Мода на гейминг или ETF выгодных вложений? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Мода на гейминг или ETF выгодных вложений?

28 июля 2021 banki.ru | ETF Шавруков Виктор
Первый фонд по геймингу для «неквалов»
С 14 июля 2021 года на Московской бирже появился ETF на акции компаний игрового сектора и киберспорта — Video Gaming and eSports UCITS ETF (FXES). Им управляет компания FinEx Investment Management, входящая в международную инвестиционную группу FinEx. Маркетмейкером выступают «МКБ Инвестиции», аудитором, как и у всех фондов FinEx, — PricewaterhouseCoopers.

FXES — уникальная для России история. «Это первый в России тематический ETF. FinEx лидирует, как всегда», — говорит независимый финансовый советник Владимир Верещак.

Особенности ETF-фондов
1. Возможность купить акции (паи) на бирже. Цена изменяется в течение дня, а не рассчитывается в конце дня, как в ПИФах. Купить и продать акции (паи) можно по телефону или через торговую платформу.

2. По акциям (паям) ETF доступны «короткие» позиции. ETF обычно отличает низкая волатильность (то есть отсутствие резких изменений цены). Эта черта характерна для фонда, в структуре которого находятся разные активы, позволяющие снизить риск падения цен. В результате инвестор может эффективно использовать его для получения пассивного дохода при долгосрочных инвестициях.

Сколько стоит?
ETF торгуется в рублях и в долларах США. Стоимость одного лота — примерно 1 доллар США.

Инвестор в FXES заплатит провайдеру фонда компании FinEx комиссию за управление (в нее уже входят услуги депозитария, аудитора и другие сервисные опции) 0,9% активов (не забываем также о стандартных комиссиях, которые берет брокер). Все операции, связанные с дивидендами, происходят внутри фонда. Дивиденды реинвестируются в акции выплачивающих их компаний и не оказывают влияния на налоги инвестора. Соответственно, «опция» выплаты дивидендов на отдельный счет не предусмотрена.

Что внутри?
FXES — фонд на индекс MVIS Global Video Gaming & eSports Index. В тех же пропорциях в нем собраны 26 компаний, связанных с индустрией игр, дополненной реальностью и киберспортом, производством игровых консолей, видеокарт, микрочипов. Структуру индекса провайдер пересматривает раз в квартал, и все изменения будут полностью повторены в отношении активов фонда.

В составе фонда существенная доля IT-компаний — разработчиков игр и игровых платформ: Activision Blizzard, Roblox, Electronic Arts, Take-Two-Interactive. Доля самых крупных компаний — не более 10%. С позиции инвесторов это хорошо: структура фонда широко диверсифицирована. Крупные компании с большой капитализацией имеют существенные доли, что снижает потенциальный риск падения котировок. Кроме того, представлены активы эмитентов из разных стран и отраслей. Диверсификацию активов фонда усиливает то, что в индексе представлены технологические компании широкого профиля: Advanced Micro Devices, Tencent и др. Это добавляет им и, соответственно, фонду устойчивости при неблагоприятном развитии ситуации на рынке. Компании в индекс и, соответственно, в фонд подбирались таким образом, чтобы не менее 50% их выручки приходилось на индустрию видеоигр. Это следует из описания методологии индекса от международного индексного провайдера MVIS.

Мода на гейминг или ETF выгодных вложений?


Долгосрочно индекс MVIS Global Video Gaming & eSports показывает равномерный рост цен, максимальное изменение его цены — на уровне 21,91%. С начала 2015 года (дата запуска индекса — 31 декабря 2014 года) он вырос более чем в 6,5 раза, то есть, соответственно, подорожали и бумаги, находящиеся в нем. На горизонте последних трех лет среднегодовая доходность индекса — более 30%. Нет гарантий продолжения столь быстрого роста, но показатели опережают большинство отраслевых индексов.



Цель фонда — максимально точно отслеживать выбранный индекс, ошибка слежения составляет 0,58% в год. Много ли это? Если сравнивать хотя бы с золотым фондом той же компании — FinEx Gold ETF (тикер: FXGD), то там ошибка слежения — 0,09% при комиссии вдвое ниже, чем в FXES. Другой фонд на акции компаний развитых стран кроме США (тикер: FXDM) при комиссии 0,9% имеет ошибку слежения 0,15%. После таких сравнений комиссия FXES кажется высокой, учитывая существенное для ETF отклонение от бенчмарка.

Какие перспективы?
Потенциал сферы киберспорта и видеоигр существенный. Владимир Верещак напоминает, что «процент геймеров растет в среднем на 5,6% в год, а по данным Newzoo, в 2020 году их было 2,69 млрд человек, 34,5% населения планеты». Прогноз на 2023 год — 3,07 млрд (38,2% населения Земли).

Развитие игровой отрасли ускорила пандемия. Это связано как с ростом популярности мобильных игр, так и с большим проникновением Интернета. По данным сервиса для разработчиков игр GameSparks, средний возраст геймера достиг 35 лет. Существенная часть геймеров — из поколения Х (люди, родившиеся примерно с 1965 по 1986 год), они платежеспособнее более молодых зумеров.

Так что компании из сферы киберспорта могут обгонять индекс S&P 500 на горизонте по крайней мере в течение ближайших лет, что будет поддерживаться ростом числа геймеров в мире в соответствии с исследованием компании Newzoo.

Сфера интересна еще и тем, что все больше организаций используют игровые элементы в привычных клиентских сервисах, чтобы сделать их более интересными и увлекающими пользователей. Это характерно и для финансовых, банковских сервисов, и для e-commerce-приложений, включающих игровые элементы. Например, онлайн-брокер Robinhood Markets помимо отсутствия торговых комиссий привлекает клиентов внедрением игровых элементов в торговое приложение. Это и называется «геймификация»: клиентам предлагают игровую тактику — прохождение испытаний и получение награды. На российском рынке тоже есть примеры, когда крупные брокеры предлагают инвесторам демоверсии на реальный фондовый рынок.

Потенциал монетизации сектора усиливается тем, что существенная часть геймеров из стран с наиболее развитой рыночной экономикой — США, Японии, ЕС, Китая. Верещак обращает внимание, что «половина ETF-фонда представлена акциями компаний из Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань), что в целом соответствует распределению геймеров по миру». А значит, влияние на портфель изменения экономической ситуации в отдельных регионах будет сведено к минимуму.



Какие риски?
Узкая специализация и большое число компаний сферы компьютерных игр в составе ETF делает фонд уникальным для российского рынка. Но с этим связаны и риски. Если в данной отрасли возникнут проблемы, отдельные компании в структуре фонда, например производитель графических процессоров NVIDIA (NVDA), не смогут значительно снизить убытки портфеля. Динамика котировок фонда в среднем выше, чем у ETF широкого рынка (фондов на базе 500 крупнейших публичных компаний США, по индексу S&P) или у других отраслевых ETF FinEx.

«Риски этого фонда увеличиваются за счет того, что основную долю фонда занимают хайповые акции — NVIDIA, AMD etc. А это очень дорогие акции (соотношение цены и прибыли на акцию — более 90, что очень много по сравнению с представителями «классической» экономики. — Прим. Банки.ру), которые при малейших колебаниях рынка сильно колеблются в цене», — говорит генеральный директор консалтинговой группы «Личный капитал» Владимир Савенок. Эксперт считает, что от фонда тоже стоит ждать больших ценовых колебаний, он «очень агрессивный по своему риску».

Выбор FXES — это, по сути, долгосрочный расчет на компании роста (показавшие уже хороший рост цен на рынке или имеющие очевидные перспективы к этому). Именно такие акции преобладают в этом ETF. Инвестор должен хоть сколько-нибудь быть уверен, что технологический сектор, в том числе гейминг, продолжит уверенное развитие, его финансовое положение будет стабильным. Независимый инвестиционный советник Наталья Смирнова отмечает: «Выбирая подобный фонд, вы пытаетесь выявить отрасли, имеющие потенциал расти быстрее рынка, но это может и не оправдаться».

Исполнительный директор ООО «УК «ФинЭкс Плюс» Владимир Крейндель на запрос Банки.ру ответил, что у FXES нет рекомендованного риск-профиля инвестора. «Оценка его рискованности по европейской методике — 6 из 7. В составе портфеля он может появиться в активах инвесторов с разным отношением к риску: ведь важны пропорции с другими инструментами», — уточняет он.

Рекомендуемый FinEx срок вложения — три года.

Какие альтернативы?
У фонда FXES есть и зарубежные аналоги, например ETF, который инвестирует в компании, занимающиеся видеоиграми и киберспортом, — VanEck Vectors Video Gaming & eSports ETF (ESPO). На первый взгляд он может показаться более привлекательным за счет низкой комиссии фонда — 0,55% против 0,9% в FXES. Однако для инвестирования в фонд потребуется получить статус квалифицированного инвестора. Есть и другой путь — открытие счета напрямую у зарубежного брокера, но в этом случае вам придется отчитываться об открытии счета за рубежом, ежегодно сообщать информацию о движении денежных средств и иных активов, а также лично подавать налоговую декларацию и уплачивать НДФЛ.

Преимущество фонда, торгующего в России, в том, что российский брокер будет являться налоговым агентом по данным ETF. К ним применима льгота по уплате НДФЛ (при владении более трех лет), фонд можно включить в свой портфель на индивидуальном инвестиционном счете.

Теоретически частный инвестор способен самостоятельно собрать портфель из 26 бумаг, входящих в состав фонда. Это может сэкономить для вас комиссию FXES. Но и здесь надо иметь в виду, что не все бумаги из фонда представлены на Санкт-Петербургской бирже.

Среди минусов такого подхода Наталья Смирнова отмечает следующие: «Индекс пересматривается поквартально, так что потребуется раз в квартал заходить на страничку состава индекса и соответствующим образом корректировать свой портфель. Но для такого портфеля потребуется сильно больше средств, чем на покупку одного пая фонда на киберспорт». Также она указывает, что по акциям с их очень скромными дивидендами придется подавать декларацию и платить налог полностью или частично, в зависимости от удержанного в другой стране платежа в пользу государства, наличия соглашения об избежании двойного налогообложения.

Тем, кто не планирует инвестировать крупные суммы, логично выбрать фонд, который будет дешевле, чем покупка акций по отдельности.

Зачем инвестору фонд на гейминг-активы?
По данным аналитической компании Juniper Research, глобальный рынок видеоигр, включая приобретение оборудования (консолей, джойстиков и т. д.), растет в среднем на 11,5% в год. К 2025 году совокупная выручка основных компаний может достигнуть 268,8 млрд долларов (против 155,8 млрд долларов в 2020 году).

Владимир Савенок не видит оснований для особой популярности фонда FXES. Он обращает внимание, что у VanEck Vectors Video Gaming & eSports ETF под управлением всего 770 млн долларов. «В других, более популярных отраслях под управлением находятся десятки и сотни миллиардов долларов», — сравнивает он. По аналогии с игровыми фондами Савенок ожидает, что FinEx соберет в новый фонд 4—5 млн долларов. «Однако с точки зрения инвестора новые фонды — всегда плюс», — добавляет он.

Говоря о назначении FXES, Крейндель отмечает, что тематические ETF разумно использовать как дополнение к текущему инвестиционному портфелю, а не в качестве основного инструмента инвестирования. Оптимальная доля этого ETF — до 10%. Основным преимуществом для инвесторов будет являться относительно низкая взаимосвязь представленных в фонде активов с индексами широкого рынка.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter