота были замешаны в разливах нефти, причем некоторые из них скрылись с места происшествия после нанесения ущерба окружающей среде. В 2019 году 23-летнее судно Ceres I, ранее участвовавшее в торговле иранской нефтью, столкнулось с другим танкером вблизи Сингапура, выключило сигнал и попыталось скрыться, но было поймано береговой охраной Малайзии.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу