Ходоровская Дарья Et cetera | Компании | Boeing

Почему скандал в Boeing не отразился на его котировках

8 февраля 2013  Источник / http://www.2stocks.ru
Авиакомпании по всему миру прекратили использование Dreamliner - главной новинки компании за последние почти 20 лет. Акции Boeing даже выросли

Кажется, самолеты компании Boeing скоро начнут разваливаться еще до взлета. Топливо утекает, тормозная система барахлит, лобовое стекло трескается, аккумуляторы загораются. И все это в январе. И все это – одна и та же модель самолета: суперновый и суперинновационный Boeing-787 Dreamliner Кажется, самолеты компании Boeing скоро начнут разваливаться еще до взлета. Топливо утекает, тормозная система барахлит, лобовое стекло трескается, аккумуляторы загораются. И все это в январе. И все это – одна и та же модель самолета: суперновый и суперинновационный Boeing-787 Dreamliner. Федеральному агентству гражданской авиации США пришлось провести расследование, а заодно и временно «приземлить» самолет – пока компания не выявит причины и не устранит неполадки. Японская All Nippon Airways временно отказалась от использования Dreamliner (после аварийной посадки самолета авиакомпании из-за возгорания аккумулятора). На аналогичные меры пошли перевозчики по всему миру. Сейчас Dreamliner не летает вообще.

Неприятно, и на первый взгляд не смертельно, учитывая масштабы компании – крупнейшего производителя коммерческих и военных самолетов, вертолетов, электронных и оборонных систем, ракет, спутников и ракет-носителей, передовых систем информации и основного поставщика НАСА. Проблемы же возникли всего у одной модели самолета. Бывает.

Но в этом случае все довольно серьезно. Dreamliner для Boeing должен был стать чем-то вроде iPhone у Apple. Инновационный самолет, полностью меняющий правила игры на рынке. По сценарию, авиакомпании должны были выстраиваться в очередь, чтобы заполучить лайнер мечты в свой парк. Да они и выстроились. Самолет дебютировал в 2007 году с рекордными 677 заказами. Его популярность была обусловлена потрясающими характеристиками: снижение расхода топлива на 20% благодаря более легким компонентам, аэродинамическому дизайну и форсированной электрической системе с литиево-ионными аккумуляторами.

Сейчас на Boeing висит 848 заказов на лайнеры мечты. Но учитывая, что проблема вред ли решится в ближайшее время, авиакомпании скоро начнут терять терпение. Бюджетная Scoot Pte, принадлежащая авиакомпании Singapore, категорически заявила, что ее рост зависит от поставок Dreamliner. Соответственно, некоторые перевозчики могут пересмотреть контракты и выбрать другие самолеты, возможно, даже обратить внимание на главного конкурента Boeing – Airbus.

Другой настораживающий момент: число проданных компанией самолетов растет каждый год. Несмотря на последние проблемы с Dreamliner, за 8 лет Boeing удвоил продажи. Хотя компания не раскрывает информацию о том, сколько она имеет с каждого самолета, подсчитать это несложно. Операционную прибыль за 2012 год в $6,311 млрд делим на 755 поставок (601 коммерческий самолет + 154 военных, космических) и получаем прибыль на единицу продукции - $8,39 млн за самолет. Прилично - по крайней мере, до уплаты налогов.

Посмотрим прибыль Boeing с одного самолета за последние 7 лет:

Почему скандал в Boeing не отразился на его котировках


Если не считать кризисный 2009 год, то мы получаем небольшое снижение. А теперь более детально последние 5 кварталов:

Почему скандал в Boeing не отразился на его котировках


И вот тут уже неясно. Продажи растут, а прибыль за единицу продукции падает. Так что в принципе ситуация с Dreamliner может быть лишь верхушкой айсберга. Прибыль за единицу продукции снизилась еще до проблемы с батареями. И, само собой эти проблемы прибылей компании не прибавят, особенно учитывая, что самая крупная авиакомпания Японии ANA уже потеряла $15 млн из-за непоставки самолетов и возмещать их скорее всего придется Boeing.

Впрочем, сам Boeing довольно оптимистично смотрит в будущее. Компания уверена, что все технические вопросы с лайнером будут решены, о чем и сообщила в официальном заявлении, опубликованном на сайте.

Вообще в авиаотрасли такие неудачи и задержки c поставками – явление нередкое. Airbus столкнулся с подобной ситуаций во время презентации своего А380. Однако многие аналитики обращают внимание на то, что проблемы компании начинаются не с аккумулятора, они более структурные и тянутся далеко не первый год. Многие видят проблему в том, что Boeing перенесла производственную цепочку за рубеж, и тем самым потеряла контроль над собственной продукцией.

В октябре 2001 года Boeing проиграл своему конкуренту Lockheed Martin в жесткой битве за многомиллиардный контракт на истребитель Joint Strike Fighter. После нескольких десятилетий успеха Boeing начал прогрывать Airbus и потерял лидерство на рынке авиалайнеров в 2003 году. Несколько проектов компании были одобрены, а затем отменены. В частности Sonic Cruiser - лайнер для путешествий фактически со скоростью звука, который сократил бы время межконтинентальных путешествий на 20%. Проект был запущен в 2001 году, но судьба его была предрешена изменениями на рынке коммерческой авиации после терактов 11 сентября, затем слабой экономикой и ростом цен на топливо. Ведь чем быстрее, тем дороже.

Инвесторов сейчас должно беспокоить не то, как компания решит свои проблемы с батареей – а она их решит. Дело, скорее, в структурных проблемах.

Есть риск, что с течением времени продолжающиеся проблемы с Dreamliner могут ускорить долгосрочный спад. Негативный прогноз может предполагать даже реорганизацию компанией своего бизнеса или возможно даже приобретение ее другой компанией.

30 января компания распространила отчет по итогам 2012 года:

Почему скандал в Boeing не отразился на его котировках


На доходы Boeing повлияли в том числе пенсионные выплаты – компания отправляет в пенсионный фонд для своих сотрудников приличные суммы. За девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2012 года, отчисления составили $ 1,5 млрд пенсионных взносов по сравнению с $ 500 млн год назад.

Если не углубляться в детали, то инвестиционная привлекательность компании кажется очевидной: она приносит доход акционерам последние несколько лет. Прибыль на инвестиционный капитал в среднем составила 36,5% за последние три года. Компания «любит» акционеров – в 2013 году собирается направить на дивиденды 38% прибыли, - а в декабре объявила о 10% увеличении регулярных квартальных дивидендов до $0,485 за акцию. Кроме того, у компании есть еще несколько популярных типов самолетов, например, Boeing-787 и Boeing-737 Next Generation (NG), благодаря которым коммерческие продажи выросли по сравнению с предыдущим годом.

Boeing слишком большой, чтобы быстро падать, и пока динамика котировок это подтверждает. Разве что произойдет событие, которое вдруг изменит правила игры. Тем не менее, сейчас все же не лучшее время для инвестиций в акции компании, учитывая, что проблема явно не будет решена в ближайшее время и последствия ее пока не ясны.

Динамика акций Boeing за посдедний год, $

Почему скандал в Boeing не отразился на его котировках


/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=169823. Присылайте свои материалы для публикации на сайте. Об использовании информации.