Кажется, самолеты компании Boeing скоро начнут разваливаться еще до взлета. Топливо утекает, тормозная система барахлит, лобовое стекло трескается, аккумуляторы загораются. И все это в январе. И все это – одна и та же модель самолета: суперновый и суперинновационный Boeing-787 Dreamliner. Федеральному агентству гражданской авиации США пришлось провести расследование, а заодно и временно «приземлить» самолет – пока компания не выявит причины и не устранит неполадки. Японская All Nippon Airways временно отказалась от использования Dreamliner (после аварийной посадки самолета авиакомпании из-за возгорания аккумулятора). На аналогичные меры пошли перевозчики по всему миру. Сейчас Dreamliner не летает вообще.
Неприятно, и на первый взгляд не смертельно, учитывая масштабы компании – крупнейшего производителя коммерческих и военных самолетов, вертолетов, электронных и оборонных систем, ракет, спутников и ракет-носителей, передовых систем информации и основного поставщика НАСА. Проблемы же возникли всего у одной модели самолета. Бывает.
Но в этом случае все довольно серьезно. Dreamliner для Boeing должен был стать чем-то вроде iPhone у Apple. Инновационный самолет, полностью меняющий правила игры на рынке. По сценарию, авиакомпании должны были выстраиваться в очередь, чтобы заполучить лайнер мечты в свой парк. Да они и выстроились. Самолет дебютировал в 2007 году с рекордными 677 заказами. Его популярность была обусловлена потрясающими характеристиками: снижение расхода топлива на 20% благодаря более легким компонентам, аэродинамическому дизайну и форсированной электрической системе с литиево-ионными аккумуляторами.
Сейчас на Boeing висит 848 заказов на лайнеры мечты. Но учитывая, что проблема вред ли решится в ближайшее время, авиакомпании скоро начнут терять терпение. Бюджетная Scoot Pte, принадлежащая авиакомпании Singapore, категорически заявила, что ее рост зависит от поставок Dreamliner. Соответственно, некоторые перевозчики могут пересмотреть контракты и выбрать другие самолеты, возможно, даже обратить внимание на главного конкурента Boeing – Airbus.
Другой настораживающий момент: число проданных компанией самолетов растет каждый год. Несмотря на последние проблемы с Dreamliner, за 8 лет Boeing удвоил продажи. Хотя компания не раскрывает информацию о том, сколько она имеет с каждого самолета, подсчитать это несложно. Операционную прибыль за 2012 год в $6,311 млрд делим на 755 поставок (601 коммерческий самолет + 154 военных, космических) и получаем прибыль на единицу продукции - $8,39 млн за самолет. Прилично - по крайней мере, до уплаты налогов.
Посмотрим прибыль Boeing с одного самолета за последние 7 лет:
Если не считать кризисный 2009 год, то мы получаем небольшое снижение. А теперь более детально последние 5 кварталов:
И вот тут уже неясно. Продажи растут, а прибыль за единицу продукции падает. Так что в принципе ситуация с Dreamliner может быть лишь верхушкой айсберга. Прибыль за единицу продукции снизилась еще до проблемы с батареями. И, само собой эти проблемы прибылей компании не прибавят, особенно учитывая, что самая крупная авиакомпания Японии ANA уже потеряла $15 млн из-за непоставки самолетов и возмещать их скорее всего придется Boeing.
Впрочем, сам Boeing довольно оптимистично смотрит в будущее. Компания уверена, что все технические вопросы с лайнером будут решены, о чем и сообщила в официальном заявлении, опубликованном на сайте.
Вообще в авиаотрасли такие неудачи и задержки c поставками – явление нередкое. Airbus столкнулся с подобной ситуаций во время презентации своего А380. Однако многие аналитики обращают внимание на то, что проблемы компании начинаются не с аккумулятора, они более структурные и тянутся далеко не первый год. Многие видят проблему в том, что Boeing перенесла производственную цепочку за рубеж, и тем самым потеряла контроль над собственной продукцией.
В октябре 2001 года Boeing проиграл своему конкуренту Lockheed Martin в жесткой битве за многомиллиардный контракт на истребитель Joint Strike Fighter. После нескольких десятилетий успеха Boeing начал прогрывать Airbus и потерял лидерство на рынке авиалайнеров в 2003 году. Несколько проектов компании были одобрены, а затем отменены. В частности Sonic Cruiser - лайнер для путешествий фактически со скоростью звука, который сократил бы время межконтинентальных путешествий на 20%. Проект был запущен в 2001 году, но судьба его была предрешена изменениями на рынке коммерческой авиации после терактов 11 сентября, затем слабой экономикой и ростом цен на топливо. Ведь чем быстрее, тем дороже.
Инвесторов сейчас должно беспокоить не то, как компания решит свои проблемы с батареей – а она их решит. Дело, скорее, в структурных проблемах.
Есть риск, что с течением времени продолжающиеся проблемы с Dreamliner могут ускорить долгосрочный спад. Негативный прогноз может предполагать даже реорганизацию компанией своего бизнеса или возможно даже приобретение ее другой компанией.
30 января компания распространила отчет по итогам 2012 года:
На доходы Boeing повлияли в том числе пенсионные выплаты – компания отправляет в пенсионный фонд для своих сотрудников приличные суммы. За девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2012 года, отчисления составили $ 1,5 млрд пенсионных взносов по сравнению с $ 500 млн год назад.
Если не углубляться в детали, то инвестиционная привлекательность компании кажется очевидной: она приносит доход акционерам последние несколько лет. Прибыль на инвестиционный капитал в среднем составила 36,5% за последние три года. Компания «любит» акционеров – в 2013 году собирается направить на дивиденды 38% прибыли, - а в декабре объявила о 10% увеличении регулярных квартальных дивидендов до $0,485 за акцию. Кроме того, у компании есть еще несколько популярных типов самолетов, например, Boeing-787 и Boeing-737 Next Generation (NG), благодаря которым коммерческие продажи выросли по сравнению с предыдущим годом.
Boeing слишком большой, чтобы быстро падать, и пока динамика котировок это подтверждает. Разве что произойдет событие, которое вдруг изменит правила игры. Тем не менее, сейчас все же не лучшее время для инвестиций в акции компании, учитывая, что проблема явно не будет решена в ближайшее время и последствия ее пока не ясны.
Динамика акций Boeing за посдедний год, $
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Неприятно, и на первый взгляд не смертельно, учитывая масштабы компании – крупнейшего производителя коммерческих и военных самолетов, вертолетов, электронных и оборонных систем, ракет, спутников и ракет-носителей, передовых систем информации и основного поставщика НАСА. Проблемы же возникли всего у одной модели самолета. Бывает.
Но в этом случае все довольно серьезно. Dreamliner для Boeing должен был стать чем-то вроде iPhone у Apple. Инновационный самолет, полностью меняющий правила игры на рынке. По сценарию, авиакомпании должны были выстраиваться в очередь, чтобы заполучить лайнер мечты в свой парк. Да они и выстроились. Самолет дебютировал в 2007 году с рекордными 677 заказами. Его популярность была обусловлена потрясающими характеристиками: снижение расхода топлива на 20% благодаря более легким компонентам, аэродинамическому дизайну и форсированной электрической системе с литиево-ионными аккумуляторами.
Сейчас на Boeing висит 848 заказов на лайнеры мечты. Но учитывая, что проблема вред ли решится в ближайшее время, авиакомпании скоро начнут терять терпение. Бюджетная Scoot Pte, принадлежащая авиакомпании Singapore, категорически заявила, что ее рост зависит от поставок Dreamliner. Соответственно, некоторые перевозчики могут пересмотреть контракты и выбрать другие самолеты, возможно, даже обратить внимание на главного конкурента Boeing – Airbus.
Другой настораживающий момент: число проданных компанией самолетов растет каждый год. Несмотря на последние проблемы с Dreamliner, за 8 лет Boeing удвоил продажи. Хотя компания не раскрывает информацию о том, сколько она имеет с каждого самолета, подсчитать это несложно. Операционную прибыль за 2012 год в $6,311 млрд делим на 755 поставок (601 коммерческий самолет + 154 военных, космических) и получаем прибыль на единицу продукции - $8,39 млн за самолет. Прилично - по крайней мере, до уплаты налогов.
Посмотрим прибыль Boeing с одного самолета за последние 7 лет:
Если не считать кризисный 2009 год, то мы получаем небольшое снижение. А теперь более детально последние 5 кварталов:
И вот тут уже неясно. Продажи растут, а прибыль за единицу продукции падает. Так что в принципе ситуация с Dreamliner может быть лишь верхушкой айсберга. Прибыль за единицу продукции снизилась еще до проблемы с батареями. И, само собой эти проблемы прибылей компании не прибавят, особенно учитывая, что самая крупная авиакомпания Японии ANA уже потеряла $15 млн из-за непоставки самолетов и возмещать их скорее всего придется Boeing.
Впрочем, сам Boeing довольно оптимистично смотрит в будущее. Компания уверена, что все технические вопросы с лайнером будут решены, о чем и сообщила в официальном заявлении, опубликованном на сайте.
Вообще в авиаотрасли такие неудачи и задержки c поставками – явление нередкое. Airbus столкнулся с подобной ситуаций во время презентации своего А380. Однако многие аналитики обращают внимание на то, что проблемы компании начинаются не с аккумулятора, они более структурные и тянутся далеко не первый год. Многие видят проблему в том, что Boeing перенесла производственную цепочку за рубеж, и тем самым потеряла контроль над собственной продукцией.
В октябре 2001 года Boeing проиграл своему конкуренту Lockheed Martin в жесткой битве за многомиллиардный контракт на истребитель Joint Strike Fighter. После нескольких десятилетий успеха Boeing начал прогрывать Airbus и потерял лидерство на рынке авиалайнеров в 2003 году. Несколько проектов компании были одобрены, а затем отменены. В частности Sonic Cruiser - лайнер для путешествий фактически со скоростью звука, который сократил бы время межконтинентальных путешествий на 20%. Проект был запущен в 2001 году, но судьба его была предрешена изменениями на рынке коммерческой авиации после терактов 11 сентября, затем слабой экономикой и ростом цен на топливо. Ведь чем быстрее, тем дороже.
Инвесторов сейчас должно беспокоить не то, как компания решит свои проблемы с батареей – а она их решит. Дело, скорее, в структурных проблемах.
Есть риск, что с течением времени продолжающиеся проблемы с Dreamliner могут ускорить долгосрочный спад. Негативный прогноз может предполагать даже реорганизацию компанией своего бизнеса или возможно даже приобретение ее другой компанией.
30 января компания распространила отчет по итогам 2012 года:
На доходы Boeing повлияли в том числе пенсионные выплаты – компания отправляет в пенсионный фонд для своих сотрудников приличные суммы. За девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2012 года, отчисления составили $ 1,5 млрд пенсионных взносов по сравнению с $ 500 млн год назад.
Если не углубляться в детали, то инвестиционная привлекательность компании кажется очевидной: она приносит доход акционерам последние несколько лет. Прибыль на инвестиционный капитал в среднем составила 36,5% за последние три года. Компания «любит» акционеров – в 2013 году собирается направить на дивиденды 38% прибыли, - а в декабре объявила о 10% увеличении регулярных квартальных дивидендов до $0,485 за акцию. Кроме того, у компании есть еще несколько популярных типов самолетов, например, Boeing-787 и Boeing-737 Next Generation (NG), благодаря которым коммерческие продажи выросли по сравнению с предыдущим годом.
Boeing слишком большой, чтобы быстро падать, и пока динамика котировок это подтверждает. Разве что произойдет событие, которое вдруг изменит правила игры. Тем не менее, сейчас все же не лучшее время для инвестиций в акции компании, учитывая, что проблема явно не будет решена в ближайшее время и последствия ее пока не ясны.
Динамика акций Boeing за посдедний год, $
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу