Нерыночные механизмы китаи?скои? программы развития » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Нерыночные механизмы китаи?скои? программы развития

14 марта 2017 QB Finance Жданов Александр
Прошедшии? 2016 год стал для китаи?скои? отрасли высоких технологии? во многом поворотным, так как ознаменовал собои? начало реализации правительственного плана China Manufacturing 2025 (CM- 2025), согласно которому местные корпорации должны существенно увеличить свое присутствие в десяти высокотехнологичных отраслях. И если сам план развития поддерживается всеми участниками рынка, то меры его реализации вызывают вопросы. Среди применяемых мер – высокие государственные субсидии, ведение протекционистскои? политики на территории Китая, приобретение зарубежных компании? за счет средств государственных инвестиционных фондов, а также практика открытия местных рынков для иностранных компании? только в обмен на значительные уступки (передачу патентов на новеи?шие технологии и т.д.). При такои? постановке вопроса представители некоторых отраслеи? опасаются того, что ситуацию в них начнут определять не рыночные факторы, а надвигающееся из Китая перепроизводство.

Для сравнения аналогичныи? план Industry 4.0, принятыи? в Германии, направлен на поддержку инновации? за счет средств самих производителеи?. Правительственные субсидии (объемом всего 200 млн. евро) будут предоставляться только в виде налоговых послаблении? на исследования и разработки. Никакои? речи о субсидировании производства и продаж в рамках Industry 4.0 речи не идет. Китаи?ская программа предполагает не только субсидии в виде более мягких условии? кредитования, но и поддержку высокотехнологичных отраслеи? за счет покрытия части стоимости приобретенного потребителями высокотехнологичного оборудования.

На текущии? момент Китаи? является крупнеи?шим индустриальным производителем в мире, однако во многих крупных отраслях достаточно низкая маржинальность бизнеса. Данныи? фактор стал однои? из причин того, что среди десяти выбранных отраслеи? особое внимание уделено высокотехнологичным:

• высокопроизводительные вычислительные машины и робототехника;
• космическое и авиационное оборудование;
• морское инженерное оборудование и высокотехнологичное судостроение;
• современное железнодорожное оборудование;
• энергосберегающии? транспорт и электрические автомобили;
• электрическое оборудование;
• сельскохозяи?ственные машины и оборудование;
• разработка и производство новых материалов;
• биофармацевтические препараты и высокопроизводительное медицинское оборудование.

Успешная реализация плана CM-2025 предполагает увеличение доли производимых на местном рынке компонентов для данных отраслеи? до 40% к 2020 году (до 70% к 2025 году), а также сокращение на 30% операционных затрат, цикла производства и продуктовых дефектов в данных отраслях к 2020 году (на 50% к 2025 году). Как показывают последние события, Китаи? не намерен обеспечивать развитие данных отраслеи? за счет рыночных сил – вместо этого главным фактором развития местного рынка высоких технологии? станет протекционизм, а также покупка иностранных компании?.

Так совокупныи? объем анонсированных «входящих» сделок M&A (по покупке китаи?ских компании?) за 11 месяцев 2016 года вырос всего на 6% г/г до $39,3 млрд. (4-и? показатель в мире), в то время как объем «исходящих» из Китая сделок M&A за аналогичныи? период подскочил на 148% г/г до $208,6 млрд. (1-и? показатель в мире). Несмотря на то, что власти страны намерены ограничивать отток капитала из страны, профильные инвестиции поддерживаются местным правительством.

Протекционизм, в свою очередь, пронизывает практически все китаи?ские рынки. Для примера, на текущии? момент корпорации из сферы облачных технологии? могут выходить на китаи?скии? рынок только в рамках создания совместных предприятии? с местными компаниями, причем основная доля в данном предприятии должна принадлежать китаи?скои? стороне.


Основные опасения мировых высокотехнологичных компании? связаны с перспективои? возникновения ситуации перепроизводства в упомянутых отраслях. Одним из примеров отрасли, в которои? уже сеи?час наблюдаются существенные сдвиги, является отрасль электромобилеи?. В феврале этого года Пекин призвал компании сектора увеличить свое производство в 2 раза до 2020 года и сконцентрироваться на покупке зарубежных активов. На текущии? момент 88% рынка литиево- ионных батареи? для электромобилеи? занимают китаи?ские, японские и южнокореи?ские компании. Среди крупнеи?ших мировых производителеи? электрических батареи? – китаи?ская компания Contemporary Amperex Technology. По итогам 2016 года совокупныи? объем произведенных корпорациеи? электрических батареи? составил 7,6 ГВт/ч (1 ГВт/ч достаточен для обеспечения электроэнергиеи? 1 млн. жилых домов в течение 1 часа), а к 2020 году перед корпорациеи? стоит цель довести данныи? показатель до 50 ГВт/ч.

Для сравнения совместныи? проект Tesla Motors и Samsung Electronics по производству аккумуляторов Gigafactory (завод частично запущен в январе 2017 года) имеет максимальную годовую плановую мощность в 35 ГВт/ч. Всего Китаи? намерен нарастить объем выпуска автомобильных аккумуляторов до 121 ГВт/ч к 2020 году. При этом в рамках данного плана субсидии будут предоставляться в основном китаи?ским компаниям – в декабре 2016 года власти Пекина заявили о том, что в 2017 году субсидии коснутся только тех компании?, заводы которых в Китае рассчитаны на выпускную мощность в 8 ГВт/ч в год. Отметим, что на пути к достижению своих целеи? китаи?ские власти поддерживают и покупку месторождении? полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов. Это, прежде всего, проекты по добыче лития и кобальта – многие сделки в даннои? отрасли проходят с участием государственных компании?. Глобальное расширение объемов производства в сфере электромобилеи? может стать значительным ударом по зарубежным компаниям, поддержка которых правительством не столь существенна.

По мнению торговои? палаты ЕС, наибольшие потери от реализации плана CM-2025 и возможного перепроизводства понесут компании, функционирующие в отраслях:

• высокопроизводительные вычислительные машины и робототехника;
• современное железнодорожное оборудование;
• энергосберегающии? транспорт и электрические автомобили;
• биофармацевтические препараты и высокопроизводительное медицинское оборудование.

Число роботизированных станков на 10 тыс. работников по итогам 2016 года Источник: World Robotics Report 2016, International Federation of Robots

Нерыночные механизмы китайской программы развития


По нашему мнению, наибольшую угрозу для иностранных компании? (включая уже упомянутыи? сектор энергосберегающего транспорта и электрических автомобилеи?) представляет процесс государственнои? поддержи сферы вычислительных машин и робототехники. На текущии? момент Китаи? является одним из аутсаи?деров в вопросе участия машин в ключевых процессах промышленного производства. По итогам 2016 года на 10 тыс. рабочих в стране приходилось 49 роботизированных станков, в то время как аналогичныи? показатель в Южнои? Корее достигает 531 ед. В планах правительства к 2020 году достигнуть уровня в 150 роботизированных станков на 10 тыс. рабочих. Для этого в 2016-2020 гг. местным компаниям придется ввести в строи? от 600 тыс. до 650 тыс. роботизированных станков, что почти в 2,5 раза больше общемировых продаж в 2015 году.

Возможная ситуация перепроизводства на упомянутых рынках станет проблемои? не только отдельных отраслеи?, но и обострит общую картину торгового противостояния Китая и остальных стран. В частности, в перспективе можно ожидать введения новых торговых пошлин при реализации китаи?ских товаров на европеи?ских рынках (аналогично ситуации с введением пошлин на сталь и алюминии?). В даннои? связи мы советуем обращать пристальное внимание на развитие ситуации в Китае при инвестициях в компании из высокотехнологичных отраслеи?.

http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter