28 июля 2010 Project Syndicate
НЬЮ-ДЕЛИ. Сегодня экономисты теряются в сомнениях: например, какой правильный термин применим к текущим глобальным экономическим условиям? Это «депрессия», «рецессия» или, наконец, «восстановление»? Что будет с евро? Будет ли он на грани краха или снова восстановит свое «здоровье»?
В то время как эти споры заполняют финансовые министерства и экономические факультеты по всему миру, Индия демонстрирует устойчивый рост ВВП, который в этом году по прогнозам достигнет 9,4%. Правительство говорит о том, что темпы роста вскоре будут выражаться двузначными цифрами.
Кажется, многие удивлены, что Индия поддерживает быстрый рост так долго ‑ даже в условиях глобального экономического спада – однако это удивление необоснованно. Доля Индии в мировом ВВП составляла 25% в 1750 г., а затем снизилась до 1,6% в 1900 г., в разгар эпохи империализма. Индия просто растет, чтобы вновь подтвердить свою традиционную глобальную позицию.
Сможет ли Индия этого достигнуть?
На пути Индии к устойчивым высоким темпам роста стоит много преград, которые, в основном, заключаются в преобразовании разносторонних ожиданий в реальность. Для того чтобы добиться этого в подлинной демократии, Индия должна обеспечить справедливое распределение благ. Она должна обеспечить, чтобы увеличение покупательной способности приводило к заметному повышению качества жизни для всех граждан Индии.
Сейчас у Индии есть «окно возможностей», почти уникальное по своей природе, благодаря огромным демографическим дивидендам: почти 60% населения страны моложе 30 лет. Но это преимущество ограничено по времени ‑ двумя или тремя десятилетиями. Если не использовать это преимущество сейчас, то оно будет упущено.
Чтобы воспользоваться этой возможностью, Индия, в первую очередь, должна решительно перейти от государственного капитализма, остатки которого продолжают тормозить экономическое развитие страны. Экономическое будущее Индии заключается в максимальном использовании динамизма ее частного сектора, который требует ускорения институциональных реформ, включая приватизацию, как на национальном уровне, так и на уровне штатов.
Но, как выразился индийский экономист и политик Виджей Келкар: «Индия должна направить свою уникальную модель роста и развития ... в направлении развитой экономики, всегда содействуя всестороннему росту ‑ и тем самым получая преимущества от повышения эффективности, ‑ большей справедливости и лучшему управлению в либеральной демократии». Простое копирование американских, британских и других западных политик и институтов не будет работать.
Кроме того, Индия – это не Китай, она не может им быть – а, в действительности, и не должна им быть. Именно поэтому она не должна жаждать любого суррогатного экспортно-ориентированного или государственно-направляемого роста.
Вторая большая проблема Индии состоит в устранении своих огромных недостатков инфраструктуры. Индия изначально уже больше не аграрное государство; на сельское хозяйство приходится только около 20% ВВП. Но это не означает, что нужно пренебрегать сельским хозяйством, напротив, оно остается образом жизни для многих миллионов индийцев, которые нуждаются в капитале и новых технологиях.
Повышение производительности сельского хозяйства и доходов требует улучшения системы орошения, мелиорации пустырь, складирования, маркетинга, развития транспорта, а также свободного перемещения продуктов производства в стране. Поэтому быстрое укрепление физической и социальной инфраструктуры Индии имеет решающее значение для ее развития.
Это подводит нас к рассмотрению текущей фиксации Индии на росте ВВП как национальной панацеи. Теория заключается в том, что правительство, в качестве агента людей, собирает налоги и взамен обеспечивает общественные блага. В этом смысле индийское государство была довольно бедным агентом, оно собирает и приносит ничтожные плоды ‑ и то, что оно все-таки приносит ‑ чрезвычайно низкого качества.
Тем не менее, индийское государство продолжает брать несоразмерно высокую цену с народа. Такое положение должно измениться, получив ориентацию на непосредственную борьбу с нищетой – и, в конечном счете, ее ликвидацией. Я согласен, что наиболее мощной программой борьбы с нищетой является экономический рост, но он работает только тогда, когда он сопровождается справедливым распределением.
Только такой «справедливый» рост в конечном итоге может быть преобразован в высокую ВНУ: «Валовую национальную удовлетворенность», вернее ‑ показатель экономического благополучия. Вместо бесконечных дискуссий о высоких бюджетных ассигнованиях, Индии необходимо найти практические пути для содействия эффективным, адресным, саморегулирующимся и самоокупаемым программам борьбы с нищетой.
Имеет значение не только количество денег, выделяемых правительством. Истинной лакмусовой бумажкой расходов бюджета является то, что на самом деле доставляется. Только комплексный подход к реформам может соответствовать ожиданиям народов и, в свою очередь, распространить удовлетворенность.
Индии не нужно больше законов. Она нуждается в более эффективной и подотчетной власти. Она нуждается не в дополнительных правилах, а в значительно большей индивидуальной свободе и возможностях. Экономику Индии нужно освободить от организационного принципа государственного управления, чтобы основным двигателем стали индивидуальное предпринимательство и креативность.
Индия находится на пороге новой эпохи беспрецедентного роста. Но чтобы пересечь его, индийцы должны выработать новые идеи Индии ‑ флагмана современной глобальной экономики, которая раскрывает динамику всех граждан.
Джасвант Сингх – бывший министр иностранных дел, министр финансов и министр обороны Индии, а также автор книги «Джинна: Индия – раздел – независимость».
Перевод с английского – Николай Жданович
В то время как эти споры заполняют финансовые министерства и экономические факультеты по всему миру, Индия демонстрирует устойчивый рост ВВП, который в этом году по прогнозам достигнет 9,4%. Правительство говорит о том, что темпы роста вскоре будут выражаться двузначными цифрами.
Кажется, многие удивлены, что Индия поддерживает быстрый рост так долго ‑ даже в условиях глобального экономического спада – однако это удивление необоснованно. Доля Индии в мировом ВВП составляла 25% в 1750 г., а затем снизилась до 1,6% в 1900 г., в разгар эпохи империализма. Индия просто растет, чтобы вновь подтвердить свою традиционную глобальную позицию.
Сможет ли Индия этого достигнуть?
На пути Индии к устойчивым высоким темпам роста стоит много преград, которые, в основном, заключаются в преобразовании разносторонних ожиданий в реальность. Для того чтобы добиться этого в подлинной демократии, Индия должна обеспечить справедливое распределение благ. Она должна обеспечить, чтобы увеличение покупательной способности приводило к заметному повышению качества жизни для всех граждан Индии.
Сейчас у Индии есть «окно возможностей», почти уникальное по своей природе, благодаря огромным демографическим дивидендам: почти 60% населения страны моложе 30 лет. Но это преимущество ограничено по времени ‑ двумя или тремя десятилетиями. Если не использовать это преимущество сейчас, то оно будет упущено.
Чтобы воспользоваться этой возможностью, Индия, в первую очередь, должна решительно перейти от государственного капитализма, остатки которого продолжают тормозить экономическое развитие страны. Экономическое будущее Индии заключается в максимальном использовании динамизма ее частного сектора, который требует ускорения институциональных реформ, включая приватизацию, как на национальном уровне, так и на уровне штатов.
Но, как выразился индийский экономист и политик Виджей Келкар: «Индия должна направить свою уникальную модель роста и развития ... в направлении развитой экономики, всегда содействуя всестороннему росту ‑ и тем самым получая преимущества от повышения эффективности, ‑ большей справедливости и лучшему управлению в либеральной демократии». Простое копирование американских, британских и других западных политик и институтов не будет работать.
Кроме того, Индия – это не Китай, она не может им быть – а, в действительности, и не должна им быть. Именно поэтому она не должна жаждать любого суррогатного экспортно-ориентированного или государственно-направляемого роста.
Вторая большая проблема Индии состоит в устранении своих огромных недостатков инфраструктуры. Индия изначально уже больше не аграрное государство; на сельское хозяйство приходится только около 20% ВВП. Но это не означает, что нужно пренебрегать сельским хозяйством, напротив, оно остается образом жизни для многих миллионов индийцев, которые нуждаются в капитале и новых технологиях.
Повышение производительности сельского хозяйства и доходов требует улучшения системы орошения, мелиорации пустырь, складирования, маркетинга, развития транспорта, а также свободного перемещения продуктов производства в стране. Поэтому быстрое укрепление физической и социальной инфраструктуры Индии имеет решающее значение для ее развития.
Это подводит нас к рассмотрению текущей фиксации Индии на росте ВВП как национальной панацеи. Теория заключается в том, что правительство, в качестве агента людей, собирает налоги и взамен обеспечивает общественные блага. В этом смысле индийское государство была довольно бедным агентом, оно собирает и приносит ничтожные плоды ‑ и то, что оно все-таки приносит ‑ чрезвычайно низкого качества.
Тем не менее, индийское государство продолжает брать несоразмерно высокую цену с народа. Такое положение должно измениться, получив ориентацию на непосредственную борьбу с нищетой – и, в конечном счете, ее ликвидацией. Я согласен, что наиболее мощной программой борьбы с нищетой является экономический рост, но он работает только тогда, когда он сопровождается справедливым распределением.
Только такой «справедливый» рост в конечном итоге может быть преобразован в высокую ВНУ: «Валовую национальную удовлетворенность», вернее ‑ показатель экономического благополучия. Вместо бесконечных дискуссий о высоких бюджетных ассигнованиях, Индии необходимо найти практические пути для содействия эффективным, адресным, саморегулирующимся и самоокупаемым программам борьбы с нищетой.
Имеет значение не только количество денег, выделяемых правительством. Истинной лакмусовой бумажкой расходов бюджета является то, что на самом деле доставляется. Только комплексный подход к реформам может соответствовать ожиданиям народов и, в свою очередь, распространить удовлетворенность.
Индии не нужно больше законов. Она нуждается в более эффективной и подотчетной власти. Она нуждается не в дополнительных правилах, а в значительно большей индивидуальной свободе и возможностях. Экономику Индии нужно освободить от организационного принципа государственного управления, чтобы основным двигателем стали индивидуальное предпринимательство и креативность.
Индия находится на пороге новой эпохи беспрецедентного роста. Но чтобы пересечь его, индийцы должны выработать новые идеи Индии ‑ флагмана современной глобальной экономики, которая раскрывает динамику всех граждан.
Джасвант Сингх – бывший министр иностранных дел, министр финансов и министр обороны Индии, а также автор книги «Джинна: Индия – раздел – независимость».
Перевод с английского – Николай Жданович
http://www.project-syndicate.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба