
Настоящая причина разных цен на акции компаний. Даже если речь идёт об одной и той же.
Для принятия решений, нам приходится постоянно оценивать величину стоимости. Когда речь идёт о размещённых на бирже компаниях, проблем гораздо меньше. Ведь акции уже оценены рынком. А раз есть цена и известно количество выпущенных акций, то и можно подсчитать цену компании. Если, конечно, человек умеет считать и читать.
Против аргумента, отталкивающегося от цены акций, а значит капитализации компании, идти трудно. Обычно эти шаги происходят после длительного, кропотливого изучения компании. Только после этого можно сделать вывод о дальнейших перспективах и спрогнозировать рост или падения стоимости акций этой компании.
Дальше идёт пример. Читать много, поэтому предлагаю проскроллить сразу вниз к короткой сути
Например, капитализация 100 млрд, при цене акций 100 рублей. Аналитик «А» подсчитал, спрогнозировал и уверен, что через год цена акций будет 150. Аналитик «Б» сделал то же самое и уверен, что цена будет 140. Найдутся даже те, кто уверен в падении стоимости до 80. Но это всё легко. Может быть если их собрать всех вместе и не допустить драки с поножовщиной, то возможно они даже придут к какому-то общему единому мнению. Другое дело с «неоценённым» бизнесом.
По сути, его можно оценить в настолько разную сумму, что поножовщины точно не избежать. Давайте с вами предположим, что вы продаёте ларёк с шавермой за годовую прибыль. Скажем, за 800к рублей. Через год он окупится и далее вы уже получаете лишь профит, если бизнес не сгорит. Однако другое дело купить Сбер по цене годовой прибыли. Это же уму не постижимо.
На различных IPO нам продают даже не прибыль, а обещание прибыли когда-то там, в будущем. Однако это всё приводит к ситуации с ослом и падишахом.
На рынке есть лишь три категории: покупатели, проститутки и сутенёры. И совершенно очевидно, что покупатели хотят приобрести как можно дешевле. Сутенёры всегда хотят продать дороже. И никакая аналитика и DCF-модель не поможет. Она лишь приблизит.
Давайте предположим цену в размере «справедливая». Так обычно пишут, когда согласны с нынешней оценкой стоимости акций. И теперь задайтесь вопросом. Хочет ли покупатель брать акции по справедливой цене? Нет. Ведь их цена может снизится из-за колебаний и нет того диапазона спокойствия.
Другое дело у сутенёра. Если он решил продать свой бизнес и ему предлагают купить всех проституток, то он готов сделать скидку, лишь бы забрали сразу.
Для примера возьмём Эсэфай

Люди ждут 2000 рублей/акцию. Как они подсчитали?
Просто взяли капитализацию Европлана с котировок в 67,9 млрд (87,5% доля у Эсэфай), прибавили половину от ВСК, который целиком сами оценили в 65 млрд по капиталу. Получают 59,4+32,5=91,9 и лихо прибавляют 10 млрд за М.Видео, который сам по себе сейчас весь стоит 11,1 млрд:

А владеет Эсэфай всего примерно 10,37%. Т.е. это где-то 1,1 млрд, а не 10. Однако так же есть долг, который м.видео должна вернуть но не до конца понятно когда. Скорее всего вернёт акциями. Но давайте округлим до 11,6.
Итого мы получаем 91,9+11,6=103,2 млрд и тут ещё зачем-то прибавляют дивиденд Европлана в 6 млрд руб. Итого получается 109,2 млрд рублей, как цена всего ЭСЭФАЙ. На акции это примерно по 2055,7 рубля. И это ещё не учитывая небольшой процент, который хотят погасить.
Я не говорю сейчас про череду подсчётов. Так, иногда считают интересно, цитата:
С кеша Европлана останется 340 руб это получается, 902+340=1240р/акцию или 62,35 млрд рублей. ХЗ как так получилось, ведь Европлан выкупают уже вместе с дивами за 56 млрд

Суть в том, что держатели акций мечтают урвать побольше и заламывают цены до около 2000 рублей и даже больше. Но нам с вами нужно вспомнить, что это цена продавца. Так мыслят те, кто хочет продать подороже. Тех, кто мечтал увидеть цену Эсэфай в 2000 рублей/акцию, как и весной 2024 года, когда люди входили на хаях.
Покупатели же считают иначе. Кто в своём уме, будучи обладателем желания заработать, станет покупать актив по «справедливой стоимости»?
И не забывайте, что при этом могут продавать идею взлёта М.Видео, будто бы контора выходит на IPO и впереди золотые горы. Но это всё фантазия. Никто со 100% точностью не знает как будет далее. Сбер и Яндекс вон плачут из-за отсутствием сил на борьбу с ВБ и Озон. А тут якобы М.Видео восстанет из пепла.
Суммарную стоимость ВСК оценили в 12-20 млрд рублей (кто я такой чтобы спорить). Я не знаю что за эксперты, но согласитесь с суровым фактом: от 12 млрд мнение одних и 65 млрд мнение других. Получается за половину будет от 6 млрд до 32,5. Разница между ними примерно в 527 рублей/акцию. Отсюда цена может быть не 2000 рублей, а в районе 1500 или в промежутке между ними. Поэтому зависит от того по какой цене будут покупать ВСК. Но и по цене Европлана всё не так хорошо. Откуда 62 взяли — неизвестно (скорее всего прибавили дивиденды европлана в размере 6 млрд). Ведь цена 56 была вместе с дивами. А это ещё минус 6 млрд и это значит минус ещё около 100 рублей.
Ренессанс страхование стоит 4 прибыли сейчас. У ВСК прибыль была 11,1 млрд рублей за 2024 год. Дальше считайте сами.
Прошу не цепляться к цифрам, ибо я их использовал лишь для примера. Но суть в том, что есть мнение покупателя, а есть мнения продавца. Продавцами в данном случае как раз те держатели акций Эсэфая, которые уже больше года ждут повторения 2000 рублей/акцию, но так и не могут дождаться.
Коротко
Вы находитесь на рынке покупателей и продавцов, проституток и сутенёров. Задача продавцов загнать свой товар подороже. Поэтому когда идёт оценка бизнеса, который продаётся, у них завышенное ожидание цены продажи. У покупателей напротив заниженное ожидание цены покупки, ибо они хотят заработать и сэкономить.
На рынке всегда есть 2 цены: та, по которой хотят продать и та, по которой хотят купить (на бирже ещё есть третья — нынешняя). Никто в здравом уме не будет иметь желание купить бизнес по справедливой цене. В итоге те, кто владеет акциями будет брать по максимум хорошего и по минимуму плохого. Другие будут делиться на тех, кто попытается найти истину и тех, кто будет брать хорошее по минимуму и плохое по максимуму.
По рассказам участников плотских утех, когда сутенёр сдаёт в аренду проститутку, он не даёт скидки и старается не завышать цены. Однако если нужно продать весь цветник, то он вряд ли считает сколько стоит 24 часа в сутках каждая, умножает на недели, месяцы или годы. А так же насколько скручен пробег за счёт штукатурки, если вы понимаете о чём я.
Когда у вас появляется желание продать, тем самым вы увеличиваете предложение на рынке, что снижает цену. Если вы хотите что-то купить, то увеличиваете спрос, чем повышаете цену. (Разумеется, что если вы владелец чего-то уникального, существующего в единственном экземпляре, то количество спроса может внезапно и вырасти)
Так что подсчёт цены — это искусство с учётом того с какой стороны находится автор будущей картины. И если вы собираетесь покупать, то стоит ли положиться на данные незаконно обогащённому доверием продавцу? (тех, кто получит пользу от роста)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
