(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Последние месяцы в воздухе постоянно витают сомнения, успеет ли Россия стать полноправным членом Всемирной торговой организации до конца текущего года. Несмотря на неоднократные заявления российских представителей о том, что вступление в ВТО является для страны приоритетной задачей, глава представительства Еврокомиссии в России Марк Франко указал на то, что Россия неохотно ведет переговоры и не торопится довести процесс до конца. Россияне уже привыкли к аббревиатуре ВТО, однако споры сторонников и противников присоединения до сих пор не прекращаются.
На основании «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией в марте 1994 года, через год в Женеве состоялось первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО.
Первый, информационный этап переговоров носил многосторонний характер и был направлен на изучение торгово-политической системы России. Главной задачей являлось детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО, а также подготовка доклада группы по итогам обсуждения.
Существенно продвинувшись вперед в рамках информационного этапа, в 1998 году Россия начала переход к качественно новой ступени — консультациям и переговорам об условиях ее членства в ВТО на двустороннем уровне.
С 2000 года переговоры приняли полномасштабный характер. В результате ускорения переговорного процесса в 2003–2007 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой решаются наиболее сложные и проблемные вопросы.
По правилам торговой организации для принятия нового члена необходимо согласие всех стран-участниц. К настоящему моменту Россия завершила двусторонние переговоры с 58 государствами.
В конце 2006 года мы наконец подписали совместный протокол с США. Переговоры с Соединенными Штатами были, пожалуй, одними из самых трудных.
Американские представители пытались добиться от России подписания соглашений, выходящих за рамки стандартных требований ВТО. Так, Штаты выставляли следующие условия: допуск филиалов иностранных банков и страховых компаний; снижение ввозных пошлин на самолеты; ужесточение законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности; отмена квотирования поставок мяса; сокращение списка товаров, для ввоза которых требуются фитосанитарные сертификаты.
Однако США мало что сумели выторговать. В сфере финансовых услуг Россия отказалась открыть доступ на рынок филиалам иностранных банков. Что же касается страхового сектора, то здесь пришлось пойти на уступки. Доступ для иностранцев будет открыт, но не раньше чем через 9 лет после вступления нашей станы в ВТО. Российская авиапромышленность останется одним из наиболее защищенных секторов. В отношении ввоза гражданских самолетов в Россию будет действовать дифференцированная ставка пошлины, которая будет меняться в зависимости от чувствительности национального авиапрома.
Существенным обременением для России стали обязательства по защите интеллектуальной собственности. Сейчас наше правительство предпринимает ряд шагов по ужесточению наказаний за нарушение авторских прав внутри страны.
Тарифные квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы останутся пока без изменений. Так что мясная продукция в ближайшее время дешевле не станет. В свою очередь США взяли на себя дополнительные гарантии ветеринарной безопасности поставок говядины и свинины. Российские инспектора смогут проводить проверки американских предприятий и аттестовать их на право ввоза продукции в нашу страну.
Достижение договоренности с американцами — это, конечно, большой прорыв. Однако на решение всех технических моментов и приведение законодательства в соответствие с международными требованиями уйдут месяцы. Кроме того, в этом году России предстоит еще уладить вопрос по членству в ВТО с Вьетнамом, Камбоджей, Гватемалой и Грузией.
Россия надеется завершить переговоры с Вьетнамом в самое ближайшее время. В первых числах апреля глава Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков завершил трехдневный раунд консультаций в Ханое. Вьетнам, который вступил в ВТО в декабре прошлого года, изъявил желание провести двусторонние переговоры с нашей страной по доступу на рынки товаров и услуг.
По словам господина Медведкова, речь шла о «применении тарифов на товары вьетнамского экспорта, о национальных законодательствах России и Вьетнама в области ветеринарных и фитосанитарных норм, торговых условиях и обеспечении недискриминационного доступа на рынки услуг». Он также отметил, что переговоры прошли удачно и уже в первом раунде «позиции сторон существенно сблизились».
Из Ханоя российская делегация направилась в Пномпень, где провела переговоры о вступлении России в ВТО с камбоджийской стороной.
Результаты этих переговоров оказались значительно хуже. В ходе первого этапа консультаций договоренности достичь не удалось. Камбоджа настаивает на обнулении пошлин на ввоз ряда товаров, в частности текстильной продукции, с чем Россия не может согласиться.
В свое время, в мае 2004 года, Грузия уже поставила свою подпись под протоколом о присоединении России к ВТО, но в 2006 году отозвала ее после осложнения торговых отношений с Москвой. Основной проблемой является функционирование таможенных пунктов пропуска на абхазском участке российско-грузинской границы. Сейчас проводятся технические консультации и стороны пытаются найти компромиссное решение.
Помимо трех вышеназванных стран, России также необходимо заключить соглашение с Гватемалой. Предполагается, что наша страна завершит основную часть двусторонних переговоров во втором полугодии 2007 года.
Вступление России в ВТО приведет к стремительному проникновению иностранных компаний на российский рынок, что, несомненно, усилит конкуренцию во всех отраслях экономики. Считается, что национальным предприятиям придется несладко, так как их конкурентоспособность, по сравнению с зарубежными коллегами, вызывает большие сомнения. Среди наиболее уязвимых отраслей выделяют пищевую, фармацевтическую, химическую, автомобилестроительную, легкую и электронную промышленность, а также финансовый сектор, мелкий и средний бизнес.
Основная угроза для данных областей исходит со стороны вынужденного снижения импортных пошлин, что откроет широкую дорогу на российский рынок для зачастую более качественных иностранных товаров.
Кроме того, серьезные опасения вызывает будущее состояние нашего сельского хозяйства. По условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5–10 %.
Как ожидается, нелегкие времена настанут и для финансового сектора. Когда будут сняты ограничения на открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний, российским банкам и страховщикам придется приложить усилия для выживания, чтобы составить достойную конкуренцию международному бизнесу и сохранить контроль над национальной экономикой.
Снижение пошлин также позволит исключить «серые» и «черные» схемы импорта.
Внутри страны правительство будет вынуждено бороться с коррупцией для привлечения международных инвесторов на российский рынок.
По мере того как иностранные компании будут проникать на наш рынок, они предложат более интересные условия труда для российских специалистов, а также будут внедрять самые прогрессивные технологии. Это приведет к подорожанию рабочей силы. Российские компании будут вынуждены платить больше, чтобы удержать сотрудников, а также прекратить махинации с «черными» и «серыми» зарплатами. По тем же причинам многие государственные научные организации могут потерять свои лучшие кадры.
Перемещение производства с Запада в Россию, применение современных технологий наряду с использованием дешевой рабочей силы и энергетических ресурсов дадут, несомненно, огромное конкурентное преимущество иностранному бизнесу в нашей стране. Многим же отечественным компаниям придется побороться, для того чтобы остаться на плаву.
По итогам переговоров во многих отраслях российские представители выторговали для страны переходный период. Так что резких изменений ждать пока не следует, однако в перспективе для российского потребителя ожидается немало положительных моментов.
Самая очевидная выгода от свободной торговли — это понижение стоимости жизни за счет уменьшения импортных пошлин на зарубежные товары. Помимо этого, подешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются компоненты нероссийского производства.
После присоединения к ВТО в первую очередь для россиян качественнее и доступнее по цене станет электро- и компьютерная техника. Впоследствии таможенные сборы будут полностью отменены.
Та же участь ожидает пошлины на товары легкой промышленности (обувь, одежда, текстиль). Ассортимент продукции и качество вряд ли изменятся, а вот цены, скорее всего, станут ниже.
Не может не радовать снижение стоимости импортных лекарств, преимущественное количество которых в российских аптеках трудно оспорить. Вряд ли кто-то не согласится с тем, что болеть в России — дорого!
Также ожидается сокращение пошлины на алкоголь с 20 % до 12,5 % (зарубежные коньяки, виски, вина и шампанское), что приведет к росту объема импорта алкогольной продукции. Однако стоимость алкоголя существенно не изменится, поскольку доля пошлины в структуре цены не так существенна.
Цены на автомобили импортного производства также снизятся вслед за ввозными пошлинами, которые опустятся до 15 % в течение семи лет. В итоге Россия может потерять свое автомобилестроение, что уже не раз происходило в других странах, вошедших ранее в ВТО. В то же время ожидается рост производства иномарок российской сборки.
Помимо общего снижения цен международная конкуренция стимулирует увеличение эффективности отечественного производства, а следовательно, повышает качество выпускаемой у нас продукции. Производители, стремясь выжить в рамках более жесткой конкуренции, всерьез возьмутся за улучшение бизнеса. Ведь ни для кого не секрет, что отечественные товары по соотношению цена — качество заметно уступают зарубежным конкурентам.
Несомненно, открытый рынок будет способствовать росту внешней торговли страны. Применение принципов ВТО даст возможность повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет упрощения системы таможенных пошлин и снятия торговых барьеров.
С одной стороны, это приведет к росту импорта, хотя и далеко не по всем направлениям. Однозначно можно сказать, что автомобилей и самолетов мы будем закупать больше, то же относится и к лекарствам. Однако ввоз других товаров нередко сопровождается применением «серых» схем, поэтому серьезного увеличения импорта от снижения пошлин на электротехнику и продукцию легкой промышленности ждать пока не приходится.
В то же время есть определенные сомнения в существенном увеличении экспорта, поскольку около 75 % его приходится на нефтегазовую промышленность и металлургию. А на объем продаж этих товаров, как правило, влияют другие факторы. Тем не менее экспорт, скорее всего, будет впоследствии расширяться, поскольку наши предприниматели получат больше возможностей продвигать свои товары на западные рынки.
Активное развитие торговли приведет к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. В отличие от рабочих мест, получаемых за счет переноса иностранных производств в нашу страну, которое влечет за собой закрытие некоторых отечественных предприятий.
Улучшение инвестиционного климата и увеличение притока иностранного капитала в страну повысит привлекательность и ликвидность российского фондового рынка, а также скажется на росте ВВП.
По мнению специалистов, вступление нашей страны в ВТО напрямую на курсе национальной валюты не отразится. Ее позиции скорее будут зависеть от целого ряда других параметров, прежде всего цен на энергоносители, состояния платежного баланса. Хотя все-таки в долгосрочной перспективе активное развитие российской экономики, в том числе и за счет вхождения страны во Всемирную торговую организацию, будет вести к дальнейшему укреплению рубля. В то же время, как мы уже отмечали, приход иностранных инвесторов позитивно отразится на фондовых площадках нашей страны. Правда и это произойдет, видимо, не быстро.
К сожалению, никто точно не знает, что же все-таки произойдет после пресловутого присоединения. Известны исследования Всемирного банка, Национального инвестиционного совета и Фонда Карнеги на эту тему, однако даже их авторы признают, что окончательная картина довольно туманна. Во-первых, еще обсуждаются условия вступления в организацию, во-вторых, неизвестна способность российских предприятий адаптироваться в новых условиях, в-третьих, многое будет зависеть от действий нашего правительства после присоединения.
Записала Юлия БЫСТРОВА
Лариса КОКОВИНА