Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Стив Ханке: «Тарифы – отличный способ нажить себе врагов. США, похоже, в последнее время весьма искусны в этом» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Стив Ханке: «Тарифы – отличный способ нажить себе врагов. США, похоже, в последнее время весьма искусны в этом»

2 декабря 2024 Financial One
О вероятных последствиях тарифов Трампа для экономики и доллара США рассказал профессор прикладной экономики Университета Джонса Хопкинса Стив Ханке в интервью Дэвиду Лину.

До вступления Дональда Трампа в должность президента США остается еще более 50 дней, но, он уже заложил основу для торговой войны, которая может потрясти мировую экономику, пишет The Guardian.

В понедельник Трамп объявил, что подпишет указ о введении 25-процентных тарифов на весь импорт из Канады и Мексики, а также дополнительных 10-процентных тарифов на импорт из Китая. Хотя во время предвыборной кампании избранный президент обещал ввести универсальные тарифы – на все товары, импортируемые в США из-за рубежа, – эти тарифы направлены именно против трех крупнейших торговых партнеров страны. Трамп заявил, что подпишет указ 20 января, в первый день своего пребывания в должности.
Некоторые эксперты прогнозируют, что увеличение торговых тарифов негативно скажется на американской экономике. К слову, одной из причин Великой депрессии 1930-х годов стало принятие закона Смута-Хоули о таможенном тарифе, согласно которому поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Может ли история повториться?

Тарифы Смута-Хоули действительно способствовали возникновению Великой депрессии, но ключевую роль сыграли два фактора: сами тарифы и массовое сокращение денежной массы в период с 1929 по 1933 год, объясняет Стив Ханке. Если рассматривать ситуацию в современном контексте, то с июля 2022 года наблюдается сокращение денежной массы в США. Такое происходило всего четыре раза с момента создания Федеральной резервной системы в 1913 году, и один из этих случаев пришелся на период между 1929 и 1933 годами, во время Великой депрессии.

Теперь, что касается тарифов Смута-Хоули, давайте разберемся. Тарифы были приняты Конгрессом; также была создана комиссия, которая рассматривала и корректировала тарифы по мере необходимости. Тарифы Трампа исходят от Белого дома, а не от Конгресса, и комиссии, контролирующей процесс, не существует. Поэтому Ханке прогнозирует, что тарифы Трампа будут носить более ситуативный и произвольный характер, лишенный систематического подхода эпохи Смута-Хоули. Кроме того, скорее всего, будет существовать множество исключений, как во время первого президентского срока Трампа. Лоббисты наводнят Вашингтон, добиваясь освобождения от тарифов, считает эксперт.

Но реакция на введение тарифов, особенно в отношении таких стран, как Мексика и Канада, несомненно, будет, подчеркнул Ханке.

«Джастин Трюдо [премьер-министр Канады] уже пригрозил ответными мерами. Тарифы – отличный способ нажить себе врагов, и США, похоже, в последнее время весьма искусны в этом, – говорит эксперт. – Страны БРИКС, а также многие другие развивающиеся страны все больше недовольны США. Это недовольство тесно связано с санкциями, которые по сути являются тем же, что тарифы и квоты, – протекционистскими мерами».

Сейчас очень сложно строить предположения о том, что произойдет с уровнем безработицы или экономикой в целом после увеличения торговых тарифов со стороны США. Чтобы полностью понять последствия, нужно рассматривать сектора и компании в отдельности. Например, если компания занимается импортом и в значительной степени зависит от цепочки поставок, связанной с импортом, ее бизнес серьезно пострадает, потому что тариф – это, по сути, налог с продаж, объясняет Ханке.

Однако еще более пагубным и вредным для репутации США может оказаться подход Трампа к тарифам. Он утверждает, что не будет вводить общие тарифы, как в случае с законом Смута-Хоули; вместо этого он планирует использовать тарифы выборочно, как дубинку, чтобы заставить страны подчиниться его требованиям.

«Подобная тактика, когда президент Соединенных Штатов использует "тарифную дубинку", чтобы угрожать другим странам, заставляя их выполнять свои требования, не совсем то, что мы считаем дипломатией. Это довольно примитивный и агрессивный подход», – говорит профессор.

Например, Трамп угрожает наложить тарифы на Мексику, если она не предпримет определенных действий, таких как прекращение потока иммигрантов, пресечение контрабанды фентанила и борьба с картелями. Такой подход далек от традиционных дипломатических методов, что является плохой новостью для международных отношений.

«Экономика США уже не такая свободная и гибкая, как раньше. Начиная с 1980 года, каждая последующая администрация вводила все больше правил и ограничений для американского бизнеса. По любым меркам, экономика США сейчас менее свободная, чем во время президентства Рейгана. Она менее гибкая, а значит, менее способна приспосабливаться к экономическим потрясениям и сбоям, как внутренним, так и глобальным», – отметил Ханке.

Крупнейшей страной, поставляющей в США экспортные товары и помогающей восполнить дефицит экспорта, теперь является не Япония, а Китай. Китай заменил Японию в этом отношении, и у него есть мощное контроружие против тарифов со стороны США, считает эксперт.

«В ответ китайцы могут сделать практически все, что захотят. Например, они могут отрезать США от критически важных материалов, что приведет американскую экономику в полный упадок», – говорит он.

По словам Ханке, Китай разработал точный план по разрушению глобальных цепочек поставок таких критически важных материалов, как литий и силикон, которые необходимы для многих отраслей промышленности. В случае реализации этого плана США окажутся плохо подготовленными, как и Европа. Если США продолжат давить на Китай, страна будет точно знать, как принять ответные меры, подчеркнул профессор.

«США вступили в торговую войну с Китаем еще при Байдене. В апреле прошлого года он объявил торговую войну Китаю, так что этот конфликт продолжается. Китайцы готовы к нему, и они точно знают, как ответить», – сообщил Ханке.

Одна из ответных мер, которую Китай может принять, – это девальвация юаня на ту же сумму, что и повышение тарифов. У страны есть возможность сделать это прямо сейчас, потому что Китай переживает почти нулевую инфляцию. Целевой уровень инфляции в Китае составляет 3%, но текущая инфляция составляет всего 0,3% в год. Даже если они позволят юаню ослабнуть, инфляционный эффект будет управляемым, и на самом деле эта мера может сработать в их пользу, объясняет эксперт.