Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как ирано-изра­ильский конфликт повлиял на мировую экономику » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как ирано-изра­ильский конфликт повлиял на мировую экономику

26 июня 2025 Тинькофф Банк Городилов Михаил

В июне Иран и Израиль вступили в вооруженное противостояние, на стороне Израиля к конфликту присоединились США.

В ходе операции «Полуночный молот»

американские ВВС разбомбили ряд важных иранских военных и ядерных объектов. Но, несмотря на резкую эскалацию конфликта, 24 июня стало известно о том, что при посредничестве США Иран и Израиль согласились начать мирное урегулирование. Это внушает надежду на то, что последствия конфликта удастся минимизировать.

Расскажу вам, что нужно знать о конфликте.

Как отреагировали на конфликт разные типы активов

Доллар США. Индекс DXY

с 10 по 23 июня упал на 0,71% — до 98,39 пункта. В целом индекс колебался во время конфликта, и какое-то время казалось, что доллар должен вырасти на фоне общей напряженности, но в итоге он продолжил тенденцию к падению: всего с начала 2025 года индекс снизился на 10,31%.

Основной причиной стала политика Дональда Трампа по введению высоких тарифов и разговоры о возможности пересмотра условий обслуживания Штатами своего госдолга: инвесторы все меньше видят в долларе США защитный актив. Повлияло и то, что, пока шел конфликт, Федеральная резервная служба США сигнализировала о том, что в целях стимуляции американской экономики будет проводить мягкую кредитно-денежную политику.

Нефть. Иран — это страна с богатейшими запасами нефти: доказанные резервы достигают 157 млрд баррелей. Это 24% от всего количества нефти на Ближнем Востоке и 12% от общемировых запасов. Поэтому атаки Израиля и США беспокоят инвесторов: перебои в поставках нефти из Ирана должны привести к снижению предложения на рынке и, как следствие, повышению цен на этот энергоресурс. В связи с этим цена нефти марки WTI c 10 по 23 июня выросла на 13,63% — до 73,84 $⁣ (5778 ₽) за баррель. Правда, новости о перемирии между Ираном и Израилем привели к падению ее стоимости 24 июня до 66,79 $⁣ (5226 ₽) за баррель. Так что общий рост цены на нефть за время конфликта составил всего 2,78%.

Если война приведет к сокращению добычи нефти Ираном на 1,1 млн баррелей в сутки, цены будут в диапазоне 75⁠—⁠78 $⁣ (5869⁠—⁠6103 ₽) за баррель.
Если же сокращение составит 3 млн баррелей, или почти 75% от иранской добычи, цены могут вырасти до 90 $⁣ (7042 ₽) за баррель.

Золото. Цены на него отреагировали на новости о войне сдержанно: с 10 по 23 июня цена тройской унции золота выросла всего на 1,38% — до 3368 $⁣ (263 537 ₽). Правда, стоит отметить, что за последние два года стоимость золота выросла более чем на 90% на фоне других конфликтов. В первую очередь это произошло из-за ситуации на Украине, а также избрания президентом США Дональда Трампа, который сильно напугал мировое инвестсообщество торговыми войнами и девальвацией доллара. К тому же инвесторы уже вложились в золото в 2023—2024 годах, когда происходила эскалация конфликта в Секторе Газа и намечалось ухудшение отношений между Ираном и Израилем. Поэтому можно сказать, что нынешний конфликт уже заложен в текущую цену золота, которая сейчас приближается к историческим максимумам.

Впрочем, это не значит, что стоимость золота не может вырасти еще больше: аналитики банка Saxo Bank считают, что в течение следующих 12 месяцев она может достичь 3900 $⁣ (305 164 ₽) за тройскую унцию из-за общего роста геополитической напряженности в мире.

Стоит отметить, что новости о мирных переговорах привели к небольшому снижению цены золота до 3355 $⁣ (262 520 ₽).

Как себя будет вести биткоин дальше, сказать трудно. Например, аналитик Джеймс Толедано из компании Unity Wallet, работающей в сфере хранения криптовалют, считает, что неизвестность вокруг конфликта приведет к колебаниям стоимости биткоина в диапазоне от 94 до 114 тысяч долларов.

Что будет с мировой логистикой

Перевозки нефти. Благодаря своему географическому положению Иран в значительной степени контролирует Ормузский пролив — это маршрут, по которому танкеры с нефтью идут из стран Персидского залива в Индийский океан. Каждый день через пролив перевозят около 20 млн баррелей нефти — это чуть меньше 20% от уровня общемирового ежесуточного потребления. При этом доля пролива в мировых морских перевозках нефти еще выше: почти 25%. Также через пролив проходит 20% перевозимого по морю СПГ. В банках HSBC и Goldman Sachs рассчитали, что полное закрытие пролива может привести к росту стоимости барреля нефти марки Brent с нынешних 70 $⁣ (5477 ₽) до 110 $⁣ (8607 ₽). Хуже всего в такой ситуации пришлось бы странам Азии: 80% нефти, конденсата и СПГ, провозимых через пролив, направляется именно туда.

И все же, хотя 22 июня иранский парламент проголосовал за закрытие пролива, иранские власти не стали блокировать там судоходство.

Как ирано-изра­ильский конфликт повлиял на мировую экономику

Ситуация в Суэцком канале. C конца 2023 года имеющий большую важность для морских грузоперевозок Суэцкий канал не функционирует в полную силу: если в 2022 году через него прошло 1,17 млрд тонн грузов, то в 2024 году трафик составил всего 524,5 млн тонн. Всему виной пиратские атаки йеменских повстанцев-хуситов против мирового судоходства и продолжающаяся военная операция США против них, которая началась в январе 2024 года. В мае 2025 года США и хуситы при посредничестве Омана заключили перемирие и появилась надежда на то, что теперь грузы через Суэц будет возить безопаснее. Но 22 июня, после американских ударов по Ирану, хуситы официально заявили, что будут атаковать американские военные и гражданские корабли. Дело в том, что хуситов поддерживает и вооружает Иран. Как разговоры о мирных переговорах между Ираном и Израилем отразятся на судоходстве в Суэцком канале — неясно: на сегодняшний день нам ничего не известно о крупных атаках хуситов.

Пока что ирано-израильская война не особенно отразилась на морских перевозках: средняя мировая стоимость транспортировки 40-футового контейнера даже упала с 10 по 19 июня на 7,03% — до 3279 $⁣ (256 573 ₽). Но цены значительно выросли еще в мае, когда начались первые столкновения между Ираном и Израилем: с 1 мая по 19 июня цены выросли на 56,81%. Иными словами, пока все выглядит так, будто возможные риски, связанные с эскалацией войны, уже заложены в цену морских перевозок. Впрочем, это не значит, что она не может вырасти еще больше: летом 2024 года, в период активных боевых действий США против хуситов, стоимость перевозки приближалась к 6000 $⁣ (469 484 ₽).

В целом сам факт возможного возобновления войны между Ираном и Израилем может поддерживать цены на перевозки на весьма высоком уровне, что приведет к некоторому удорожанию товаров для конечных потребителей.

Как ирано-израильская война может повлиять на российскую экономику

Цены на нефть ненадолго выросли, но маловероятно, что российские сырьевые экспортеры смогут на этом заработать. К тому же российская нефть продается со скидкой из-за санкций.

Но стоит отметить, что на фоне ирано-израильской войны Индия нарастила импорт нефти из РФ: если в мае страна ежедневно ввозила 1,96 млн баррелей российской нефти, то в июне импорт вырос до 2,2 млн баррелей в день.

Впрочем, следует учитывать и то, что российский энергоэкспорт сильно зависит от доступности морских маршрутов. Согласно данным исследовательской организации CREA, в мае 2025 года общая выручка РФ от продажи всех энергоресурсов составляла 565 млн евро в день (сайт недоступен из РФ). Из этого объема 380 млн евро приходится на перевозимые по морю нефть, нефтепродукты и СПГ.

Большая часть российского экспорта углеводородов идет в КНР и Индию. Пока самый удобный маршрут — по морю через регион Ближнего Востока. Маршрут перевозок по Северному морскому пути начинает нормально работать только с лета, а порты российского Дальнего Востока пока не обладают достаточной пропускной способностью. Поэтому любые затруднения в перевозках через Суэцкий канал и в районе Персидского залива грозят ростом издержек для российских экспортеров.