Спекулянты мыслят просто. Если введен запрет на импорт норвежского лосося, значит, российские производители будут чувствовать себя более комфортно: в условиях ограниченного предложения можно поднять цены и показать рост выручки. Значит, самое время покупать акции российской компании «Русское Море». Так ли это на самом деле?
Идея становится совсем не очевидной, если разобраться в бизнесе компании. «Русское Море» на данный момент является дистрибьютором рыбы и морепродуктов, но никак не производителем. После продажи убыточного завода по производству пресервов из рыбы и морепродуктов в марте 2013 года у компании осталось два основных актива: дистрибьютор «Русская рыбная компания» (РКК) и «Русское море - Аквакультура» (разведение форели и лососи).
Финансовые результаты РРК крайне волатильны. Компания сильно зависит от цен на сырую рыбу на мировом рынке: 74% выручки РРК от дистрибуции приходится именно на импорт. А в консолидированной отчетности доля выручки от импорта - почти 100%. По результатам 1 полугодия 2014 года бизнес по разведению рыбы принес компании лишь 2% от консолидированных продаж, несмотря на впечатляющий рост выручки с 2,5 млн рублей до 201 млн рублей.
Компания не раскрывает данные о своих поставщиках в отчетности. Но на норвежских производителей лосося, чьи акции падали вчера на 10% на фоне введенных Россией санкций, приходится, стоит думать, довольно ощутимая часть импорта. То есть компании придется заместить эту часть поставок, как и многим российским ритейлерам. Сможет ли «Русское Море» справится с проблемой импортозамещения и поможет ли введение санкций дальнейшему росту выручки?
Ответ на этот вопрос можно найти в финансовых результатах компаниии за прошлый год. Год назад средняя цена на лосось выросла на 40% из-за холодной зимы в Норвегии. На этом фоне ввоз в Россию охлажденной красной рыбы сократился. Но выручка «Русского Моря» от дистрибуции увеличилась тогда всего на 22% - компания не смогла в полной мере переложить рост цен на потребителей.
В 2010 году произошла еще одна история, имитирующая нынешнее положение дел. На рынке произошло сокращение предложения лосося, что, по сути, и возникнет после ввода санкций против ЕС и США. В первой половине года выручка «Русского Моря» от дистрибуции упала на 11% (год к году), производство готовой продукции сократилось на 20%, компания получила убыток по EBITDA.
Замещение импорта поставками рыбы из дальневосточных регионов России вызвало увеличение расходов на транспортировку, а жаркое лето привело к значительным списаниям запасов, объяснял тогда менеджмент компании. Получается, что импортозамещение не только не помогло «Русскому Морю», но и сыграло с финансовыми показателями весьма злую шутку.
Осознавая свою чрезмерную зависимость от импорта, компания сейчас активно занимается разведением рыбы на базе подразделения «РМ-Аквакультура», причем этот бизнес является ее стратегическим приоритетом. Целью проекта является ежегодная добыча 25 000 тонн живой рыбы при работе 9 садковых участков. Но даже после выхода на полную мощность «РМ-Аквакультура» сможет занять лишь 12% российского рынка охлажденного лосося.
Мы умеренно позитивно смотрим на перспективы данного направления, учитывая, что компания будет выращивать высококачественный атлантический лосось с использованием норвежских технологий, оборудования и кормов. Кроме того, продукция «РМ-Аквальтуры» будет более свежей, так как компания сможет доставить ее потребителю на второй день после вылова, а поставки из Норвегии попадали на прилавки только через неделю.
Однако, учитывая специфику разведения рыбы, доходы от данного сегмента смогут внести ощутимый вклад в выручку группы только после 2016 года. Поэтому я не вижу причин для столь оживленного роста котировок «Русского Моря» и ожидаю коррекции.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба