Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Обзор зарубежной прессы: в поисках новых зон роста и идеальной экономической модели » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Обзор зарубежной прессы: в поисках новых зон роста и идеальной экономической модели

Какие бы серьезные проблемы ни приходилось решать финансистам во всем мире, существуют вопросы со знаком плюс, актуальные для аналитиков и инвесторов в любой момент времени
29 ноября 2010 Financial Times
Какие бы серьезные проблемы ни приходилось решать финансистам во всем мире, существуют вопросы со знаком плюс, актуальные для аналитиков и инвесторов в любой момент времени. Один из таких вопросов, или, скорее, задач, о которых пишет The Financial Times в материале Search for the Next Big Growth Story (26.11.2010), - поиск новых "зон роста" среди 170 стран с развивающейся экономикой, чью сильную положительную динамику и хорошие перспективы до недавнего времени олицетворяла единственная аббревиатура "БРИК".

Одна из предлагаемых новых аббревиатур, в которой "зашифрованы" многообещающие, по мнению инвесторов, страны с развивающейся экономикой, - CIVETS. Ее автор - глава HSBC Майкл Гейган, речь идет о Колумбии, Индонезии, Вьетнаме, Египте, Турции и ЮАР (не путать с предложенным менеджерами лондонских хедж-фондов вариантом CIVITS - Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия, Турция, ЮАР. - Прим. ред.). Еще одно обозначение для "новой зоны роста" предложил автор термина "БРИК" Джим О’Нил из Goldman Sachs: его "Следующие 11" (Next 11) включают Южную Корею, Мексику, Индонезию, Турцию, Филиппины, Египет, Вьетнам, Пакистан, Нигерию, Бангладеш и Иран.

"Инвестируя только в страны БРИК, мы сами себя ограничиваем и игнорируем рост, например, в пяти азиатских экономиках", - рассуждает в свою очередь Том Бекет, директор по инвестициям PSigma Investment Management. Ему самому особенно симпатичны Вьетнам и Камбоджа: "Эти страны выигрывают от соседства и, соответственно, тесных взаимоотношений с Китаем".

По словам Бекета, потенциал некоторых из этих новых развивающихся экономик еще не отражен в индексе пограничных рынков MSCI (MSCI Frontier Markets index), в основе которого лежат цены акций в 26 странах Центральной и Восточной Европы, обеих Америк, Африки, Ближнего Востока и Азии. Для включения в индекс "пограничная" страна должна отвечать определенным требованиям по стабильности экономического развития, размеру компаний, чьи акции торгуются на бирже, и открытости для иностранного капитала; играют роль также социальные и политические факторы.

Как указывает Бекет, с конца 2008 года индекс развивающихся рынков MSCI (MSCI Emerging Markets index) вырос на 108%, а индекс пограничных рынков - всего на 32%. По мнению эксперта, это дает пограничным рынкам хороший задел для роста - в ряде случаев более динамичного, чем рост, который ожидается в развивающихся экономиках.

Инвестдиректор PSigma видит хорошие возможности в странах Тропической Африки (к югу от Сахары) и Шри-Ланке, которые пережили финансовый кризис лучше, чем большинство развитых экономик. Так, в 2010 году фондовый рынок Шри-Ланки вырос на 93% - это лучший результат в Азии. Также эксперт рекомендует обратить внимание на Казахстан, чья питаемая нефтью экономика в этом году, по его оценкам, должна показать рост на 5,4% вместо прогнозируемых МВФ 4%.

Приобретение бумаг пограничных рынков, по словам Бекета, - хороший способ диверсифицировать портфель по развивающимся рынкам. Пограничные рынки представляют пять разных регионов мира, что дает низкий уровень корреляции между стоимостью соответствующих активов, поясняет эксперт. Кроме того, они часто обладают уникальными позициями с точки зрения доступа к тому или иному виду природных ресурсов.

Основатель портала CandidMoney.com Джастин Модрей указывает на общую модель роста для стран с развивающейся экономикой: "Они поднимаются за счет экспорта одной-двух доминирующих отраслей, а затем используют преимущества растущего местного спроса по мере повышения уровня благосостояния населения, которое также неминуемо дает толчок развитию финансового и телекоммуникационного секторов".

Модрей уверен, что некоторым из экономик БРИК еще есть куда расти - в частности превратившемуся в мировой индустриальный центр Китаю с его ошеломляющими перспективами внутреннего роста. "Лишь у каждого шестого из 1,34 миллиона китайцев есть кредитка", - приводит пример эксперт, напоминая, впрочем, что рост в КНР по-прежнему базируется на экспорте, который зависит от развитых экономик Запада. "Это может стать препятствием для роста в краткосрочной перспективе", - предупреждает Модрей.

В свою очередь глава исследовательского подразделения Hargreaves Lansdown Марк Дэмпиер напоминает, что с ростом доходов растут и риски. Новые развивающиеся рынки чрезвычайно маленькие, поэтому там могут наблюдаться очень быстрые ценовые скачки и внезапный всплеск волатильности, предупреждает аналитик.

Тем временем The Economist, похоже, раскрыл секрет одной из самых преуспевающих мировых экономик - Германии, которая "занимает второе место после Китая по объему экспорта товаров несмотря на высокую стоимость рабочей силы и довольно дорогой евро" и где "полно крепких компаний с долгой историей, переживших гиперинфляцию и две мировые войны" (Mittel-Management, 25.11.2010). В своих рассуждениях, в которых в качестве центрального понятия фигурирует немецкое Mittelstand (так называемый "миттельштанд" - совокупность средних по размеру немецких семейных фирм), автор материала ссылается на Бернда Фенора из Берлинской школы экономики и права и Херманна Симона из консалтинговой компании Simon-Kucher & Partners - автора книги "Скрытые чемпионы", выпустившего в прошлом году ее продолжение.

Несмотря на то, что словом "миттельштанд" подчас обозначают довольно небольшие местные фирмы, самые интересные из них имеют более крупный размер и ориентированы на экспорт. Они стараются держаться в тени: 90% работают в В2В-сегменте, при этом 70% базируются в сельской местности. Они выбирают для себя определенную рыночную нишу, предпочитая, как правило, "консервативные" отрасли наподобие проектирования механического оборудования "модным", вроде разработки программного обеспечения. Так, Dorma изготавливает двери и все, что с ними связано, Tente - колеса для больничных коек, Rational - печи для профессионального использования. Эта стратегия позволяет им избегать лобовой конкуренции с транснациональными гигантами и постоянно совершенствоваться в том, что они делают.

Глобализация стала для таких компаний "даром божьим", пишет издание: их доминирование в Германии обратилось в доминирование на глобальном рынке, охватывающее удивительно широкий спектр отраслей: производство печатного оборудования (Koenig & Bauer), номерных знаков (Utsch), табака (Poeschl), помазков (Muehle), средств защиты от насекомых (Aeroxon), цепей и тросов для промышленного использования (RUD), очистителей высокого давления (Kaercher).

У скептиков, сомневающихся в долговечности миттельштанд-модели, два главных опасения. По их мнению, глобализация со временем сыграет с этими компаниями злую шутку: конкуренты из развивающихся стран скоро научатся производить то же самое намного дешевле. К тому же такие компании слишком консервативны: если американские стартапы могут за одно поколение превратиться в транснациональных гигантов, то немецких игроков устраивают их относительно небольшие размеры.

По мнению автора, в первом случае критика преувеличена. У миттельштанда несколько порогов защиты от конкурентов: такие фирмы не только тщательно выбирают "труднодоступные" рыночные ниши, но и постоянно внедряют инновации, чтобы быть впереди соперников, а также уделяют самое пристальное внимание сервису, на который часто приходится значительная доля их прибыли. Например, в компании Hako, производящей уборочное оборудование, прибыль от его продажи занимает лишь 20% в общей структуре доходов.

Во втором случае критика более обоснованна, признает автор: Германия, действительно, не так активна в сегменте стартапов, и ей не удается так быстро превращать небольшие фирмы в гигантов рынка. И все же, указывает издание, последние три десятилетия были для миттельштанда историей глобальных завоеваний, а не упущенных возможностей. Так, например, 95% прибыли Koenig & Bauer приходится на зарубежные операции.

По мнению автора, вышеописанную модель вполне можно перенести на другую почву (средние компании - лидеры рынка, в частности, есть в Скандинавии, на американском Среднем Западе, в северной Италии и других регионах), и у немецкого миттельштанда есть чему поучиться. Во-первых, для того чтобы достичь успеха, необязательно пытаться "построить собственную версию Кремниевой долины" - лучше сосредоточиться на своих традиционных преимуществах и "старомодных" отраслях, советует автор. Во-вторых, надо помнить, что ниши, которые кажутся крохотными, могут создавать огромные рынки в общемировом масштабе. Третья рекомендация - выбрать четкую специализацию и уделять должное внимание инновациям.

Шалимова Ася

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу