14 марта 2017 QB Finance Жданов Александр
Прошедшии? 2016 год стал для китаи?скои? отрасли высоких технологии? во многом поворотным, так как ознаменовал собои? начало реализации правительственного плана China Manufacturing 2025 (CM- 2025), согласно которому местные корпорации должны существенно увеличить свое присутствие в десяти высокотехнологичных отраслях. И если сам план развития поддерживается всеми участниками рынка, то меры его реализации вызывают вопросы. Среди применяемых мер – высокие государственные субсидии, ведение протекционистскои? политики на территории Китая, приобретение зарубежных компании? за счет средств государственных инвестиционных фондов, а также практика открытия местных рынков для иностранных компании? только в обмен на значительные уступки (передачу патентов на новеи?шие технологии и т.д.). При такои? постановке вопроса представители некоторых отраслеи? опасаются того, что ситуацию в них начнут определять не рыночные факторы, а надвигающееся из Китая перепроизводство.
Для сравнения аналогичныи? план Industry 4.0, принятыи? в Германии, направлен на поддержку инновации? за счет средств самих производителеи?. Правительственные субсидии (объемом всего 200 млн. евро) будут предоставляться только в виде налоговых послаблении? на исследования и разработки. Никакои? речи о субсидировании производства и продаж в рамках Industry 4.0 речи не идет. Китаи?ская программа предполагает не только субсидии в виде более мягких условии? кредитования, но и поддержку высокотехнологичных отраслеи? за счет покрытия части стоимости приобретенного потребителями высокотехнологичного оборудования.
На текущии? момент Китаи? является крупнеи?шим индустриальным производителем в мире, однако во многих крупных отраслях достаточно низкая маржинальность бизнеса. Данныи? фактор стал однои? из причин того, что среди десяти выбранных отраслеи? особое внимание уделено высокотехнологичным:
• высокопроизводительные вычислительные машины и робототехника;
• космическое и авиационное оборудование;
• морское инженерное оборудование и высокотехнологичное судостроение;
• современное железнодорожное оборудование;
• энергосберегающии? транспорт и электрические автомобили;
• электрическое оборудование;
• сельскохозяи?ственные машины и оборудование;
• разработка и производство новых материалов;
• биофармацевтические препараты и высокопроизводительное медицинское оборудование.
Успешная реализация плана CM-2025 предполагает увеличение доли производимых на местном рынке компонентов для данных отраслеи? до 40% к 2020 году (до 70% к 2025 году), а также сокращение на 30% операционных затрат, цикла производства и продуктовых дефектов в данных отраслях к 2020 году (на 50% к 2025 году). Как показывают последние события, Китаи? не намерен обеспечивать развитие данных отраслеи? за счет рыночных сил – вместо этого главным фактором развития местного рынка высоких технологии? станет протекционизм, а также покупка иностранных компании?.
Так совокупныи? объем анонсированных «входящих» сделок M&A (по покупке китаи?ских компании?) за 11 месяцев 2016 года вырос всего на 6% г/г до $39,3 млрд. (4-и? показатель в мире), в то время как объем «исходящих» из Китая сделок M&A за аналогичныи? период подскочил на 148% г/г до $208,6 млрд. (1-и? показатель в мире). Несмотря на то, что власти страны намерены ограничивать отток капитала из страны, профильные инвестиции поддерживаются местным правительством.
Основные опасения мировых высокотехнологичных компании? связаны с перспективои? возникновения ситуации перепроизводства в упомянутых отраслях. Одним из примеров отрасли, в которои? уже сеи?час наблюдаются существенные сдвиги, является отрасль электромобилеи?. В феврале этого года Пекин призвал компании сектора увеличить свое производство в 2 раза до 2020 года и сконцентрироваться на покупке зарубежных активов. На текущии? момент 88% рынка литиево- ионных батареи? для электромобилеи? занимают китаи?ские, японские и южнокореи?ские компании. Среди крупнеи?ших мировых производителеи? электрических батареи? – китаи?ская компания Contemporary Amperex Technology. По итогам 2016 года совокупныи? объем произведенных корпорациеи? электрических батареи? составил 7,6 ГВт/ч (1 ГВт/ч достаточен для обеспечения электроэнергиеи? 1 млн. жилых домов в течение 1 часа), а к 2020 году перед корпорациеи? стоит цель довести данныи? показатель до 50 ГВт/ч.
Для сравнения совместныи? проект Tesla Motors и Samsung Electronics по производству аккумуляторов Gigafactory (завод частично запущен в январе 2017 года) имеет максимальную годовую плановую мощность в 35 ГВт/ч. Всего Китаи? намерен нарастить объем выпуска автомобильных аккумуляторов до 121 ГВт/ч к 2020 году. При этом в рамках данного плана субсидии будут предоставляться в основном китаи?ским компаниям – в декабре 2016 года власти Пекина заявили о том, что в 2017 году субсидии коснутся только тех компании?, заводы которых в Китае рассчитаны на выпускную мощность в 8 ГВт/ч в год. Отметим, что на пути к достижению своих целеи? китаи?ские власти поддерживают и покупку месторождении? полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов. Это, прежде всего, проекты по добыче лития и кобальта – многие сделки в даннои? отрасли проходят с участием государственных компании?. Глобальное расширение объемов производства в сфере электромобилеи? может стать значительным ударом по зарубежным компаниям, поддержка которых правительством не столь существенна.
По мнению торговои? палаты ЕС, наибольшие потери от реализации плана CM-2025 и возможного перепроизводства понесут компании, функционирующие в отраслях:
• высокопроизводительные вычислительные машины и робототехника;
• современное железнодорожное оборудование;
• энергосберегающии? транспорт и электрические автомобили;
• биофармацевтические препараты и высокопроизводительное медицинское оборудование.
Число роботизированных станков на 10 тыс. работников по итогам 2016 года Источник: World Robotics Report 2016, International Federation of Robots
По нашему мнению, наибольшую угрозу для иностранных компании? (включая уже упомянутыи? сектор энергосберегающего транспорта и электрических автомобилеи?) представляет процесс государственнои? поддержи сферы вычислительных машин и робототехники. На текущии? момент Китаи? является одним из аутсаи?деров в вопросе участия машин в ключевых процессах промышленного производства. По итогам 2016 года на 10 тыс. рабочих в стране приходилось 49 роботизированных станков, в то время как аналогичныи? показатель в Южнои? Корее достигает 531 ед. В планах правительства к 2020 году достигнуть уровня в 150 роботизированных станков на 10 тыс. рабочих. Для этого в 2016-2020 гг. местным компаниям придется ввести в строи? от 600 тыс. до 650 тыс. роботизированных станков, что почти в 2,5 раза больше общемировых продаж в 2015 году.
Возможная ситуация перепроизводства на упомянутых рынках станет проблемои? не только отдельных отраслеи?, но и обострит общую картину торгового противостояния Китая и остальных стран. В частности, в перспективе можно ожидать введения новых торговых пошлин при реализации китаи?ских товаров на европеи?ских рынках (аналогично ситуации с введением пошлин на сталь и алюминии?). В даннои? связи мы советуем обращать пристальное внимание на развитие ситуации в Китае при инвестициях в компании из высокотехнологичных отраслеи?.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Для сравнения аналогичныи? план Industry 4.0, принятыи? в Германии, направлен на поддержку инновации? за счет средств самих производителеи?. Правительственные субсидии (объемом всего 200 млн. евро) будут предоставляться только в виде налоговых послаблении? на исследования и разработки. Никакои? речи о субсидировании производства и продаж в рамках Industry 4.0 речи не идет. Китаи?ская программа предполагает не только субсидии в виде более мягких условии? кредитования, но и поддержку высокотехнологичных отраслеи? за счет покрытия части стоимости приобретенного потребителями высокотехнологичного оборудования.
На текущии? момент Китаи? является крупнеи?шим индустриальным производителем в мире, однако во многих крупных отраслях достаточно низкая маржинальность бизнеса. Данныи? фактор стал однои? из причин того, что среди десяти выбранных отраслеи? особое внимание уделено высокотехнологичным:
• высокопроизводительные вычислительные машины и робототехника;
• космическое и авиационное оборудование;
• морское инженерное оборудование и высокотехнологичное судостроение;
• современное железнодорожное оборудование;
• энергосберегающии? транспорт и электрические автомобили;
• электрическое оборудование;
• сельскохозяи?ственные машины и оборудование;
• разработка и производство новых материалов;
• биофармацевтические препараты и высокопроизводительное медицинское оборудование.
Успешная реализация плана CM-2025 предполагает увеличение доли производимых на местном рынке компонентов для данных отраслеи? до 40% к 2020 году (до 70% к 2025 году), а также сокращение на 30% операционных затрат, цикла производства и продуктовых дефектов в данных отраслях к 2020 году (на 50% к 2025 году). Как показывают последние события, Китаи? не намерен обеспечивать развитие данных отраслеи? за счет рыночных сил – вместо этого главным фактором развития местного рынка высоких технологии? станет протекционизм, а также покупка иностранных компании?.
Так совокупныи? объем анонсированных «входящих» сделок M&A (по покупке китаи?ских компании?) за 11 месяцев 2016 года вырос всего на 6% г/г до $39,3 млрд. (4-и? показатель в мире), в то время как объем «исходящих» из Китая сделок M&A за аналогичныи? период подскочил на 148% г/г до $208,6 млрд. (1-и? показатель в мире). Несмотря на то, что власти страны намерены ограничивать отток капитала из страны, профильные инвестиции поддерживаются местным правительством.
Протекционизм, в свою очередь, пронизывает практически все китаи?ские рынки. Для примера, на текущии? момент корпорации из сферы облачных технологии? могут выходить на китаи?скии? рынок только в рамках создания совместных предприятии? с местными компаниями, причем основная доля в данном предприятии должна принадлежать китаи?скои? стороне.
Основные опасения мировых высокотехнологичных компании? связаны с перспективои? возникновения ситуации перепроизводства в упомянутых отраслях. Одним из примеров отрасли, в которои? уже сеи?час наблюдаются существенные сдвиги, является отрасль электромобилеи?. В феврале этого года Пекин призвал компании сектора увеличить свое производство в 2 раза до 2020 года и сконцентрироваться на покупке зарубежных активов. На текущии? момент 88% рынка литиево- ионных батареи? для электромобилеи? занимают китаи?ские, японские и южнокореи?ские компании. Среди крупнеи?ших мировых производителеи? электрических батареи? – китаи?ская компания Contemporary Amperex Technology. По итогам 2016 года совокупныи? объем произведенных корпорациеи? электрических батареи? составил 7,6 ГВт/ч (1 ГВт/ч достаточен для обеспечения электроэнергиеи? 1 млн. жилых домов в течение 1 часа), а к 2020 году перед корпорациеи? стоит цель довести данныи? показатель до 50 ГВт/ч.
Для сравнения совместныи? проект Tesla Motors и Samsung Electronics по производству аккумуляторов Gigafactory (завод частично запущен в январе 2017 года) имеет максимальную годовую плановую мощность в 35 ГВт/ч. Всего Китаи? намерен нарастить объем выпуска автомобильных аккумуляторов до 121 ГВт/ч к 2020 году. При этом в рамках данного плана субсидии будут предоставляться в основном китаи?ским компаниям – в декабре 2016 года власти Пекина заявили о том, что в 2017 году субсидии коснутся только тех компании?, заводы которых в Китае рассчитаны на выпускную мощность в 8 ГВт/ч в год. Отметим, что на пути к достижению своих целеи? китаи?ские власти поддерживают и покупку месторождении? полезных ископаемых, необходимых для производства аккумуляторов. Это, прежде всего, проекты по добыче лития и кобальта – многие сделки в даннои? отрасли проходят с участием государственных компании?. Глобальное расширение объемов производства в сфере электромобилеи? может стать значительным ударом по зарубежным компаниям, поддержка которых правительством не столь существенна.
По мнению торговои? палаты ЕС, наибольшие потери от реализации плана CM-2025 и возможного перепроизводства понесут компании, функционирующие в отраслях:
• высокопроизводительные вычислительные машины и робототехника;
• современное железнодорожное оборудование;
• энергосберегающии? транспорт и электрические автомобили;
• биофармацевтические препараты и высокопроизводительное медицинское оборудование.
Число роботизированных станков на 10 тыс. работников по итогам 2016 года Источник: World Robotics Report 2016, International Federation of Robots
По нашему мнению, наибольшую угрозу для иностранных компании? (включая уже упомянутыи? сектор энергосберегающего транспорта и электрических автомобилеи?) представляет процесс государственнои? поддержи сферы вычислительных машин и робототехники. На текущии? момент Китаи? является одним из аутсаи?деров в вопросе участия машин в ключевых процессах промышленного производства. По итогам 2016 года на 10 тыс. рабочих в стране приходилось 49 роботизированных станков, в то время как аналогичныи? показатель в Южнои? Корее достигает 531 ед. В планах правительства к 2020 году достигнуть уровня в 150 роботизированных станков на 10 тыс. рабочих. Для этого в 2016-2020 гг. местным компаниям придется ввести в строи? от 600 тыс. до 650 тыс. роботизированных станков, что почти в 2,5 раза больше общемировых продаж в 2015 году.
Возможная ситуация перепроизводства на упомянутых рынках станет проблемои? не только отдельных отраслеи?, но и обострит общую картину торгового противостояния Китая и остальных стран. В частности, в перспективе можно ожидать введения новых торговых пошлин при реализации китаи?ских товаров на европеи?ских рынках (аналогично ситуации с введением пошлин на сталь и алюминии?). В даннои? связи мы советуем обращать пристальное внимание на развитие ситуации в Китае при инвестициях в компании из высокотехнологичных отраслеи?.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу