Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Обложка The Economist на 2026 год » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Обложка The Economist на 2026 год

21 ноября 2025 Тинькофф Банк Городилов Михаил
Обложка The World Ahead 2026

Британское издание The Economist опубликовало юбилейный, сороковой спецвыпуск — прогноз на следующий год The World Ahead 2026.

Эксперты издания прогнозируют низкий рост российской экономики, провал электрификации транспорта, повсеместное внедрение ИИ, технологический триумф Китая и многое другое.

Я прочитал весь выпуск и расскажу, что предвещают в World Ahead 2026 и как расшифровывается обложка выпуска.

Прогноз Economist Intelligence Unit

Вот они:

В США, Великобритании и КНР снизятся процентные ставки, что увеличит объемы кредитования бизнеса и населения.
Обширные инвестиции в чистую энергетику стимулируют рост цен на металлы — в среднем они вырастут на 7%. Больше всего подорожают никель, медь и цинк. Также поднимется спрос на сырьевую переработку, например производство стали из стального лома.
Объем продаж лекарств в мире увеличится до 1,6 трлн долларов благодаря растущему спросу на препараты от ожирения.
Розничные продажи в мире вырастут лишь на 2%. Спрос будет сдерживать нестабильность. На онлайн-магазины повлияют торговые пошлины, из-за чего снизится спрос на складские площади.
Возобновляемые источники энергии дадут 30% мировой выработки электроэнергии и обгонят уголь. Но добыча угля останется на высоком уровне, а США выйдут из Парижского климатического соглашения.
ИИ проникнет во все отрасли — от кино до страхования. Но компаниям, которые внедряют эту технологию в свои бизнес-процессы, будет тяжело сделать использование ИИ прибыльным.

Также в EIU дали отдельные прогнозы конкретных направлений.

Энергетика. Вялый рост экономики и увеличение энергоэффективности потребления означают, что мировое энергопотребление всех видов энергии в 2026 году прибавит всего 1%.

Мировые цены на нефть замедлит рост объемов добычи сырья в США. Цены на газ сильно не упадут из-за слишком высокой себестоимости добычи и значительного спроса на СПГ, добычу которого нарастят в самых разных странах, от Австралии до ОАЭ. Европа введет в эксплуатацию новые терминалы для приема СПГ даже на фоне падения цен на газ в регионе.

Дата-центры потребляют все больше электричества для обеспечения потребностей ИИ — мировой спрос на электричество вырастет на 3%. Франция и Япония запустят простаивающие АЭС, Китай начнет строить новые. Но будущее за новыми источниками: ядерным синтезом и геотермальной энергией.

Автомобильный рынок. Продажи легковых автомобилей в мире вырастут примерно на 2,5% благодаря росту спроса на электромобили. Более половины всех проданных электрокаров придется на Китай.

Но в США уменьшают льготы для электротранспорта, и из-за этого некоторые автопроизводители откладывают проекты, связанные с электромобилями.

Американские тарифы заставят иностранные автокомпании увеличивать производственные мощности внутри США. Американские ограничения в отношении китайских производителей заставят последних переориентироваться на другие рынки. Приток автомобилей в Евросоюз и Бразилию может вынудить местные правительства ввести тарифы на китайские машины.

Военно-промышленный сектор. В 2026 году мировые военные расходы достигнут 2,9 трлн долларов из-за роста вложений стран НАТО.

Россия из-за высокой инфляции будет вынуждена сократить военные расходы. Китай, наоборот, продолжит вкладываться в армию: тестировать гиперзвуковые ракеты, развивать космические технологии и внедрять искусственный интеллект в управление войсками.

Логистика. Если Иран перекроет Ормузский пролив или хуситы возобновят атаки на суда в Красном море, то транспорту придется искать более длинные и дорогие пути.

Торговые пошлины США и слабый рост экономики снизят спрос на логистику. Объемы торговли вырастут на 1% в богатых странах и на 3% в остальных.

К 2026 году в мире появится много новых торговых судов, что может снизить стоимость перевозок.

Туризм. Международный туризм в 2026 году достигнет рекорда — 2 млрд человек, которые потратят 1,8 трлн долларов. Четверть туристов будет из Китая и США, а жители Индии станут чаще путешествовать за рубежом. Китай примет около 8% мировых туристов благодаря новому Legoland и расширению безвизового режима.

Россия планирует протестировать безвизовый въезд для граждан ЮАР, Бразилии и ряда других стран.

О чем говорит The World Ahead 2026

Вот на что стоит обратить внимание в свежем прогнозе журнала.

Американская и мировая экономики. Редактор раздела экономики The Economist Генри Карр указывает на многочисленные угрозы, которые могут создать проблемы для мировой экономики.

Один из источников риска — это торговые пошлины США на иностранные товары, которые составили 10,5%. Но самые жесткие тарифы президента Дональда Трампа на китайские товары пока просто приостановили. Если торговые переговоры с Китаем завершатся неудачно, то Трамп может вернуть высокие пошлины.

Генри Карр считает, что они могут привести к повышению инфляции внутри США примерно на процентный пункт. Тогда руководители Федеральной резервной системы будут медленно снижать процентные ставки, чтобы сдержать рост цен.

В мае 2026 года действующий глава ФРС Джером Пауэлл должен покинуть пост. Карр ожидает, что Трамп попробует назначить более лояльного председателя, который реализует желание президента быстрее снизить ключевую ставку.

Обложка The Economist на 2026 год

Проблемы в мировой экономике усугубляет превышение государственных расходов над доходами большинства крупных стран. Это привело к росту государственного долга развитых стран до уровня выше, чем было в любой период после окончания наполеоновских войн. Власти могут оказать давление на местные центральные банки, чтобы те снизили ключевую ставку. Это позволит обслуживать долг дешевле. Но это повышает вероятность кризиса на рынке облигаций.

Редакция The Economist ожидает низкого роста экономики США, на 1,4%, — это рост на 49% меньше, чем в среднем за последние три года. Такая слабость вызвана торговыми войнами и прекращением повышения продуктивности труда.

Европа. Редактор европейского раздела журнала Крис Локвуд прогнозирует, что в 2026 году из-за накопившихся проблем экономика еврозоны вырастет на 1,2%, что не сильно больше 0,8% за 2025 год.

Европейские страны столкнулись с ростом расходов на оборону, старением рабочей силы, ростом торговых пошлин на европейские товары и перетоком инвестиций в США и Азию. Эти факторы замедляют темпы роста экономики и приводят к увеличению государственного долга. Долговую проблему можно было бы скорректировать с помощью урезания социальных расходов и повышения налогов, но действующие правительства пока не готовы идти на такие шаги.

The Economist прогнозирует, что экономики ведущих стран западной Европы вырастут на 0,7—1% на фоне инфляции 1—2%.

Китай. Глава редакции китайской экономики Саймон Кокс предсказывает КНР замедление экономического роста из-за снижения потребительской активности внутри страны. Китайские производители могут перенаправить избыток на зарубежные рынки. Но в ответ другие страны могут ввести торговые пошлины, что сократит спрос на китайские товары.

Корреспондент The Economist Корбин Дункан пишет, что в следующем году Китай сделает упор на внедрение искусственного интеллекта в повседневную жизнь граждан и бизнеса, чтобы к 2030 году ИИ стал важным драйвером экономического роста и был массово распространен, как электричество и интернет.

Корреспондент отдела мирового бизнеса Шайлеш Читнис предсказывает стране технологические прорывы в области производства чипов. Развитие стимулируют ограничения и запреты со стороны США на поставку продвинутых чипов для искусственного интеллекта.

Некоторые китайские решения могут конкурировать с передовыми предложениями американских производителей, но требуют в несколько раз больше энергии. Например, нейросеть DeepSeek несильно уступает по качеству американскому ChatGPT, но сильно выигрывает у него в себестоимости.

Читнис ожидает роста производства высокотехнологичных чипов из-за повышения производственных мощностей и строительства новых заводов.

Индия. Корреспондент азиатского направления журнала Лео Мирани пророчит, что Индия уже в марте 2026 года обгонит Японию и займет четвертое место по размеру ВВП. Но при этом Мирани указывает на растущее неравенство в стране и ухудшающуюся ситуацию с экологией — проблемы, которые Индии необходимо будет решить.

The Economist оценивает рост индийской экономики выше 6% благодаря экспорту услуг, вложений иностранных инвесторов и росту внутреннего спроса на товары и услуги.

Россия и ее партнеры. The Economist считает, что российская экономика вырастет всего на 0,7% на фоне инфляции 3,1%. Государственный бюджет будет дефицитным, но окончание конфликта с Украиной позволит сократить расходы и восстановить часть нефтяного экспорта. А вот продолжение конфликта заблокирует России возможность интегрироваться обратно в мировую экономику.

Россия — основной торговый партнер Казахстана. The Economist ожидает роста казахстанской экономики на 4,8%. Росту помешает замедление внутреннего потребления. Другой торговый партнер России — Узбекистан, чья экономика должна вырасти на 5,5% благодаря инвестициям в энергоинфраструктуру и денежным переводам трудовых мигрантов из-за рубежа.

Медицина. Редактор раздела «Здравоохранение» Наташа Лодер указывает, что в 2026 году должны будут пройти испытания новых аналогов популярного препарата для похудения «Оземпик». Лодер ожидает, что важным изменением на рынке будет появление препаратов для снижения веса в форме таблеток, которые гораздо удобнее инъекций.

В 2026 году за пределами США и Европы истекает срок патента на семаглутид, основное действующее вещество «Оземпика». Это позволит производить дешевые аналоги лекарства в развивающихся странах вроде Индии, Бразилии и КНР и расширить доступ к нему.

Увеличить спрос на препараты для похудения могут соглашения с государственными системами здравоохранения, потому что препарат может снизить число смертей из-за ожирения и диабета.

Энергетика. Глава редакции глобальной энергетики и климатических инноваций Виджай Вайтисваран предсказывает, что в 2026 году метод получения электроэнергии из недр земли за счет использования горячей воды и пара может получить широкое распространение.

Развитию геотермальной энергетики должен помочь накопленный опыт в добыче сланцевой нефти, который позволит производить электроэнергию «практически в любом месте». Американские «геотермальные» стартапы уже заключили первые крупные сделки с корпорациями на поставку электроэнергии.

Игровая индустрия. Редактор отдела медиа Том Уэйнрайт предсказывает структурные изменения в бизнес-процессах игровых компаний. На фоне снижения роста выручки в развитых странах игровые компании будут активнее продвигать свою продукцию в развивающихся странах Ближнего Востока, Африки и Азии. Инструменты ИИ позволят снизить расходы на разработку игр.

Что означает обложка The World Ahead 2026

Это просто изображение того, о чем говорили в выпуске журнала. Например, на обложке World Ahead 2026 среди прочих фигур можно увидеть изображения президента США Дональда Трампа в характерной красной кепке, индийского премьера Нарендры Моди, лидера КНР Си Цзиньпина и украинского президента Владимира Зеленского — просто потому, что статьи про них или их страны есть в выпуске.

Стоит ли доверять прогнозам The World Ahead 2026

Редактор выпуска The World Ahead 2026 Том Стендейдж признался, что в прошлых прогнозах «мы во многом ошиблись». Издание не смогло спрогнозировать распад СССР и Югославии, мирную передачу власти Фиделем Кастро на Кубе, потенциал интернета и ключевые мировые кризисы — в 2008, 2020 и 2022 годах.

Были и удачные прогнозы. В прошлых выпусках издание предсказывало беспорядки в Восточной Германии, которые начались на год позже прогноза, увидело потенциал в британском политике Тони Блэре за восемь лет до его назначения премьером, предсказало будущее президентство Джорджа Буша — младшего и постепенное вытеснение цифровых фотоаппаратов телефонами с камерами.

Подавляющее большинство прогнозов The World Ahead всегда пишутся в очень обтекаемых формулировках с использованием слов «возможно» и «может быть», и в каждой статье можно встретить немало разных предположений, хоть какое-то из которых да реализуется через пару лет.

При написании разбора ключевых прогнозов на 2026 год я старался использовать только те материалы, где в прогнозе стояло твердое «будет», чтобы в следующем году сравнить предположения с реальным положением дел.

Как реализовались прогнозы на 2025 год

Я проанализировал прогнозы The World Ahead 2025. Вот что можно сказать о работе аналитиков.

Переоценили влияние ограничений на туризм. В The World Ahead 2025 говорилось, что ограничительные меры во многих важных туристических центрах приведут к падению трафика туристов по всему миру.

Недооценили степень лояльности американских судов Трампу. В прошлогоднем прогнозе эксперты журнала предположили, что «суды не позволят мистеру Трампу делать все, что ему вздумается».

В реальности Верховный суд оказался куда более сговорчивым и занимал сторону Трампа или его сторонников чаще, чем год назад думалось прогнозистам.

Не предвидели многие конфликты. Журнал не предсказал падение режима Башара Асада и попытку переворота в Южной Корее, а также пограничные столкновения между Индией и Пакистаном и между Таиландом и Камбоджей.

В июне 2025 года американские бомбардировщики ударили по иранским ядерным объектам, что можно считать реализацией прогноза.

Предвидели отсутствие массовых депортаций из США. Эксперты журнала предсказывали «показную кампанию массовых депортаций», но добавили, что сопротивление со стороны американских предпринимателей, использующих трудовых мигрантов, удержит Трампа от крайностей вроде обещанных массовых арестов миллионов нелегальных мигрантов.

Так и вышло: громкие акции по задержанию трудовых мигрантов были, а многомиллионных депортаций не произошло.

В 2025 году негативные последствия тарифов были нивелированы высокими тратами предприятий и потребителей, что поддерживало американскую экономику на плаву.