1 ноября 2024 Тинькофф Банк | Softline
IT-рынок в России
За последние несколько лет отечественный IT-рынок показывал довольно впечатляющие темпы роста, однако до сих пор остается менее развитым по сравнению с рынками многих других стран, что говорит о потенциале для дальнейшего роста и развития. Драйверы дальнейшего роста IT-рынка в России:
цифровизация всех отраслей экономики, включая создание новых цифровых платформ и сервисов;
развитие и применение технологий искусственного интеллекта;
рост популярности облачных технологий и интернета вещей;
господдержка.
На последнем пункте остановимся подробнее. В 2022 году многие иностранные вендоры покинули российский рынок, из-за чего возникла потребность в постепенном замещении иностранного ПО. Государство взяло курс на формирование технологического суверенитета, законодательно регламентируя возможность использования решений иностранных вендоров, а также активно поддерживая производителей локальных решений с помощью различных субсидий и грантов, а также льгот и преференций. Все это предоставило российским игрокам уникальную возможность роста и привело к ускоренному импортозамещению. Ожидается, что доля российских решений на отечественном IT-рынке может превысить 70% в среднесрочной перспективе, а в отдельных сегментах (например в сегменте кибербезопасности) — 95% к 2028 году.
Софтлайн является бенефициаром текущей ситуации на российском ИТ-рынке. Компания обладает необходимой экспертизой в области консалтинга, интеграции и сопровождения перехода на отечественные решения, охватывая все каналы взаимодействия с клиентами и провайдерами IT-решений.
Коротко о компании
Софтлайн — маркетплейс решений для IT-отрасли, который помогает клиентам цифровизировать их бизнес. За последние несколько лет компания диверсифицировала бизнес, перейдя от чистой дистрибуции продуктов сторонних производителей к собственным решениям, которые разработаны самой компанией или получены в результате череды M&A-сделок. Многие собственные решения Софтлайна находятся на все еще довольно ранней стадии развития, однако некоторые продукты уже завоевали прочные позиции на рынке, что добавляет оптимизма в отношении будущих перспектив.
Компания фокусируется на наиболее привлекательных сегментах IT-рынка, включая облачные технологии и кибербезопасность. Среди клиентов Софтлайна преимущественно представители B2B- и B2G-секторов. Клиентская база компании довольно диверсифицирована: доля топ-5 заказчиков не превышает 10% от выручки.
Факторы инвестиционной привлекательности
Развитие собственных продуктов
По нашему мнению, развитие собственных продуктов является основным фактором инвестиционной привлекательности компании. Доля этих продуктов в общем объеме продаж за первое полугодие 2024-го выросла до 30% с менее 3% в 2020 году. Это позитивно сказывается на эффективности бизнеса, поскольку собственные решения более рентабельные, чем продукты сторонних производителей. Так, валовая прибыль как % от продаж у собственных продуктов составляет в среднем около 60%, а у сторонних продуктов — всего около 13%. Ждем увеличения валовой маржи компании в среднесрочной перспективе за счет дальнейшего роста продаж собственных решений.
Бенефициар структурных изменений IT-рынка
Как мы отмечали выше, компания выигрывает от перестройки рынка, которая началась в 2022 году. Активное импортозамещение также положительно сказывается на прибыльности компании, но уже в сегменте решений сторонних производителей. В целом валовая маржа компании как % от продаж выросла с 14,9% в 2020-м до 26% в 2023-м.
M&A-сделки как драйвер роста в среднесрочной перспективе
Софтлайн обладает значительным опытом в совершении сделок слияний и поглощений. Только с начала этого года компания завершила более восьми подобных сделок. Причем сделала это в разных сегментах рынка и для различных целей, включая привлечение IT-специалистов, развитие портфеля собственных решений и экспансию в новые сегменты. При этом на фоне роста уровня консолидации рынка и конкуренции за освободившиеся ниши многим относительно небольшим компаниям выгодно становиться частью крупных публичных игроков, обладающих широкой базой клиентов и возможностями дистрибуции. За счет этого Софтлайну удается приобретать компании по привлекательной оценке, что приводит к увеличению стоимости самого Софтлайна.
Компания придерживается консервативной стратегии инвестирования и таргетирует средний мультипликатор EV/EBITDA сделок на уровне 5,0x.
Менеджмент Софтлайна ожидает, что в случае успешного завершения планируемых M&A-сделок по итогам 2024 года:
объемы продаж компании достигнут 135 млрд рублей (прогноз до M&A-сделок предполагал 110 млрд рублей);
валовая прибыль может увеличиться до 40 млрд рублей (прогноз до M&A-сделок — 30 млрд рублей);
EBITDA вырастет до 10 млрд рублей (прогноз до M&A-сделок — 6 млрд рублей).
Платит дивиденды
Компания планирует направлять на дивиденды не менее 25% от чистой прибыли, при этом сумма выплаченных дивидендов составит не менее 1 миллиарда рублей с первой выплатой в 2025 году.
Риски
Расходы на M&A-сделки
Из-за них весьма сложно прогнозировать финансовые показатели компании. В целом такая стратегия считается довольно рискованной из-за возможных сложностей с интеграцией купленных компаний и вероятности переплаты.
В том числе для финансирования M&A-сделок Софтлайн несколько раз проводил дополнительный выпуск акций. А недавно компания утвердила программу обратного выкупа до 5% акций. По словам менеджмента, «нынешняя цена акций компании не отражает фундаментальных характеристик бизнеса и его темпов роста». Выкупленные акции будут также использованы для финансирования M&A-сделок.
Высокая долговая нагрузка для текущих условий
На конец второго квартала чистый долг Софтлайна составил 22,6 млрд рублей. При этом чистый долг, скорректированный на стоимость портфеля ценных бумаг, составил 13,3 млрд рублей. Соотношение скорректированного чистого долга к скорректированной EBITDA за последние 12 месяцев составило 2x. По словам компании, это комфортный уровень долговой нагрузки. Однако в текущих условиях высоких процентных ставок такой уровень долговой нагрузки оказывает давление на чистую прибыль компании и может затормозить возможность финансирования дальнейшего роста.
Ну и что?
Акции Софтлайна могут быть привлекательны для инвестиций, если компании удастся успешно реализовать стратегию роста продаж собственных решений и успешно завершить запланированные M&A-сделки. Сейчас форвардный EV/EBITDA (учитывает прогноз на весь 2024-й) у компании находится на уровне 6,2х — это ниже, чем у большинства российских публичных IT-компаний. Без учета M&A-сделок мультипликатор составляет 8,8х.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
За последние несколько лет отечественный IT-рынок показывал довольно впечатляющие темпы роста, однако до сих пор остается менее развитым по сравнению с рынками многих других стран, что говорит о потенциале для дальнейшего роста и развития. Драйверы дальнейшего роста IT-рынка в России:
цифровизация всех отраслей экономики, включая создание новых цифровых платформ и сервисов;
развитие и применение технологий искусственного интеллекта;
рост популярности облачных технологий и интернета вещей;
господдержка.
На последнем пункте остановимся подробнее. В 2022 году многие иностранные вендоры покинули российский рынок, из-за чего возникла потребность в постепенном замещении иностранного ПО. Государство взяло курс на формирование технологического суверенитета, законодательно регламентируя возможность использования решений иностранных вендоров, а также активно поддерживая производителей локальных решений с помощью различных субсидий и грантов, а также льгот и преференций. Все это предоставило российским игрокам уникальную возможность роста и привело к ускоренному импортозамещению. Ожидается, что доля российских решений на отечественном IT-рынке может превысить 70% в среднесрочной перспективе, а в отдельных сегментах (например в сегменте кибербезопасности) — 95% к 2028 году.
Софтлайн является бенефициаром текущей ситуации на российском ИТ-рынке. Компания обладает необходимой экспертизой в области консалтинга, интеграции и сопровождения перехода на отечественные решения, охватывая все каналы взаимодействия с клиентами и провайдерами IT-решений.
Коротко о компании
Софтлайн — маркетплейс решений для IT-отрасли, который помогает клиентам цифровизировать их бизнес. За последние несколько лет компания диверсифицировала бизнес, перейдя от чистой дистрибуции продуктов сторонних производителей к собственным решениям, которые разработаны самой компанией или получены в результате череды M&A-сделок. Многие собственные решения Софтлайна находятся на все еще довольно ранней стадии развития, однако некоторые продукты уже завоевали прочные позиции на рынке, что добавляет оптимизма в отношении будущих перспектив.
Компания фокусируется на наиболее привлекательных сегментах IT-рынка, включая облачные технологии и кибербезопасность. Среди клиентов Софтлайна преимущественно представители B2B- и B2G-секторов. Клиентская база компании довольно диверсифицирована: доля топ-5 заказчиков не превышает 10% от выручки.
Факторы инвестиционной привлекательности
Развитие собственных продуктов
По нашему мнению, развитие собственных продуктов является основным фактором инвестиционной привлекательности компании. Доля этих продуктов в общем объеме продаж за первое полугодие 2024-го выросла до 30% с менее 3% в 2020 году. Это позитивно сказывается на эффективности бизнеса, поскольку собственные решения более рентабельные, чем продукты сторонних производителей. Так, валовая прибыль как % от продаж у собственных продуктов составляет в среднем около 60%, а у сторонних продуктов — всего около 13%. Ждем увеличения валовой маржи компании в среднесрочной перспективе за счет дальнейшего роста продаж собственных решений.
Бенефициар структурных изменений IT-рынка
Как мы отмечали выше, компания выигрывает от перестройки рынка, которая началась в 2022 году. Активное импортозамещение также положительно сказывается на прибыльности компании, но уже в сегменте решений сторонних производителей. В целом валовая маржа компании как % от продаж выросла с 14,9% в 2020-м до 26% в 2023-м.
M&A-сделки как драйвер роста в среднесрочной перспективе
Софтлайн обладает значительным опытом в совершении сделок слияний и поглощений. Только с начала этого года компания завершила более восьми подобных сделок. Причем сделала это в разных сегментах рынка и для различных целей, включая привлечение IT-специалистов, развитие портфеля собственных решений и экспансию в новые сегменты. При этом на фоне роста уровня консолидации рынка и конкуренции за освободившиеся ниши многим относительно небольшим компаниям выгодно становиться частью крупных публичных игроков, обладающих широкой базой клиентов и возможностями дистрибуции. За счет этого Софтлайну удается приобретать компании по привлекательной оценке, что приводит к увеличению стоимости самого Софтлайна.
Компания придерживается консервативной стратегии инвестирования и таргетирует средний мультипликатор EV/EBITDA сделок на уровне 5,0x.
Менеджмент Софтлайна ожидает, что в случае успешного завершения планируемых M&A-сделок по итогам 2024 года:
объемы продаж компании достигнут 135 млрд рублей (прогноз до M&A-сделок предполагал 110 млрд рублей);
валовая прибыль может увеличиться до 40 млрд рублей (прогноз до M&A-сделок — 30 млрд рублей);
EBITDA вырастет до 10 млрд рублей (прогноз до M&A-сделок — 6 млрд рублей).
Платит дивиденды
Компания планирует направлять на дивиденды не менее 25% от чистой прибыли, при этом сумма выплаченных дивидендов составит не менее 1 миллиарда рублей с первой выплатой в 2025 году.
Риски
Расходы на M&A-сделки
Из-за них весьма сложно прогнозировать финансовые показатели компании. В целом такая стратегия считается довольно рискованной из-за возможных сложностей с интеграцией купленных компаний и вероятности переплаты.
В том числе для финансирования M&A-сделок Софтлайн несколько раз проводил дополнительный выпуск акций. А недавно компания утвердила программу обратного выкупа до 5% акций. По словам менеджмента, «нынешняя цена акций компании не отражает фундаментальных характеристик бизнеса и его темпов роста». Выкупленные акции будут также использованы для финансирования M&A-сделок.
Высокая долговая нагрузка для текущих условий
На конец второго квартала чистый долг Софтлайна составил 22,6 млрд рублей. При этом чистый долг, скорректированный на стоимость портфеля ценных бумаг, составил 13,3 млрд рублей. Соотношение скорректированного чистого долга к скорректированной EBITDA за последние 12 месяцев составило 2x. По словам компании, это комфортный уровень долговой нагрузки. Однако в текущих условиях высоких процентных ставок такой уровень долговой нагрузки оказывает давление на чистую прибыль компании и может затормозить возможность финансирования дальнейшего роста.
Ну и что?
Акции Софтлайна могут быть привлекательны для инвестиций, если компании удастся успешно реализовать стратегию роста продаж собственных решений и успешно завершить запланированные M&A-сделки. Сейчас форвардный EV/EBITDA (учитывает прогноз на весь 2024-й) у компании находится на уровне 6,2х — это ниже, чем у большинства российских публичных IT-компаний. Без учета M&A-сделок мультипликатор составляет 8,8х.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу