Рыба второй свежести: почему не стоит покупать акции «Русского моря» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рыба второй свежести: почему не стоит покупать акции «Русского моря»

Новость о введении санкции на ввоз ряда продуктов из США и ЕС спровоцировала волну покупок на фондовом рынке акций российских производителей продуктов питания. Особенно впечатляющую динамику показали бумаги «Русского Моря». За два последних дня они выросли на 38% до 69 рублей за акцию
12 августа 2014 RMG | Русское море Арутюнова Ксения
Новость о введении санкции на ввоз ряда продуктов из США и ЕС спровоцировала волну покупок на фондовом рынке акций российских производителей продуктов питания. Особенно впечатляющую динамику показали бумаги «Русского Моря». За два последних дня они выросли на 38% до 69 рублей за акцию.

Спекулянты мыслят просто. Если введен запрет на импорт норвежского лосося, значит, российские производители будут чувствовать себя более комфортно: в условиях ограниченного предложения можно поднять цены и показать рост выручки. Значит, самое время покупать акции российской компании «Русское Море». Так ли это на самом деле?

Идея становится совсем не очевидной, если разобраться в бизнесе компании. «Русское Море» на данный момент является дистрибьютором рыбы и морепродуктов, но никак не производителем. После продажи убыточного завода по производству пресервов из рыбы и морепродуктов в марте 2013 года у компании осталось два основных актива: дистрибьютор «Русская рыбная компания» (РКК) и «Русское море - Аквакультура» (разведение форели и лососи).

Финансовые результаты РРК крайне волатильны. Компания сильно зависит от цен на сырую рыбу на мировом рынке: 74% выручки РРК от дистрибуции приходится именно на импорт. А в консолидированной отчетности доля выручки от импорта - почти 100%. По результатам 1 полугодия 2014 года бизнес по разведению рыбы принес компании лишь 2% от консолидированных продаж, несмотря на впечатляющий рост выручки с 2,5 млн рублей до 201 млн рублей.

Компания не раскрывает данные о своих поставщиках в отчетности. Но на норвежских производителей лосося, чьи акции падали вчера на 10% на фоне введенных Россией санкций, приходится, стоит думать, довольно ощутимая часть импорта. То есть компании придется заместить эту часть поставок, как и многим российским ритейлерам. Сможет ли «Русское Море» справится с проблемой импортозамещения и поможет ли введение санкций дальнейшему росту выручки?

Ответ на этот вопрос можно найти в финансовых результатах компаниии за прошлый год. Год назад средняя цена на лосось выросла на 40% из-за холодной зимы в Норвегии. На этом фоне ввоз в Россию охлажденной красной рыбы сократился. Но выручка «Русского Моря» от дистрибуции увеличилась тогда всего на 22% - компания не смогла в полной мере переложить рост цен на потребителей.

В 2010 году произошла еще одна история, имитирующая нынешнее положение дел. На рынке произошло сокращение предложения лосося, что, по сути, и возникнет после ввода санкций против ЕС и США. В первой половине года выручка «Русского Моря» от дистрибуции упала на 11% (год к году), производство готовой продукции сократилось на 20%, компания получила убыток по EBITDA.

Замещение импорта поставками рыбы из дальневосточных регионов России вызвало увеличение расходов на транспортировку, а жаркое лето привело к значительным списаниям запасов, объяснял тогда менеджмент компании. Получается, что импортозамещение не только не помогло «Русскому Морю», но и сыграло с финансовыми показателями весьма злую шутку.

Осознавая свою чрезмерную зависимость от импорта, компания сейчас активно занимается разведением рыбы на базе подразделения «РМ-Аквакультура», причем этот бизнес является ее стратегическим приоритетом. Целью проекта является ежегодная добыча 25 000 тонн живой рыбы при работе 9 садковых участков. Но даже после выхода на полную мощность «РМ-Аквакультура» сможет занять лишь 12% российского рынка охлажденного лосося.

Мы умеренно позитивно смотрим на перспективы данного направления, учитывая, что компания будет выращивать высококачественный атлантический лосось с использованием норвежских технологий, оборудования и кормов. Кроме того, продукция «РМ-Аквальтуры» будет более свежей, так как компания сможет доставить ее потребителю на второй день после вылова, а поставки из Норвегии попадали на прилавки только через неделю.

Однако, учитывая специфику разведения рыбы, доходы от данного сегмента смогут внести ощутимый вклад в выручку группы только после 2016 года. Поэтому я не вижу причин для столь оживленного роста котировок «Русского Моря» и ожидаю коррекции.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter