22 октября Минфин США ввел санкции против крупных производителей нефти «Лукойла» и «Роснефти».
Последний раз США вводили санкции в отношении российских компаний в январе 2025 года при администрации президента Джо Байдена.
Расскажу, как американские власти обосновали необходимость новых ограничений и что это значит для нефтяных компаний.
Почему США наложили очередные санкции
Это первые санкции против России, которые вводятся при новой администрации президента США Дональда Трампа. До этого в санкционной войне была долгая пауза — на фоне начала мирных переговоров. Объявление новых санкций совпало с заявлением Трампа об отмене саммита в Будапеште, где должна была состояться встреча глав России и США.
Американский Минфин объяснил очередные ограничения «отсутствием у России серьезной приверженности мирному процессу». А включение именно «Роснефти» и «Лукойла» в SDN-лист связано со стремлением ограничить доходы России, которые, по мнению властей США, идут на финансирование ВПК и поддержку «ослабленной экономики».
Кроме самих нефтяных гигантов под санкции подпали 28 дочерних компаний «Роснефти» и шесть — «Лукойла». Среди них — нефтеперерабатывающие заводы и геологоразведочные и добывающие предприятия. В частности, под ограничения подпала «Ванкорнефть», которая занимается разработкой Ванкорского нефтегазового месторождения, входящего в проект «Роснефти» «Восток-ойл».
«Роснефть» и «Лукойл» были одними из последних крупных нефтяных компаний, которые США до сих пор не включили в санкционный список. Вечером 22 октября их акции потеряли около 4%, а утром — еще почти 3%. На фоне введенных санкций «Лукойл» отменил запланированное на 23 октября заседание совета директоров по дивидендам. В компании уточнили, что это решение вызвано сложившимися обстоятельствами, вопрос о выплатах остается на повестке, а новую дату заседания объявят позже.
Какими будут последствия новых санкций США
Если компания или человек включен в SDN-лист, то резидентам США запрещено вести с ними любые дела — заключать договоры или проводить транзакции. Нарушители рискуют подпасть под вторичные санкции и тоже оказаться в SDN-листе.
Фактически такие меры отрезают компанию от международной долларовой системы — крупнейшей в мире — и блокируют цепочки поставок, если в одном из звеньев присутствует резидент США.
По словам старшего аналитика «БКС Мир инвестиций» Кирилла Бахтина, российские компании готовились к такому сценарию заранее. Поэтому существенного влияния на их операционные и финансовые показатели он не ожидает. Он приводит в пример «Газпром-нефть», на которую похожие санкции наложили в январе: динамика ее финансовых показателей совпадала с трендом в отчетностях других нефтяных компаний. Но эксперт допускает, что ограничения могут временно увеличить дисконт на российскую нефть и нефтепродукты.
По словам аналитика исследовательской компании в сфере энергетики Rystad Energy Клаудио Галимберти, почти все санкции против России за последние 3,5 года в основном не смогли повлиять ни на объемы добычи нефти, ни на доходы от ее продажи.
В то же время, по данным Reuters, из-за этих санкций индийские НПЗ готовы резко сократить импорт российской нефти. А мировые цены на это сырье на фоне новых ограничений выросли более чем на 5% — дальнейшая динамика, по мнению аналитика UBS Джованни Стауново, будет зависеть от того, как поведет себя Индия и сможет ли Россия быстро найти новых покупателей.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
