13 ноября 2017 Golden Hills - КапиталЪ АМ Крылов Михаил
Перед публикацией свежей отчётности по макроэкономическому росту в России, отвечаем на главный вопрос, связанный с фондовыми площадками в РФ: хеджировать ли прибыль?
Снижение ключевой ставки ЦБ до 8,25% при замедлении инфляции в России до 3% уменьшило маржинальность покупок рубля за доллары США при ключевой ставке ФРС 1,25% и инфляции в Америке 2,2% в год, вследствие чего пара доллар/рубль выросла на 4,4% с 16 октября, и индекс ММВБ увеличился на +3,7%, что составляет почти всё повышение, набранное им с начала месяца. В связи с этим возникает вопрос о том, будет ли крупный инвестор закрывать позиции перед оглашением решения действующего главы государства по вопросу об участии в президентских выборах 2018 года?
Срез котировок на 13:00 мск 13.11.17 показывает, что ноябрь стал месяцем ротации портфеля. По крайней мере, нефтегазовые компании индекса ММВБ, по отношению к уровням 31.12.16, падали в цене на 5,6% из-за предшествующего укрепления рубля, но если сравнивать с 31 октября, то росли на +5,1%, вероятно, на ожиданиях ослабления рубля. Банковские и финансовые бумаги снижались с начала года на 6,9% вследствие ситуации вокруг банков «московского кольца», тем не менее росли с начала месяца на +4,8%, очевидно, на повышении уверенности в перспективах МКБ и Промсвязьбанка. Акции электроэнергетики уменьшались в цене, по сравнению с завершением 2016-го, на 1,2% под страхом дополнительных затрат на развитие энергосистемы, но относительно 31.10.17 дорожали на +1,6%, скорее всего, на возобновлении ожиданий экономического роста.
Судя по наметившейся ротации портфелей, всё большее значение приобретает компонент инфляции вне фондового рынка, оборот организаций, и чуть меньшее – физическое производство в топливно-энергетическом секторе, что для некоторых является поводом насторожиться. Отметим, производство электроэнергии за первые 9 месяцев года выросло на +1,1%, пара и горячей воды на +3,4%, в то время как оборот производства, сетевой передачи и сбыта, например, только электроэнергии, без тепловой, – на +9,4%, из-за инфляционной составляющей. Аналогичным образом, оборот организаций в сфере добычи угля вырос на +49,9% в год, и в секторе добычи нефти и газа - на +17,0%. По инфляционному компоненту, обычно намного перспективнее диверсификация в страны с меньшей инфляцией в ожидании её ускорения, нежели в государства с темпами роста цен на 1 процентный пункт меньше целевого уровня (в России целевая инфляция 4%, а по факту мы имеем +3% в год). Тем более что российские пенни-стоки не представляются лучшим выбором, с учётом напоминания о необходимости вложений в энергоинфраструктуру, напомним, производство электрического оборудования выросло на +4,8% в год в основном благодаря трансформаторам.
Рост транспортных компаний индекса ММВБ, вероятно, приближается к экстремумам, если учесть, что акции сегмента увеличились в цене на +12,4% с начала года, в то время как грузооборот воздушного транспорта за 9 месяцев 2017-го вырос на +19,8% в год, но железнодорожного на только +6,6% в год, морского на 10,8% в год, автомобильного на 3,7% в год и трубопроводного на +7,3% в год. При этом, если учитывать тарифы на перевозки, то приходится признать, что оборот пассажирских перевозок, скажем, на железной дороге вырос на +13,1% в год, но всё равно двузначные темпы роста в этой сфере выше +20% в год вряд ли будут оправданы в ближайшее время, а значит и потенциал роста скромен.
Рост транспорта и отдельных видов сырья, худо-бедно, тянет за собой экономику в целом. В частности, ценные бумаги машиностроения в составе индекса ММВБ увеличились на +9,9% с начала года. В том числе, потому, что двузначные темпы роста за 9 месяцев 2017-го показало производство вагонов, легковых автомобилей, автобусов, и всего производство автотранспортных средств выросло на +12,4% в год. Производство резиновых и пластмассовых изделий выросло на +3,8% в год от роста в шинном сегменте. Но единовременный стимул, который дают крупные заказы на считанные единицы продукции, имеет знакомый предел в виде ёмкости рынка государственного автотранспорта и платёжеспособных потребителей.
В росте транспорта и инфраструктуры велика роль крупных единовременных событий. Например, организуемых в сфере культуры и спорта, где обороты в этом году увеличивались по +19,6% в год. В то же время два других фактора роста, оживить которые планировалось под воздействием транспортного сообщения, пока только начинают восстанавливаться. В частности, производство пищевых продуктов увеличилось на лишь +5,0%, главным образом, за счёт роста выращивания овощей на +34,0% в год, повышения популяций птицы на убой на +7,5%, и расширения количества яиц на +3,0% в год, но в денежном выражении рост в пищепроме ограничился +1,8%. Что касается строительства, то здесь многое зависит от расходов бюджета, которому приходится стимулировать и самому искать места для крупных строек, и для новых трасс. Более-менее постоянным остаётся только трудно читаемый в фондовом рынке рост выпуска неметаллической минеральной продукции на +2,1%, вызванный увеличением производства лент из стекловолокна (+12,7%) и кирпичей (+15,2% в год).
Из всего многообразия секторов российского фондового рынка рано фиксировать прибыль разве что, наверное, в сфере металлургии. Сектор добычи металлов подорожал на +6,1% с начала года. Производство готовых металлических изделий упало на 3,8% в год от падения выпуска столовых и бытовых приборов из чёрных металлов, в то время как в сегменте конструкций из чёрных металлов был рост на 5,5% в год и из алюминия на 8,2% в год. Двузначные темпы роста наблюдались в секторах холоднотянутой проволоки (+17,2%), алюминиевых труб и фитингов (+23,6%) и фольги (+16,6%). Похоже, несмотря на рост спроса на ПВХ, есть некоторые перспективы у алюминщиков.
Кроме этого надо отметить, что химические акции в составе ММВБ с начала года выросли на +3,0% под влиянием роста выпуска шин и общего увеличения химпроизводства на +5,6% в год благодаря повышению показателей калийных удобрений на +14,0% и жидкого мыла на +13,4%.
Если не считать связь 4G, наиболее растущие отрасли остаются вне ликвидных фишек фондовой биржи, что сужает возможности для диверсификации. Например, производство мебели за 9 месяцев 2017 года выросло на +7,6%, производство лекарств на +11,7% (в том числе, почему-то, препараты для лечения заболеваний органов чувств показали рост на +49,0%, противоопухолевые и иммуномодуляторы в упаковках на +40,9%, противомикробные в ампулах на +64,7%, сосудистые в упаковках на +12,7%), производство тетрадей увеличилось на +40,1%, альбомов и папок на +20,6%, и туалетной бумаги на +11,9%. Не раскрыта в ликвидном сегменте и тема текстильного производства, которое увеличилось на +7,6% благодаря росту выпуска верхней одежды на +48% в год, и тема спиртных напитков (рост производства водки на +14,2% и коньяка на +7,4%), и водоснабжение и утилизация отходов, которые возросли на +14,9%. И вряд ли мы захотим приобрести акции РусАквы (AQUA), несмотря на общий тренд к расширению выпуска бутилированной воды на +5,4%, потому что, даже со скидкой на неликвидность, рост рублёвых бумаг с 37 рублей до 184 рублей за один год – это, похоже, предел.
По отношению к российскому рынку, несмотря на рост промышленного производства на +1,8%, рисуется перспектива фиксирования прибыли и хеджирования стабильно высоких цен на нефть, вероятно, на международном рынке. Казалось бы, можно захеджироваться и в России, например, вложениями в телекоммуникации, но их бумаги уже подорожали с начала года на +6,1%, или потребительским сектором, но он почти не растёт, на +0,5% с начала года. Всё больше инвесторов в качестве инвестиций в РФ смотрит на рынок государственных ценных бумаг, но и он уже вырос на +23% в год и вряд ли будет сильно улучшаться по мере стабилизации доллара.
Тем не менее, в последнее время инвесторы следят за ситуацией с суверенным долгом РФ на фоне раскрутки некоторых негативных факторов, находящихся за рубежом, способных повысить ставки на долговом рынке РФ.
С региональной и демографической точки зрения, Россия пока не рисует однородных возможностей двузначного роста, наподобие некоторых других стран. Не самая лучшая динамика реальных доходов в РФ не обещает бума потребления.
Есть и позитивные новости. Например, нельзя не отметить, что некоторые ростки уже есть в реальном секторе. Производство товаров и услуг в Республике Алтай выросло на +37,2% в год, в Архангельской области без а/о выросло на +20,5%, в Астраханской области на +29,0%, в Республике Ингушетия - на +15,8%, в Дагестане - на +30,2%, в Мурманской и Ростовской областях на +14,6%. Несмотря на мрачный прогноз по доходам, Россия продолжает оставаться очень динамичным рынком, в котором рабочая сила уменьшилась на 1%, но доля лиц со среднедушевыми денежными доходами выросла до 9,5% с 8,8% от общей численности населения.
И всё же, миграционный прирост свыше +10 тысяч человек только в центре, на северо-западе, в Краснодарском крае. Из минусов, в Сибири и ДВФО зафиксирован отток рабочей силы свыше 10 тысяч человек, и естественная убыль населения возобновилась на уровне 1,1 единицы на тысячу человек.
Увеличению капитализации некоторых крупных высоколиквидных, но по-прежнему сильно зависящих от государственной поддержки холдингов РФ в 2017 году способствовали сигналы о возможности продления заморозки роста добычи и о возможности переизбрания действующего Президента России. На данный момент, баланс рисков, связанных с нефтью, и уровень общемировой волатильности, а также неопределенность, связанная с принципами работы очередных западных санкций, заставляют инвесторов хеджировать вложения, что является ответом на вопрос хеджировать ли прибыль по российскому фондовому рынку в 2017-1 квартале 2018 гг.
Снижение ключевой ставки ЦБ до 8,25% при замедлении инфляции в России до 3% уменьшило маржинальность покупок рубля за доллары США при ключевой ставке ФРС 1,25% и инфляции в Америке 2,2% в год, вследствие чего пара доллар/рубль выросла на 4,4% с 16 октября, и индекс ММВБ увеличился на +3,7%, что составляет почти всё повышение, набранное им с начала месяца. В связи с этим возникает вопрос о том, будет ли крупный инвестор закрывать позиции перед оглашением решения действующего главы государства по вопросу об участии в президентских выборах 2018 года?
Срез котировок на 13:00 мск 13.11.17 показывает, что ноябрь стал месяцем ротации портфеля. По крайней мере, нефтегазовые компании индекса ММВБ, по отношению к уровням 31.12.16, падали в цене на 5,6% из-за предшествующего укрепления рубля, но если сравнивать с 31 октября, то росли на +5,1%, вероятно, на ожиданиях ослабления рубля. Банковские и финансовые бумаги снижались с начала года на 6,9% вследствие ситуации вокруг банков «московского кольца», тем не менее росли с начала месяца на +4,8%, очевидно, на повышении уверенности в перспективах МКБ и Промсвязьбанка. Акции электроэнергетики уменьшались в цене, по сравнению с завершением 2016-го, на 1,2% под страхом дополнительных затрат на развитие энергосистемы, но относительно 31.10.17 дорожали на +1,6%, скорее всего, на возобновлении ожиданий экономического роста.
Судя по наметившейся ротации портфелей, всё большее значение приобретает компонент инфляции вне фондового рынка, оборот организаций, и чуть меньшее – физическое производство в топливно-энергетическом секторе, что для некоторых является поводом насторожиться. Отметим, производство электроэнергии за первые 9 месяцев года выросло на +1,1%, пара и горячей воды на +3,4%, в то время как оборот производства, сетевой передачи и сбыта, например, только электроэнергии, без тепловой, – на +9,4%, из-за инфляционной составляющей. Аналогичным образом, оборот организаций в сфере добычи угля вырос на +49,9% в год, и в секторе добычи нефти и газа - на +17,0%. По инфляционному компоненту, обычно намного перспективнее диверсификация в страны с меньшей инфляцией в ожидании её ускорения, нежели в государства с темпами роста цен на 1 процентный пункт меньше целевого уровня (в России целевая инфляция 4%, а по факту мы имеем +3% в год). Тем более что российские пенни-стоки не представляются лучшим выбором, с учётом напоминания о необходимости вложений в энергоинфраструктуру, напомним, производство электрического оборудования выросло на +4,8% в год в основном благодаря трансформаторам.
Рост транспортных компаний индекса ММВБ, вероятно, приближается к экстремумам, если учесть, что акции сегмента увеличились в цене на +12,4% с начала года, в то время как грузооборот воздушного транспорта за 9 месяцев 2017-го вырос на +19,8% в год, но железнодорожного на только +6,6% в год, морского на 10,8% в год, автомобильного на 3,7% в год и трубопроводного на +7,3% в год. При этом, если учитывать тарифы на перевозки, то приходится признать, что оборот пассажирских перевозок, скажем, на железной дороге вырос на +13,1% в год, но всё равно двузначные темпы роста в этой сфере выше +20% в год вряд ли будут оправданы в ближайшее время, а значит и потенциал роста скромен.
Рост транспорта и отдельных видов сырья, худо-бедно, тянет за собой экономику в целом. В частности, ценные бумаги машиностроения в составе индекса ММВБ увеличились на +9,9% с начала года. В том числе, потому, что двузначные темпы роста за 9 месяцев 2017-го показало производство вагонов, легковых автомобилей, автобусов, и всего производство автотранспортных средств выросло на +12,4% в год. Производство резиновых и пластмассовых изделий выросло на +3,8% в год от роста в шинном сегменте. Но единовременный стимул, который дают крупные заказы на считанные единицы продукции, имеет знакомый предел в виде ёмкости рынка государственного автотранспорта и платёжеспособных потребителей.
В росте транспорта и инфраструктуры велика роль крупных единовременных событий. Например, организуемых в сфере культуры и спорта, где обороты в этом году увеличивались по +19,6% в год. В то же время два других фактора роста, оживить которые планировалось под воздействием транспортного сообщения, пока только начинают восстанавливаться. В частности, производство пищевых продуктов увеличилось на лишь +5,0%, главным образом, за счёт роста выращивания овощей на +34,0% в год, повышения популяций птицы на убой на +7,5%, и расширения количества яиц на +3,0% в год, но в денежном выражении рост в пищепроме ограничился +1,8%. Что касается строительства, то здесь многое зависит от расходов бюджета, которому приходится стимулировать и самому искать места для крупных строек, и для новых трасс. Более-менее постоянным остаётся только трудно читаемый в фондовом рынке рост выпуска неметаллической минеральной продукции на +2,1%, вызванный увеличением производства лент из стекловолокна (+12,7%) и кирпичей (+15,2% в год).
Из всего многообразия секторов российского фондового рынка рано фиксировать прибыль разве что, наверное, в сфере металлургии. Сектор добычи металлов подорожал на +6,1% с начала года. Производство готовых металлических изделий упало на 3,8% в год от падения выпуска столовых и бытовых приборов из чёрных металлов, в то время как в сегменте конструкций из чёрных металлов был рост на 5,5% в год и из алюминия на 8,2% в год. Двузначные темпы роста наблюдались в секторах холоднотянутой проволоки (+17,2%), алюминиевых труб и фитингов (+23,6%) и фольги (+16,6%). Похоже, несмотря на рост спроса на ПВХ, есть некоторые перспективы у алюминщиков.
Кроме этого надо отметить, что химические акции в составе ММВБ с начала года выросли на +3,0% под влиянием роста выпуска шин и общего увеличения химпроизводства на +5,6% в год благодаря повышению показателей калийных удобрений на +14,0% и жидкого мыла на +13,4%.
Если не считать связь 4G, наиболее растущие отрасли остаются вне ликвидных фишек фондовой биржи, что сужает возможности для диверсификации. Например, производство мебели за 9 месяцев 2017 года выросло на +7,6%, производство лекарств на +11,7% (в том числе, почему-то, препараты для лечения заболеваний органов чувств показали рост на +49,0%, противоопухолевые и иммуномодуляторы в упаковках на +40,9%, противомикробные в ампулах на +64,7%, сосудистые в упаковках на +12,7%), производство тетрадей увеличилось на +40,1%, альбомов и папок на +20,6%, и туалетной бумаги на +11,9%. Не раскрыта в ликвидном сегменте и тема текстильного производства, которое увеличилось на +7,6% благодаря росту выпуска верхней одежды на +48% в год, и тема спиртных напитков (рост производства водки на +14,2% и коньяка на +7,4%), и водоснабжение и утилизация отходов, которые возросли на +14,9%. И вряд ли мы захотим приобрести акции РусАквы (AQUA), несмотря на общий тренд к расширению выпуска бутилированной воды на +5,4%, потому что, даже со скидкой на неликвидность, рост рублёвых бумаг с 37 рублей до 184 рублей за один год – это, похоже, предел.
По отношению к российскому рынку, несмотря на рост промышленного производства на +1,8%, рисуется перспектива фиксирования прибыли и хеджирования стабильно высоких цен на нефть, вероятно, на международном рынке. Казалось бы, можно захеджироваться и в России, например, вложениями в телекоммуникации, но их бумаги уже подорожали с начала года на +6,1%, или потребительским сектором, но он почти не растёт, на +0,5% с начала года. Всё больше инвесторов в качестве инвестиций в РФ смотрит на рынок государственных ценных бумаг, но и он уже вырос на +23% в год и вряд ли будет сильно улучшаться по мере стабилизации доллара.
Тем не менее, в последнее время инвесторы следят за ситуацией с суверенным долгом РФ на фоне раскрутки некоторых негативных факторов, находящихся за рубежом, способных повысить ставки на долговом рынке РФ.
С региональной и демографической точки зрения, Россия пока не рисует однородных возможностей двузначного роста, наподобие некоторых других стран. Не самая лучшая динамика реальных доходов в РФ не обещает бума потребления.
Есть и позитивные новости. Например, нельзя не отметить, что некоторые ростки уже есть в реальном секторе. Производство товаров и услуг в Республике Алтай выросло на +37,2% в год, в Архангельской области без а/о выросло на +20,5%, в Астраханской области на +29,0%, в Республике Ингушетия - на +15,8%, в Дагестане - на +30,2%, в Мурманской и Ростовской областях на +14,6%. Несмотря на мрачный прогноз по доходам, Россия продолжает оставаться очень динамичным рынком, в котором рабочая сила уменьшилась на 1%, но доля лиц со среднедушевыми денежными доходами выросла до 9,5% с 8,8% от общей численности населения.
И всё же, миграционный прирост свыше +10 тысяч человек только в центре, на северо-западе, в Краснодарском крае. Из минусов, в Сибири и ДВФО зафиксирован отток рабочей силы свыше 10 тысяч человек, и естественная убыль населения возобновилась на уровне 1,1 единицы на тысячу человек.
Увеличению капитализации некоторых крупных высоколиквидных, но по-прежнему сильно зависящих от государственной поддержки холдингов РФ в 2017 году способствовали сигналы о возможности продления заморозки роста добычи и о возможности переизбрания действующего Президента России. На данный момент, баланс рисков, связанных с нефтью, и уровень общемировой волатильности, а также неопределенность, связанная с принципами работы очередных западных санкций, заставляют инвесторов хеджировать вложения, что является ответом на вопрос хеджировать ли прибыль по российскому фондовому рынку в 2017-1 квартале 2018 гг.
http://www.gh-kap.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу