Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Китай может поставлять бензин в Россию, если снизятся импортные пошлины » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Китай может поставлять бензин в Россию, если снизятся импортные пошлины

7 октября 2025 Pro Finance Service

Однако низкая внутренняя цена в России и высокие транспортные расходы ограничивают экспортную маржу.

По словам аналитиков и азиатских трейдеров, Китай с большей вероятностью, чем другие азиатские производители, будет поставлять бензин в Россию, если Москва отменит определенные импортные пошлины на этот продукт. Этот шаг может привести к сокращению региональных поставок.

Россия рассматривает возможность отмены некоторых импортных пошлин на бензин и разрешения использования более дешёвых октаноповышающих присадок для решения проблемы дефицита поставок в стране, сообщил «Коммерсант» 1 октября, ссылаясь на рекомендации вице-премьера Александра Новака. Дефицит был первоначально вызван низкими запасами на независимых нефтебазах после снижения спроса весной, а затем усугубился серией атак украинских беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы.

Меры включают отмену 5%-ной пошлины на импорт бензина из Китая, Южной Кореи и Сингапура, а также увеличение импорта из Беларуси.

Эксперт из Пекина по вопросам энергетики между Китаем и Россией заявил, что Россия будет рассматривать возможность импорта бензина только с Дальнего Востока, поскольку нефтяные танкеры в Черном море уязвимы для атак украинских беспилотников.

Он добавил, что, хотя перевозить на запад России по железной дороге, стоимость перевозки остается высокой из-за больших расстояний и постоянных угроз со стороны беспилотников.

«Будет очень сложно заработать деньги [на оттоке бензина], поскольку внутренние цены на бензин в России низкие, а транспортные расходы [на перевозку по суше по железной дороге] чрезвычайно высоки», — сказал он.

Китайско-российская торговля

По словам сингапурского банкира, учитывая тесные торговые отношения между Китаем и Россией, китайским компаниям будет легче управлять поставками в Россию и получать платежи через китайские банки, если Россия отменит импортные пошлины на бензин.

По данным китайской таможни, за первые 8 месяцев 2025 года стоимость китайских товаров, экспортированных в Россию, составила 64,77 млрд долларов США, что на 9,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года на фоне ужесточения санкций в отношении России.

Тем не менее, по данным таможни, Китай остается ведущим импортером российской сырой нефти как по морю, так и по трубопроводам, несмотря на снижение объемов на 8,2% в годовом исчислении до 1,98 млн баррелей в сутки в период с января по август.

Данные свидетельствуют о том, что Китай не экспортировал бензин в Россию как минимум 10 лет, поскольку Россия по-прежнему самостоятельно удовлетворяла свой внутренний спрос.

Сингапур и Южная Корея в стороне

Из-за финансовых ограничений на фоне международных санкций и мер регулирования компании Сингапура и Южной Кореи предпочли остаться в стороне и не участвовать в поставках бензина в Россию.

«Банки не будут обрабатывать платежи», — заявил сингапурский трейдер бензина азиатской фирмы, добавив, что компания не будет рассматривать возможность поставок.

По словам источников на нефтеперерабатывающих заводах, южнокорейские нефтеперерабатывающие компании избегают российских энергоносителей со второй половины 2019 года, предпочитая избегать торговых, логистических, юридических и финансовых сложностей, чтобы сохранить свою безупречную корпоративную репутацию.

Другой сингапурский банкир заявил, что для сингапурского банка рискованно проводить платежи из России в пользу компаний, зарегистрированных в Сингапуре, поскольку этот процесс требует тщательного комплаенса.

«Это займёт чрезвычайно много времени. Даже при всей этой тщательной работе банки всё равно не могут гарантировать, что смогут принимать платежи из России. В результате банки неохотно берутся за этот бизнес», — сказал банкир.

Действующие международные санкции и ограничения направлены в основном против экспорта российской нефти и нефтепродуктов в другие страны, а также против судов и компаний, занимающихся транспортировкой российской нефти и нефтепродуктов за пределы России, особенно в пункты назначения, нарушающие политику ЕС или США.

Нет никаких признаков того, что прямые поставки бензина в Россию приведут к санкциям; однако «существует риск того, что российский импортер и/или финансовое учреждение могут быть включены в санкционные списки», — заявил банкир.

Поставки азиатского бензина

Аналитики Energy Aspects в октябрьской заметке отметили, что увеличение потоков бензина из Азии в Россию будет способствовать развитию нефтеразрыва к востоку от Суэцкого канала и расширению нефтяного потока с востока на запад, что еще больше увеличит спрос на нефть из Атлантического бассейна со стороны Восточной Африки и Ближнего Востока.

«Если Россия будет бороться за долю экспорта из Китая, то, полагаю, поставки бензина в проливах будут затруднены», — сказал другой сингапурский трейдер бензина.

Трейдеры и аналитики рынка связывают возможное сокращение поставок со сложностями Китая в увеличении экспорта для удовлетворения спроса России из-за контроля Пекина над экспортом чистых нефтепродуктов посредством квот.

Участники рынка не ожидают, что Китай введет дополнительные экспортные квоты в 2025 году, фактически ограничив отток объемом квоты примерно в 40,77 млн метрических тонн в год.

По оценкам рыночных источников, в сентябре Китай, вероятно, экспортировал около 600 000 метрических тонн (170 000 баррелей в день) бензина, а в октябре объем может составить от 560 000 до 600 000 метрических тонн.

По словам Новака, если Россия отменит пошлины на импорт бензина, это может привести к дополнительным ежемесячным внутренним поставкам не менее 350 тыс. тонн бензина и 100 тыс. тонн дизельного топлива.

Platts оценивает среднюю цену на бензин марки 92 RON на условиях FOB Сингапур-Дубай в сентябре в $9/барр., что выше показателя цены $8,17 в августе.