23 июня 2010 slon.ru
Barclays bank, когда-то установивший первый банкомат (в 1967 году), решил если не завязать с розницей в России, то всерьез ее сократить. Первый звоночек прозвенел, когда в прессу попала информация о продаже региональной сети отделений «Ренессанс Капиталу»: последнему перешло чуть больше половины всех отделений «Барклайс банка» — всего 12 отделений. Через них банк продавал классические продукты: кредиты наличными и кредитные карты, — а также привлекал депозиты. Эта сделка, по всей видимости, — часть новой стратегии банка, написанной и отправленной в Лондон на утверждение.
Новая стратегия, как пояснили Slon.ru в «Барклайс банке», предполагает, что банк сосредоточится на обслуживании корпоративных клиентов, причем крупных и средних, и оставит лишь небольшую часть розницы в виде премиальных продуктов в крупных городах. Премиальные продукты рассчитаны на две категории клиентов: очень богатых и mass affluent. К первым относятся те, кто готов положить в банк 7 млн рублей и получить в обмен на это карту Mastercard Signia, — причем дебетовую, хотя одной из главных особенностей этой карты является как раз неограниченный кредитный лимит.
Клиенты, относящиеся к сегменту mass affluent — иными словами, те, кто не имеет 7 млн рублей, чтобы положить их на дебетовый счет, — могут открыть MasterCard World и платить за ее обслуживание 500 рублей в месяц. При этом нижний порог входа не установлен. Объем рынка «Барклайс банк» оценивает примерно в 1 млн клиентов: 78 000 очень богатых и 942 000 клиентов mass affluent. К началу июня банк имел 400 клиентов, владеющих Signia, и 3200 клиентов, готовых платить за «понты» 500 рублей в месяц — держателей карты World.
Массовой такую розницу назвать сложно даже в перспективе, хотя бы потому, что каждому клиенту банк предоставляет возможность пользоваться своими отделениями в личных целях, — например, в качестве офиса. Фактически, решение сосредоточиться на этих двух направлениях — корпоративных клиентах и богатых гражданах — означает сворачивание массового розничного бизнеса банка в России.
Неудивительно, что с 1 июня банк покинул глава розничного бизнеса Олег Сафонов, пришедший еще в «Экспобанк» в апреле 2008 года из «Мастер-банка». Тогда была в разгаре сделка по продаже 100% акций «Экспобанка» группе Barclays. С тех пор Сафонов спокойно развивал розничный бизнес, запускал различные программы потребительского кредитования. Но случился кризис, «Барклайс банк» возглавил автор народного IPO, бывший финдиректор ВТБ Николай Цехомский и, как выясняется, банк начал фактически сворачивать розницу. Справедливости ради надо заметить, что планы по запуску ипотечного кредитования все еще в силе.
В эту картину вписывается и закрытие торгового эквайринга в магазинах «Азбука вкуса», хотя, по словам представителя банка, причины этого другие: «Азбука вкуса» привлекла кредит другого банка, одним из условий которого был перевод и эквайринга к новому кредитору. В «Барклайс банке» нового кредитора не называют, но, по данным Slon.ru, это не кто иной, как Сбербанк. Действительно, отказ от «Азбуки вкуса» (хотя у «Барклайс банка» остаются кобрендиговые программы с сетью) выглядит не очень логичным на фоне желания сосредоточиться на кредитовании корпоративного сектора и обслуживании состоятельных клиентов: ведь таковые водятся как раз в «Азбуке вкуса». Разрыв отношений с сетью магазинов, действительно, больше похож на случайную неприятность.
А вот сворачивание розницы никак случайностью не выглядит, тем более, что многие крупные иностранные банки, например Deutsche Bank, даже и не помышляют о нем, считая розничный бизнес на рискованном и переполненном местными игроками рынке занятием бесперспективным. А ведь Deutsche Bank появился на российском рынке гораздо раньше «Барклайс банка».
Елена ТОФАНЮК
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Новая стратегия, как пояснили Slon.ru в «Барклайс банке», предполагает, что банк сосредоточится на обслуживании корпоративных клиентов, причем крупных и средних, и оставит лишь небольшую часть розницы в виде премиальных продуктов в крупных городах. Премиальные продукты рассчитаны на две категории клиентов: очень богатых и mass affluent. К первым относятся те, кто готов положить в банк 7 млн рублей и получить в обмен на это карту Mastercard Signia, — причем дебетовую, хотя одной из главных особенностей этой карты является как раз неограниченный кредитный лимит.
Клиенты, относящиеся к сегменту mass affluent — иными словами, те, кто не имеет 7 млн рублей, чтобы положить их на дебетовый счет, — могут открыть MasterCard World и платить за ее обслуживание 500 рублей в месяц. При этом нижний порог входа не установлен. Объем рынка «Барклайс банк» оценивает примерно в 1 млн клиентов: 78 000 очень богатых и 942 000 клиентов mass affluent. К началу июня банк имел 400 клиентов, владеющих Signia, и 3200 клиентов, готовых платить за «понты» 500 рублей в месяц — держателей карты World.
Массовой такую розницу назвать сложно даже в перспективе, хотя бы потому, что каждому клиенту банк предоставляет возможность пользоваться своими отделениями в личных целях, — например, в качестве офиса. Фактически, решение сосредоточиться на этих двух направлениях — корпоративных клиентах и богатых гражданах — означает сворачивание массового розничного бизнеса банка в России.
Неудивительно, что с 1 июня банк покинул глава розничного бизнеса Олег Сафонов, пришедший еще в «Экспобанк» в апреле 2008 года из «Мастер-банка». Тогда была в разгаре сделка по продаже 100% акций «Экспобанка» группе Barclays. С тех пор Сафонов спокойно развивал розничный бизнес, запускал различные программы потребительского кредитования. Но случился кризис, «Барклайс банк» возглавил автор народного IPO, бывший финдиректор ВТБ Николай Цехомский и, как выясняется, банк начал фактически сворачивать розницу. Справедливости ради надо заметить, что планы по запуску ипотечного кредитования все еще в силе.
В эту картину вписывается и закрытие торгового эквайринга в магазинах «Азбука вкуса», хотя, по словам представителя банка, причины этого другие: «Азбука вкуса» привлекла кредит другого банка, одним из условий которого был перевод и эквайринга к новому кредитору. В «Барклайс банке» нового кредитора не называют, но, по данным Slon.ru, это не кто иной, как Сбербанк. Действительно, отказ от «Азбуки вкуса» (хотя у «Барклайс банка» остаются кобрендиговые программы с сетью) выглядит не очень логичным на фоне желания сосредоточиться на кредитовании корпоративного сектора и обслуживании состоятельных клиентов: ведь таковые водятся как раз в «Азбуке вкуса». Разрыв отношений с сетью магазинов, действительно, больше похож на случайную неприятность.
А вот сворачивание розницы никак случайностью не выглядит, тем более, что многие крупные иностранные банки, например Deutsche Bank, даже и не помышляют о нем, считая розничный бизнес на рискованном и переполненном местными игроками рынке занятием бесперспективным. А ведь Deutsche Bank появился на российском рынке гораздо раньше «Барклайс банка».
Елена ТОФАНЮК
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу