Эффект Amazon настиг российских потребителей, пытающихся выжить в эпоху восстановления » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Эффект Amazon настиг российских потребителей, пытающихся выжить в эпоху восстановления

18 октября 2017 Pro Finance Service
Российский потребитель - недостающая часть механизма восстановления экономики - не пропал и не залег на дно. Он просто ушел в сеть.

Онлайн-шоппинг в России набирает обороты, лишая выручки обычные магазины и помогая компенсировать многомесячный разрыв между растущими доходами и вялыми розничными продажами. Это несоответствие - одна из величайших загадок нынешнего восстановления российской экономики после затяжного спада - на самом деле лишь иллюзия, поскольку официальная статистика отражает лишь малую долю покупок через интернет. "Последние данные указывают на формирование новой модели потребления в России с уклоном в онлайн-шопинг, который почти никак не учитывается в статистике по розничным продажам", - отмечают аналитики Renaissance Capital Олег Кузьмин и Чарльз Робертсон. "С учетом этой модели потребительский спрос в России, скорее всего, не так плох как кажется".

Сегодня публикуются свежие отчеты, которые, вероятно, снова покажут, что зарплаты с поправкой на инфляцию в сентябре росли быстрее розничных продаж - такой тренд формируется с начала 2015 года. Согласно прогнозам экономистов, опрошенных Bloomberg, в годовом исчислении заработные платы выросли на 3.7%. Между тем розничные продажи, скорее всего, увеличатся всего на 2.1% по сравнению с прошлым годом. Отчаянно демпингуя, онлайн-ритейлеры продают свои товары потребителям, пострадавшим после худшего валютного кризиса со времен дефолта 1998 года. Растущая популярность покупок через интернет и сайты для сравнения цен будут сдерживать инфляционное давление, которое уже и так спустилось к минимальным уровням за всю пост-коммунистическую историю страны.

Это явление известно как эффект Amazon, однако в России в число виновников изменения вошли также Alibaba Group Holding Ltd.’s AliExpress, Авито и Яндекс-маркет. Традиционные магазины электроники сейчас рекламируют такие низкие цены, что потребители предпочитают сравнивать предложения разных компаний, прежде чем идти в торговый центр.

Россия - европейский лидер по числу интернет-пользователей, при этом, по данным Сбербанка, три четверти потребителей по-прежнему чувствительны к цене и склонны выбирать более дешевые варианты. Официальная статистика фиксировала снижение объема розничных продаж на протяжении 27 месяцев подряд - спад закончился только в апреле прошлого года. Но, в то же время, онлайн торговля в 2016 году выросла в объеме на 21% после роста на 7% в 2015 году. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (Акит), в этом году рост составит 25%, а оборот рынка достигнет 1.15 трлн рублей (20 млрд долларов) - это 7% от общего объема продаж непродовольственных товаров. "Между динамикой розничных продаж и потреблением домохозяйств сохраняется большой разрыв", - отмечают аналитики Альфа-банка Наталья Орлова и Валерия Волгарева. "Возможно, причина этого различия в увеличении объема интернет-покупок".

Методология, используемая Росстатом, объясняет если не все, то многое. Чтобы оценить олнайн-продажи, компании заполняют анкеты, где из просят оценить объем продаж через интернет, поясняет Любовь Кузьмичева, глава отдела статистики по торговле товарами и услугами. Соответственно, здесь не учитываются компании, которые официально не сообщают о том, что торгуют онлайн. По словам Кузьмичевой, на долю международной торговли приходится более трети всех онлайн-продаж - это еще один недостающий пласт статистики, потому что Росстат не принимает во внимание продажи нерезидентов.

И все же изменения рынка требуют определенных корректировок. Буквально на этой неделе Росстат будет обсуждать вопрос оценки объема онлайн-торговли со своими коллегами в Италии. Начиная со следующего года в опросы домохозяйств будет включен пункт о покупках через интернет. Центральный банк также обратил внимание на трансформацию всего сектора розничной торговли. Глава аналитического департамента Александр Морозов заявил в последнем интервью, что ЦБ разработал индекс для отслеживания онлайн цен на некоторые товары.

http://www.profinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter