Март расплаты » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Март расплаты

Выдержит ли российская экономика испытание корпоративными долгами
10 марта 2008
Андрей Красавин

Выдержит ли российская экономика испытание корпоративными долгами

Март расплаты
Для многих российских компаний и банков настал час расплаты. На март приходится пик выплат по корпоративным долгам

За последние годы России удалось погасить практически все внешние долги государства. Но пока Минфин выплачивал транш за траншем Парижскому клубу, корпорации и банки занимали за рубежом бешеными темпами. Настает час расплаты. Только в марте российским компаниям предстоит погасить около 10 миллиардов долларов. А суммарный внешний долг банков, частных и госкомпаний превышает 400 миллиардов долларов.

В условиях мирового кризиса ликвидности деньги на рефинансирование долгов на внешних рынках могут найти далеко не все. На внутренних - тоже. По словам первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, в марте-апреле ставка на рынке межбанковского кредита может вырасти с нынешних 6 до 10 процентов. Ситуацию усугубляют и предстоящие в апреле квартальные выплаты НДС. ЦБ готов обеспечить банки дополнительной краткосрочной ликвидностью. Не оставит государство в беде и госкорпорации: оно, скорее всего, не допустит дефолта по корпоративным долгам. Но печальная реальность такова, что единственный реальный источник их рефинансирования - это госрезервы. Будет ли их достаточно при таких темпах заимствований? Тревогу впору бить уже сейчас.

К примеру, "Роснефть", которая брала кредиты на покупку активов бывшего "ЮКОСа", должна вернуть западным банкам 5,7 миллиарда долларов в марте и еще 8 миллиардов долларов в сентябре. Кроме того, госбанки ВТБ и Россельхозбанк заняли за рубежом примерно по 5-10 миллиардов долларов каждый. На круг отечественным компаниям в этом году предстоит выплатить 111,4 миллиарда долларов внешнего долга и 692,5 миллиарда рублей (более 28 миллиардов долларов) внутреннего долга. Суммарно это примерно объем Стабилизационного фонда, накопленного за несколько лет, или треть золотовалютных резервов Центробанка!

Март расплаты
(Фото: Александр Ветров/PhotoXPress. ru)

Но дело этим не ограничивается. Долговая катушка стремительно наматывает новые витки. Той же "Роснефти" удалось перекредитоваться на внешнем рынке - привлечь у синдиката международных банков пятилетний кредит на 3 миллиарда долларов. Напомним, в прошлом году компания была внесена в перечень стратегических предприятий. Это в том числе означает, что государство несет ответственность по ее обязательствам. В декабре прошлого года глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов обратился к Владимиру Путину с просьбой компенсировать "Рособоронэкспорту" 500 миллионов долларов на покупку "ВСМПО-Ависма", крупнейшего в мире производителя титана. Сделку в интересах государства компания завершила в ноябре 2006 года. Для этого она привлекла около миллиарда долларов у ВТБ и Сбербанка. Пришло время платить, а денег в бюджете на это заложено не было. В конце января Владимир Путин поручил правительству рассмотреть обращение главы "Ростехнологий". А спустя пару недель к премьер-министру Виктору Зубкову пришли банкиры, жалуясь на проблемы с ликвидностью...

Схема складывается парадоксальная. Государство расплачивается с внешними долгами. А иностранные банки-кредиторы по новой ссужают российским компаниям. Причем зачастую под госгарантии. В результате внешний долг выплачен, но резко возрос долг корпоративный. И щедрость Центробанка и правительства вряд ли умерит аппетиты корпораций-должников.

Глава Минфина Алексей Кудрин уже неоднократно предлагал ввести более серьезный контроль за внешними заимствованиями госкорпораций. Минфин еще год назад был готов начать мониторинг. Парадокс в том, что проблемы с контролем вроде бы не должно быть: большинство членов в совете директоров таких корпораций являются госпредставителями. Да и многие решения в госкомпаниях принимаются по директиве правительства. Но пока что к проблеме решили подойти "с тылу".

Одно из поручений, которое дал Владимир Путин правительству, - создание системы долгосрочного рефинансирования экономики. Предполагается, в частности, создать за счет средств Фонда национального благосостояния инвестфонд, призванный вкладывать деньги госрезерва в корпоративные ценные бумаги. То есть в России должен появиться аналог Норвежского государственного пенсионного фонда. При этом наши резервы предполагается размещать и внутри страны - с целью поддержания ликвидности финансового сектора и фондового рынка. Это повысит капитализацию компаний, надежность бумаг, а следовательно, и кредитные рейтинги эмитентов, что, в свою очередь, позволит им рефинансировать задолженность под более низкие процентные ставки. Эти меры имеют долгосрочный характер: правительство должно подготовить новый план инвестирования госрезервов к 1 октября.

Март расплаты
(Фото: PhotoXPress. ru)

Понятно, что "Роснефти", "Газпрому", ВТБ или Сбербанку корпоративный дефолт не грозит. Эти и другие госкорпорации обеспечивают более 40 процентов российского ВВП и без поддержки государства не останутся. Сегодняшний "пик неликвидности" мы переживем. Но в условиях нестабильности мировых рынков и раскручивающейся глобальной рецессии нельзя продолжать набирать новые кредиты. Чиновники уже предлагают при слишком больших объемах заемных средств прекращать регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций, повысить норму обязательных резервов коммерческих банков.

Платить по долгам все равно придется. И многим компаниям и банкам в случае больших проблем придется идти под контроль тех же окологосударственных компаний или продавать бизнес иностранцам. Ведь самое опасное в том, что проблема корпоративного долга не является частным делом.

Корпорациям и банкам для того, чтобы покрыть финансовый дефицит, надо не только искать источники перекредитования, но и сокращать расходы. Для промышленных компаний это означает уменьшение инвестиций в развитие бизнеса. Для банков - сокращение кредитных портфелей. Скажем, ставки по ипотечным и потребительским кредитам уже устремились вверх. Пик платежей этой весной еще больше подхлестнет удорожание заемных денег для населения, а это означает серьезный удар по потребительскому буму.

Март расплаты

Простой пример: в минувшем году ВВП вырос на 8,1 процента. Между тем, по данным Росстата, в последнее время резко замедлились темпы роста промышленного производства: в январе 2007го они составили в годовом исчислении 8,4 процента, а в январе 2008го - только 4,8. Добывающие отрасли, которые называют локомотивом российской экономики, демонстрируют и вовсе провальные результаты - рост в январе этого года составил всего лишь 0,6 процента. Можно сказать, что прирост добычи нефти, газа и прочего вообще остановился.

Экономику толкает вперед почти исключительно потребительский спрос. Который, в свою очередь, в значительной мере поддерживается доходами государства. Кризис ликвидности привел бы к тому, что государство не смогло бы за счет небезразмерных резервов одновременно рефинансировать долги банков с госкорпорациями и повышать доходы граждан. Все эти факторы, вместе взятые, заставляют меньше тратить и власть, и бизнес, и население. В Америке ввиду финансового кризиса это уже происходит. Волна "затягивания поясов" вскоре может докатиться и до нас


(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter