18 октября 2024 smart-lab.ru Шабалов Юрий
Вкусив успех после запуска такси без водителей в столице, Яндекс решил масштабировать своих робошофёров — компания начала тестировать беспилотные грузовики на трассе Дон. Прощай, эпоха автостопа с дальнобойщиками! Или роботов и попутчиков научат подбирать?
Маркетплейсы набрали такие обороты, и уже людей не хватает, чтобы обеспечить все потребности покупателей. Приходится призывать на помощь нанотехнологии в тесных объятиях робототехники. Заказы Яндекс маркета из Москвы в Тулу по трассе М-4 Дон начнут доставлять на беспилотных грузовиках. Пока технике доверят только дневные рейсы, но айтишники уверены, что и ночные маршруты не за горами.
Жизнь резко ускорилась в России, не находите? Ещё год назад все дивились, что можно оплачивать покупки в супермаркете улыбкой. Теперь вот грузовики без шофёров. Один очень богатый американский бизнесмен, давным-давно обещавший, что его Теслы будут хозяевам по ночам зарабатывать бабки, работая в такси, кусает локти, роняя слёзы досады. Куда девать истерически смешные мемасики как тебе такое Илон Маск?
На первом этапе пилотного проекта главной задачей станет сбор данных для обучения нейросетей и последующего запуска полностью автономных грузоперевозок без водителя-испытателя в салоне. Вопросики: в обозримом будущем дефицит водителей должен резко пойти на нет? А там, быть может, и смертельные аварии з-за заснувшего за рулём шофёра исчезнут как дурной сон? Эксперты не так оптимистичны.
А в какие же грузовики удалось впихнуть такого навигатора? Опять не обошлось без наших китайских партнёров. Яндекс машины разрабатывал на основе Shacman X6000. Не патриотичненько, учитывая то, что Камаз тоже это направление прорабатывает. Ну так это ж Яндекс, от него что ещё ожидать.
Совсем недавно беспилотные автомобили пускали на дороги общего пользования только в рамках экспериментально-правовых режимов (ЭПР, одобренные правительством локальные исключения для тестирования технологий, позволяющие обходить действующие нормативы) и только по определенным направлениям. В конце декабря 2022 г. правительство расширило ЭПР для беспилотных легковых и грузовых автомобилей в 38 регионах страны. В конце сентября Минтранс сообщил о запуске беспилотных грузовиков на трассе М-11 Нева (Москва – Петербург). К концу 2024 г. парк таких грузовиков вырастет до 43 машин, а в 2025 г. – до 93. И одними китайцами эксперимент не ограничивается — участвуют в нём Камаз, Старлайн (разработчик технологий беспилотного вождения) и ещё одно детище Германа Грефа Sberautotech, тестируют свой десяток роботов и Wildberries (если, конечно, после громкий развод и последующий делёж имущества не пустит эту махину под откос).
— Все эти проекты на стадии эксперимента, поэтому говорить о реальном спросе рано. Но интерес к технологии очень высок. Это связано в том числе с дефицитом кадров в экономике, ростом зарплат водителей, а также с перспективами использования беспилотников в труднодоступных регионах и регионах, имеющих различные факторы угроз, – считает директор консорциума предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики Дмитрий Корначев.
Корначев уверен, что в ближайшее время Яндекс на таких робогрузовиках не разбогатеет, потому как необходимы огромные инвестиции в цифровую модель дорог, наземную инфраструктуру и разработку самих грузовиков и ПО для них. Но перспективы такого эксперимента впечатляют. Вернее впечатлили, пока мы не посмотрели, сколько нынче доход дальнобоев — оказывается их в плане зарплаты давно заткнули за пояс столичные курьеры.
Меньше 80К — медианная зарплата водителя грузовика. понятно, почему у транспортных компаний дефицит кадров в этом направлении. Пиццу с роллами развозить в мегаполисе — и то больше получишь. А за баранкой грузовика ещё и всякие дополнительные плюшки гарантированы вроде профзаболеваний — остеохондрозы, привычные вывихи, геморрой, простатит и радикулит. Экономии от беспилотников в ближайшие годы точно не будет, ну хоть от геморроя с простатитом несколько десятков россиян избавят — уже плюс. Вот и директор консорциума предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики считает, что это чисто работа на имидж: «Вслед за беспилотными такси логичным шагом выглядит вывод на рынок беспилотных грузовиков. IТ-экосистема «Яндекса» позволяет загружать грузовики заказами через собственные сервисы, и можно предположить хорошую синергию».
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу