Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Удушающий оптимизм » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Удушающий оптимизм

Новый год, в очередной раз подкрался как-то тихо и незаметно. Настраиваемся потихоньку: почитываем книжки про Кролика, год которого грядет; на украшенные гирляндами витрины любуемся. Правда, изрядно портят настроение в большом количестве появившиеся на экране чиновники от ЖКХ, транспорта и других структур, стоимость услуг которых традиционно повышается с первого января, омрачая любимый народом праздник
17 декабря 2010 Аверкиев Олег
Новый год, в очередной раз подкрался как-то тихо и незаметно. Настраиваемся потихоньку: почитываем книжки про Кролика, год которого грядет; на украшенные гирляндами витрины любуемся. Правда, изрядно портят настроение в большом количестве появившиеся на экране чиновники от ЖКХ, транспорта и других структур, стоимость услуг которых традиционно повышается с первого января, омрачая любимый народом праздник.

Каждый год, в декабре, мы слышим от чиновников, по странной прихоти называющими себя "эффективными менеджерами", одну и ту же песню: денег не хватает, население платит плохо, долги исчисляются миллиардами рублей и вообще, давно пора переходить на стопроцентную оплату услуг. То есть, ежегодное существенное повышение тарифов кажется им столь ничтожным, что обсуждать постоянные прорывы труб, пожары на объектах электроэнергетики и взрывы на газопроводах они вообще не считают нужным: денег мало и все тут! А между тем, повышение всех тарифов на 15% сразу даст инфляционный скачок процентов на 6, после чего все разговоры о годовой инфляции в 6,5-7%, как планировалось на этот год, переходят в область ненаучной фантастики. Но это еще не все: с первого же января отменяются льготные тарифы для аграрного сектора, который, разумеется, переложит свои издержки на нас. В итоге стоимость ЖКХ и продуктов питания, а это основные статьи расходов большей части населения страны, станут вовсе уж непосильными. Инфляция, о победе над которой так долго и громко говорило правительство, будет и дальше расти ударными темпами, не спрашивая ни у кого разрешения.

До Нового года осталось две недели, но чиновники до сих пор не могут договориться между собой и синхронно озвучить, какая же, все-таки, в этом году будет инфляция, хотя и сидят на заседаниях правительства за одним столом. Забавно смотреть, как они по очереди называют разные цифры в одном репортаже, нисколько этим не смущаясь. Все сходятся в одном - инфляцию в этом году удержать не удалось, а потому в скором времени ЦБ придется поднимать ставки, что сделает кредит дороже. Поэтому слова премьера про то, что его стараниями ставка по ипотеке снизилась до смешных 11%, следует считать неправильно истолкованными, а рынку жилья придется снова готовиться к депрессии. Банки утешают, что в их портфелях просроченных ипотечных кредитов не более 3%, но нехотя признают - за последние месяцы рост просрочки составил все 40%, а о будущем им думать просто не хочется.

Самое интересное, что правительство продолжает пребывать в каком-то иррациональном, клиническом оптимизме, и на следующий год опять планирует инфляцию не более 7,5%, а отток капитала ему и вовсе представляется нулевым! Совсем, как представлялось в этом году, а то, что отток составил 29 млрд. долларов за январь-ноябрь, так это, видимо, произошло совершенно случайно.

Население, в массе своей экономических факультетов и финансовых академий не заканчивавшее, смотрит на окружающую действительность гораздо более здраво, и привычно скупает доллары в больших количествах, отлично понимая, что спасаться придется самостоятельно.

Не очень хорошо дела обстоят с торговым балансом: экспорт упрямо стоит на месте, зато импорт, особенно продовольствия, стремительно растет. Очень может быть, что в следующем году расходы страны превысят доходы и придется занимать на не слишком хороших, откровенно говоря, условиях. Пока от этого удерживают высокие цены на нефть, чему способствует американская денежная эмиссия, но пузыри никогда не существовали вечно, а увеличение денежной массы никогда еще не приводило к ее укреплению. Скажем, году в 1985 бюджетник получал всего 120 рублей, а в 2010 целых 15 тысяч, стал ли он от этого богаче? Кроме того, в американской ФРС по поводу количественного смягчения давно уже "в товарищах согласья нет", а с 1 января там произойдут некоторые изменения: голосующих против эмиссии в правлении станет больше и, кроме того, республиканцы, которые сильно осложняют жизнь президенту Обаме, эмиссию, мягко говоря, не приветствуют.

Другими словами, вопрос о цене на нефть остается открытым, а значит, есть вероятность, что приток долларов от продажи сырья сильно усохнет, от чего у рубля возникнут серьезные проблемы. С одной стороны, правительство не хочет допустить ослабление рубля, дабы не снижать доходы населения, а с другой стороны, в предвыборный год никак нельзя урезать социальные обязательства, для чего нужно рубли печатать. И как тогда избежать девальвации? Загадка. Это все издержки выбранного правительством пути Великой Сырьевой Сверхдержавы.

Для того, чтобы не огорчать население перед выборами, сокращая его доходы, правительство решило раздобыть деньжат на социалку у малого и среднего бизнеса, заменив Единый социальный налог на выплату страховых взносов и подняв выплаты с 26% до 34%. В том, что это крайняя мера, сомневаться не приходится: наш, и без того едва дышащий бизнес, будет вынужден либо платить зарплаты в конвертах, либо умереть. При этом введение налога на роскошь, существующего в любой нормальной стране, не планируется. Обирать себя - это ведь противоестественно, правда?

Глядя на вопиющее расхождение слов ответственных людей с делом, бизнес бежит из страны быстро и, на всякий случай, тревожно озираясь. "Вимм-Биль-Данн" продает 66% акций PepsiCo, которая планирует выкупить остальное у миноритариев в следующем году. Уходит Wal-Mart, не сумевший купить "Копеечку", хотя очень хотелось. Испанский банк Santander продал свою российскую дочку, столкнувшись с суровой российской действительностью и не рассчитывая на что-либо хорошее в будущем. Список большой, а бегут все в направлении Китая, хотя там громкие слова звучат намного реже.

В это время власть продолжает грезить какими-то инвестициями в инновации, под которыми частенько понимает банальные кредиты, а слово "Сколково" произносимое вслух, уже вызывает улыбку, больше смахивающую на судорогу. Трудно найти деньги на инновации в стране, где в скором времени может не хватить средств на поддержку собственной валюты. От этого варианты действий становятся все более экзотическими. На днях советник президента по экономике предложил решить проблемы Пенсионного Фонда, у которого, как известно, триллионный дефицит, вложив его деньги в облигации Роснано и РВК (Российская венчурная компания). Предложение, мягко говоря, странное, так как нигде в мире в высокорисковые активы деньги пенсионеров не вкладывают именно потому, что это самый простой и надежный способ оставить их без пенсий. Но мы живем в России, и президент творчески развил мысль советника, предложив отказаться от уголовного преследования за неэффективное использование средств на инновационные проекты. Вообще-то, верится с трудом, но это - реальность. Как хотите, но я бы не рискнул претворять такие планы в жизнь, не имея четкого и хорошо продуманного плана срочной эмиграции отсюда как можно дальше.

Зато Россия получила право истратить много миллиардов долларов на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, не смотря на то, что будущее страны внушает тревогу. До этого эпохального события еще далеко, а деньги надо тратить уже сейчас. Причем, мы-то понимаем, что заявленные $10 млрд. - это только начало. На Олимпиаду 2014 тоже задумывались на уровне $3 млрд. а уже перевалили за $30 млрд. и что будет к четырнадцому году, можно только гадать.

Во всяком случае, стадионы для футбольного чемпионата существуют пока только в виде картинок на бумаге, а еще надо ремонтировать аэропорты, дороги, гостиницы и многое другое. Так что начальная сумма вырастет существенно и, хотя по идее премьера финансировать очередную стройку века должны, в основном, олигархи, не составляет большого труда догадаться, за чей счет они компенсируют свои убытки. При этом, хорошо известно, что затраты на подобные мероприятия давно уже не окупаются: Олимпиада 1980 в Москве основательно подкосила советскую экономику, а Греция оказалась в тяжелом экономическом положении не в последнюю очередь благодаря Олимпиаде 2004 года в Афинах. Имидж, это, конечно - всё, но только не в кризис и не в нашем положении. Но кого это волнует? Считать чужие деньги, это совсем не то же самое, что свои.

Таким образом, получается, что следующий год будет сложным. Ситуация с будущими доходами государства выглядит тревожно, а расходы уже заложены такие, что просто непонятно, зачем все это нужно. Откуда такая стойкая ненависть к собственной экономике и странная любовь к чрезвычайно затратным зрелищам? Чтобы потом, на обломках былого величия хвалиться, что Чемпионат мира в России был самым дорогим в истории, как это было после финала Евровидения в 2009 году, как раз в разгар кризиса? Тогда мероприятие обошлось в $42 млн. и, по словам Константина Эрнста, не окупилось, но главным был внешнеполитический эффект!
Неужели не ясно, что никакого восстановления чего бы то ни было не происходит, а малопонятный и весьма дорогостоящий оптимизм власти попросту душит страну, не оставляя ей шансов на благополучное будущее?

Давно замечено, что население, массово меняющее рубли на доллары, гораздо лучший индикатор, чем очередной оптимистически настроенный эксперт с лихорадочно горящими глазами и невразумительными заявлениями на экране телевизора