Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Застройщик Самолет заявил в прокуратуру на «потребительский экстремизм» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Застройщик Самолет заявил в прокуратуру на «потребительский экстремизм»

25 декабря 2024 Интерфакс | Самолет
Один из крупнейших в России застройщиков ГК Самолет обратился в Генпрокуратуру с жалобами на «потребительский экстремизм». Как поясняет девелопер в письме на имя генпрокурора Игоря Краснова, с текстом которого знаком источник Интерфакса, покупатели в массовом порядке взыскивают с застройщиков средства в связи некачественной, по их мнению, постройкой и отделкой квартир.

При этом, отмечает Самолет, зачастую граждан склоняют к судебным искам недобросовестные юридические фирмы, поставившие этот процесс на поток. В 2024 г., приводит статистику застройщик, 32 экспертные организации провели экспертизу в более чем 7,5 тыс. гражданских дел, и представителями дольщиков в таких судах являются одни и те же юристы. На 15 «юристов-оптовиков» приходится 70% текущих судебных дел.

За 2021–2024 гг. в Москве и Подмосковье, где «потребительский экстремизм» особенно популярен, число дольщиков, обратившихся в суды, выросло с 13% до 50–55% (в других регионах — 7%). В результате в 2022 г. выплаты застройщиков в Москве и области оцениваются в 65 млрд руб., в 2023 году — 74 млрд руб. Размеры штрафов зачастую выше себестоимости отделки, сетует Самолет: 19 тыс. руб. на кв. м — размер штрафа в 2024 г. при себестоимости отделки в 16 тыс. руб.

Ранее гендиректор Самолета Анна Акиньшина, говоря о мерах господдержки, на которые надеются застройщики, упоминала в том числе этот аспект.

«Мы на самом деле сейчас обсуждаем различные схемы поддержки. Они разного рода, в том числе есть законодательная поддержка — обсуждение того, как мы будем работать со штрафами дольщиков. Часто штрафы дольщиков переходят из ряда того, что мы как застройщик в чем-то виноваты, просто в получение условного "кешбэка" от застройщика. Это объемы очень колоссальные. Мы тоже обращаем на это внимание. Есть моменты, когда, условно, сорвались сроки ввода — это наша вина, безусловно. Но очень много штрафов, которые носят надуманный характер и в большей степени просто являются использованием лазеек в законодательстве. Мы это поднимаем на обсуждение вместе с другими застройщиками».

Инициативы девелопера

Самолет подготовил поправки в законодательство в целях борьбы с «потребительским экстремизмом». В частности, предложил начинать разрешение разногласий с досудебного устранения недостатков в натуре, установить требования к экспертам, осуществляющим оценку, дать застройщикам отсрочку до конца 2027 г. по исполнению уже принятых судебных решений о выплатах и другие меры.

Генпрокуратура перенаправила предложения компании в Минэкономразвития. Министерство ответило, что готово участвовать в рассмотрении подобных вопросов и «концептуально» поддерживает меры, направленные на совершенствование регулирования.

Однако, подчеркнуло Минэкономразвития, предложенные девелопером меры могут привести к смещению ситуации в сторону интересов застройщиков, в числе рисков ущемление прав потребителей.

Например, Самолет предложил давать застройщикам 90 дней на устранение недостатков. Но это может создать «дополнительные расходы и неудобства» для граждан и их семей, ответило министерство.