7 февраля 2011 InoPressa
Социальные волнения в Египте могут повлиять на международную морскую торговлю и потребление металла в Северной Африке и странах Ближнего Востока.
Египет стал второй после Туниса страной Северной Африки, где начались масштабные акции протеста против действующей власти. Однако, в отличие от Туниса, в стране фараонов беспорядки, откровенно говоря, затянулись, и мировая общественность вспомнила, что это североафриканское государство является не только популярным курортом с коралловыми рифами и пирамидами, но и важнейшим экономическим партнером для многих стран.
Важнейшая артерия
Вице-президент Research&Consulting Group Александр Сирик считает, что массовые беспорядки в Египте содержат потенциальные риски для рынка стали: "Во-первых, Египет сам по себе является одним из наиболее крупных и быстроразвивающихся региональных рынков. Во-вторых, усиление политического кризиса в целом дестабилизирует ситуацию в регионе и формирует риски для инвесторов, ставя под угрозу реализацию долгосрочных инвестиционных проектов".
Кроме того, волнения вызывает и ситуация вокруг Суэцкого канала. Первыми свои опасения озвучили представители нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего бизнеса, однако эта транспортная артерия имеет важнейшее значение и для ГМК. Ведь канал - один из главных в мире искусственных водных путей; он пересекает Суэцкий перешеек от Порт-Саида (Средиземное море) до Суэцкого залива (Красное море). Его длина равна 168 км (включая 6 км подходных каналов к портам). Ширина - до 169 м, а глубина позволяет проходит судам с осадкой более 16 м. В среднем по каналу ежедневно проходят 45-50 судов. Сборы за проход судов через канал приносят Египту порядка 5 млрд долл. ежегодно.
"Через Суэцкий канал идут практически все грузы из Европы в страны Южной Африки, Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Австралию и Океанию. В большинстве случаев альтернативы этому каналу нет, так как речь идет не только о существенном увеличении морского пути, но и о пересчете всех транспортных маршрутов. В случае угрозы возникновения каких-то проблем с каналом гораздо проще и дешевле будет ввести в Египет международные военные силы", - говорит директор экспедиторской компании Olenich Group Константин Оленич.
Через канал экспортируются украинский прокат и ЖРС, импортируется сырье из Китая (ферросплавы, огнеупоры). Это не всегда самый быстрый путь (например, время доставки некоторых расходных материалов из Китая в Украину достигает 45 суток), однако самый дешевый.
При этом услугами Суэцкого канала пользуются даже те экспортеры ЖРС, которые осуществляют поставки в Китай рудовозами класса Capesize. Теоретически такие суда из-за своих габаритов не могут проходить через Суэцкий канал, поэтому обходят Африку вдоль всего побережья. Однако размер таких кораблей может существенно варьироваться и, как сообщил источник на рынке морских перевозок, практически все суда класса Capesize, которые загружались в Украине, шли в Китай именно через Суэцкий канал.
Пока никаких оснований для беспокойства нет. В частности, в пресс-службе Ferrexpo, которая экспортирует часть произведенных окатышей в Китай, сообщили,что компания не испытывает сложностей с транспортировкой грузов морским путем.
А администрация Суэцкого канала 31 января заявила: "Канал не подвергался каким-либо нападениям, администрация способна обеспечить его нормальную работу". При этом 1 февраля британская газета Financial Times сообщила, что военные корабли ВМС Египта начали сопровождать суда, проходящие через Суэцкий канал. Такая мера была введена египетскими властями для обеспечения его бесперебойной работы.
В Olenich Group говорят, что согласно информации, поступающей от судовладельцев, сильных волнений в отношении Суэцкого канала нет, и сейчас высказываются предположения о скором улучшении ситуации. "Судовладельцы не меняют цены на свои услуги, украинские порты загружают суда в направлении Суэцкого канала. Гораздо сложнее ситуация с портами Египта, которые практически остановились: бастуют рабочие, в стране нет связи. В частности, закрыты терминалы в Порт-Саиде", - резюмирует К.Оленич.
Провал потребления
Информагентства подтверждают информацию о том, что закрыты многие порты Египта, в том числе все на Суэцком канале, из-за забастовок персонала морских служб. Это уже привело к снижению поставок проката и общему охлаждению экономики. Сокращается спрос на металлопрокат и сырьевые материалы (в первую очередь стальной лом), что приведет к перераспределению товарных потоков в регионе.
Лондонское агентство Steel Business Briefing уже сообщило, что торговля прокатом и стальным ломом в Египте находится под угрозой срыва из-за политических волнений в стране. Введение комендантского часа, сообщения о закрытии банков, проблемы с коммуникациями (отключения Интернета и мобильной связи), отсутствие рабочих - все это влияет на бизнес.
Кроме того, мишенью для протестующих стал ведущий египетский производитель плоского и сортового проката - Ezz Steel. Это вызвано политическими причинами, так как руководитель предприятия Ахмед Эзз тесно связан с правящей Национально-демократической партией Египта. По данным SBB, уже были атакованы офисы и завод группы. Пресс-секретарь компании отметил, что заводы в порядке, бизнес работает, однако по некоторым данным объемы производства существенно сократились.
Первыми свое беспокойство по поводу производства и потребления стали в регионе выразили поставщики стального лома. Один из них в комментарии SBB сказал, что никто не будет отправлять корабли с ломом в Египет, если не будет гарантии их возвращения. Следует отметить, что ранее египетские метзаводы импортировали до 4,5-5 млн тонн лома ежегодно. В прошлом году Египет импортировал в среднем около 215 тыс. тонн стального лома ежемесячно, преимущественно из США, Великобритании, Бельгии и Канады. Поставки лома в Египет до 2009 года включительно осуществляли и украинские экспортеры. Однако по данным УАВтормет в прошлом году закупки лома африканскими предприятиями практически прекратились, так как они не смогли конкурировать с турецкими и украинскими потребителями.
Эксперт департамента по вопросам ГМК центра "Держзовнишинформ" Александр Шейко говорит, что украинские экспортеры лома не могут конкурировать с американцами: "Если США или Канада поставляют партии до 40 тыс. тонн, то украинские компании могут отгружать не более 5-10 тыс. тонн. При этом Украина имеет преимущества по срокам поставки". Поэтому не исключено, что при возникновении благоприятной рыночной конъюнктуры украинские ломозаготовители смогут оперативно перенаправить свои экспортные потоки в Египет.
Уже сейчас аналитики заявляют, что после окончания волнений начнутся работы по восстановлению экономики, и в Египте возникнет повышенный спрос на сталь, который может быть удовлетворен за счет не только внутренних ресурсов, но и импорта, который существенно увеличится. Также за время простоя портов будут переработаны имеющиеся запасы сырья и египетские заводы станут больше его закупать за рубежом. Все это может привести к повышению цен на лом, полуфабрикаты и готовый прокат в регионе. А пока рынок спокоен. А.Шейко говорит, что в настоящее время особой активностью на рынке стального лома не отличается даже его крупнейший мировой импортер - Турция: "Сейчас наблюдается снижение цен и объемов поставки лома. Уже две недели турецкие компании осуществляют лишь эпизодические закупки".
Что касается закупки готового проката, то Египет - очень крупная экономика в масштабах Африки и Ближнего Востока. "Это первый по объемам потребления металлопроката рынок Африки", - говорит А.Сирик, добавляя, что в случае сохранения нестабильности возникает риск перенаправления товаропотоков в другие страны и обострения конкуренции на рынке, особенно в сегменте строительного сортамента.
По словам руководителя департамента по вопросам металлургического комплекса "Держзовнишинформа" Владимира Пиковского, отечественные меткомпании приостановили до марта отгрузки продукции в Египет. В то же время он выразил уверенность, что временная приостановка отгрузок не приведет к снижению объемов производства на украинских предприятиях.
Не исключено, что события в Египте могут привести к сокращению производства проката в странах, соседствующих с Египтом, например в Турции, что отразится на цене проката и стального лома.
По данным Worldsteel, в 2009 году потребление металлопроката в Египте составило около 9,2 млн тонн при производстве 5,5 млн тонн. В Держзовнишинформ сообщили, что в 2010 году украинские предприятия экспортировали в Египет 908 тыс. тонн стального проката при общем объеме экспорта в страны Ближнего Востока и Северной Африки (регион MENA) 9,02 млн тонн. При этом основными конкурентами на рынке Египта являются Турция и Россия.
Египет является важнейшим торговым партнером Украины, и отечественные предприятия должны внимательно отслеживать все изменения, происходящие в этой стране, чтобы в любой момент возобновить деловую активность
Артем Ильин
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Египет стал второй после Туниса страной Северной Африки, где начались масштабные акции протеста против действующей власти. Однако, в отличие от Туниса, в стране фараонов беспорядки, откровенно говоря, затянулись, и мировая общественность вспомнила, что это североафриканское государство является не только популярным курортом с коралловыми рифами и пирамидами, но и важнейшим экономическим партнером для многих стран.
Важнейшая артерия
Вице-президент Research&Consulting Group Александр Сирик считает, что массовые беспорядки в Египте содержат потенциальные риски для рынка стали: "Во-первых, Египет сам по себе является одним из наиболее крупных и быстроразвивающихся региональных рынков. Во-вторых, усиление политического кризиса в целом дестабилизирует ситуацию в регионе и формирует риски для инвесторов, ставя под угрозу реализацию долгосрочных инвестиционных проектов".
Кроме того, волнения вызывает и ситуация вокруг Суэцкого канала. Первыми свои опасения озвучили представители нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего бизнеса, однако эта транспортная артерия имеет важнейшее значение и для ГМК. Ведь канал - один из главных в мире искусственных водных путей; он пересекает Суэцкий перешеек от Порт-Саида (Средиземное море) до Суэцкого залива (Красное море). Его длина равна 168 км (включая 6 км подходных каналов к портам). Ширина - до 169 м, а глубина позволяет проходит судам с осадкой более 16 м. В среднем по каналу ежедневно проходят 45-50 судов. Сборы за проход судов через канал приносят Египту порядка 5 млрд долл. ежегодно.
"Через Суэцкий канал идут практически все грузы из Европы в страны Южной Африки, Персидского залива, Юго-Восточной Азии, Австралию и Океанию. В большинстве случаев альтернативы этому каналу нет, так как речь идет не только о существенном увеличении морского пути, но и о пересчете всех транспортных маршрутов. В случае угрозы возникновения каких-то проблем с каналом гораздо проще и дешевле будет ввести в Египет международные военные силы", - говорит директор экспедиторской компании Olenich Group Константин Оленич.
Через канал экспортируются украинский прокат и ЖРС, импортируется сырье из Китая (ферросплавы, огнеупоры). Это не всегда самый быстрый путь (например, время доставки некоторых расходных материалов из Китая в Украину достигает 45 суток), однако самый дешевый.
При этом услугами Суэцкого канала пользуются даже те экспортеры ЖРС, которые осуществляют поставки в Китай рудовозами класса Capesize. Теоретически такие суда из-за своих габаритов не могут проходить через Суэцкий канал, поэтому обходят Африку вдоль всего побережья. Однако размер таких кораблей может существенно варьироваться и, как сообщил источник на рынке морских перевозок, практически все суда класса Capesize, которые загружались в Украине, шли в Китай именно через Суэцкий канал.
Пока никаких оснований для беспокойства нет. В частности, в пресс-службе Ferrexpo, которая экспортирует часть произведенных окатышей в Китай, сообщили,что компания не испытывает сложностей с транспортировкой грузов морским путем.
А администрация Суэцкого канала 31 января заявила: "Канал не подвергался каким-либо нападениям, администрация способна обеспечить его нормальную работу". При этом 1 февраля британская газета Financial Times сообщила, что военные корабли ВМС Египта начали сопровождать суда, проходящие через Суэцкий канал. Такая мера была введена египетскими властями для обеспечения его бесперебойной работы.
В Olenich Group говорят, что согласно информации, поступающей от судовладельцев, сильных волнений в отношении Суэцкого канала нет, и сейчас высказываются предположения о скором улучшении ситуации. "Судовладельцы не меняют цены на свои услуги, украинские порты загружают суда в направлении Суэцкого канала. Гораздо сложнее ситуация с портами Египта, которые практически остановились: бастуют рабочие, в стране нет связи. В частности, закрыты терминалы в Порт-Саиде", - резюмирует К.Оленич.
Провал потребления
Информагентства подтверждают информацию о том, что закрыты многие порты Египта, в том числе все на Суэцком канале, из-за забастовок персонала морских служб. Это уже привело к снижению поставок проката и общему охлаждению экономики. Сокращается спрос на металлопрокат и сырьевые материалы (в первую очередь стальной лом), что приведет к перераспределению товарных потоков в регионе.
Лондонское агентство Steel Business Briefing уже сообщило, что торговля прокатом и стальным ломом в Египте находится под угрозой срыва из-за политических волнений в стране. Введение комендантского часа, сообщения о закрытии банков, проблемы с коммуникациями (отключения Интернета и мобильной связи), отсутствие рабочих - все это влияет на бизнес.
Кроме того, мишенью для протестующих стал ведущий египетский производитель плоского и сортового проката - Ezz Steel. Это вызвано политическими причинами, так как руководитель предприятия Ахмед Эзз тесно связан с правящей Национально-демократической партией Египта. По данным SBB, уже были атакованы офисы и завод группы. Пресс-секретарь компании отметил, что заводы в порядке, бизнес работает, однако по некоторым данным объемы производства существенно сократились.
Первыми свое беспокойство по поводу производства и потребления стали в регионе выразили поставщики стального лома. Один из них в комментарии SBB сказал, что никто не будет отправлять корабли с ломом в Египет, если не будет гарантии их возвращения. Следует отметить, что ранее египетские метзаводы импортировали до 4,5-5 млн тонн лома ежегодно. В прошлом году Египет импортировал в среднем около 215 тыс. тонн стального лома ежемесячно, преимущественно из США, Великобритании, Бельгии и Канады. Поставки лома в Египет до 2009 года включительно осуществляли и украинские экспортеры. Однако по данным УАВтормет в прошлом году закупки лома африканскими предприятиями практически прекратились, так как они не смогли конкурировать с турецкими и украинскими потребителями.
Эксперт департамента по вопросам ГМК центра "Держзовнишинформ" Александр Шейко говорит, что украинские экспортеры лома не могут конкурировать с американцами: "Если США или Канада поставляют партии до 40 тыс. тонн, то украинские компании могут отгружать не более 5-10 тыс. тонн. При этом Украина имеет преимущества по срокам поставки". Поэтому не исключено, что при возникновении благоприятной рыночной конъюнктуры украинские ломозаготовители смогут оперативно перенаправить свои экспортные потоки в Египет.
Уже сейчас аналитики заявляют, что после окончания волнений начнутся работы по восстановлению экономики, и в Египте возникнет повышенный спрос на сталь, который может быть удовлетворен за счет не только внутренних ресурсов, но и импорта, который существенно увеличится. Также за время простоя портов будут переработаны имеющиеся запасы сырья и египетские заводы станут больше его закупать за рубежом. Все это может привести к повышению цен на лом, полуфабрикаты и готовый прокат в регионе. А пока рынок спокоен. А.Шейко говорит, что в настоящее время особой активностью на рынке стального лома не отличается даже его крупнейший мировой импортер - Турция: "Сейчас наблюдается снижение цен и объемов поставки лома. Уже две недели турецкие компании осуществляют лишь эпизодические закупки".
Что касается закупки готового проката, то Египет - очень крупная экономика в масштабах Африки и Ближнего Востока. "Это первый по объемам потребления металлопроката рынок Африки", - говорит А.Сирик, добавляя, что в случае сохранения нестабильности возникает риск перенаправления товаропотоков в другие страны и обострения конкуренции на рынке, особенно в сегменте строительного сортамента.
По словам руководителя департамента по вопросам металлургического комплекса "Держзовнишинформа" Владимира Пиковского, отечественные меткомпании приостановили до марта отгрузки продукции в Египет. В то же время он выразил уверенность, что временная приостановка отгрузок не приведет к снижению объемов производства на украинских предприятиях.
Не исключено, что события в Египте могут привести к сокращению производства проката в странах, соседствующих с Египтом, например в Турции, что отразится на цене проката и стального лома.
По данным Worldsteel, в 2009 году потребление металлопроката в Египте составило около 9,2 млн тонн при производстве 5,5 млн тонн. В Держзовнишинформ сообщили, что в 2010 году украинские предприятия экспортировали в Египет 908 тыс. тонн стального проката при общем объеме экспорта в страны Ближнего Востока и Северной Африки (регион MENA) 9,02 млн тонн. При этом основными конкурентами на рынке Египта являются Турция и Россия.
Египет является важнейшим торговым партнером Украины, и отечественные предприятия должны внимательно отслеживать все изменения, происходящие в этой стране, чтобы в любой момент возобновить деловую активность
Артем Ильин
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу