Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Ждет ли Россию и Китай судьба Египта? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Ждет ли Россию и Китай судьба Египта?

В последний день января шестьсот человек собрались на Триумфальной площади в Москве, скандируя «Свободу! Свободу!» и требуя отставки неформального лидера России Владимира Путина. «Какая разница между Мубараком и нашими властями? Никакой
14 февраля 2011 InoPressa
Гай Фолконбридж, Крис Бакли, Бен Бланчард МОСКВА/ПЕКИН, 14 фев (Рейтер) — В последний день января шестьсот человек собрались на Триумфальной площади в Москве, скандируя «Свободу! Свободу!» и требуя отставки неформального лидера России Владимира Путина. «Какая разница между Мубараком и нашими властями? Никакой.

Совершенно никакой. В отставку. Всех в отставку. Мы вами уже сыты по горло», — сказал лидер оппозиции Борис Немцов перед толпой, которая отозвалась криками «Путина в отставку!» и «Россия без Путина!» Неужели волна народных волнений, прокатившаяся по Ближнему Востоку, добралась и до России? Было ли это началом революции «снизу» аналогично той, что свергла президентов Туниса и Египта? Не совсем.

Российские власти разрешают активистам и оппонентам Кремля проводить демонстрации на площади в последний день каждого месяца, где есть 31-е число, что для митингующих является символом права на свободу собраний, гарантированного 31-й статьей конституции РФ. Но такие собрания едва ли являются причиной для беспокойства в Кремле.

Чтобы принять участие в разрешенном митинге, нужно миновать кордон ОМОНа, пройти через арку металлодетектора и в итоге попасть на небольшую огороженную территорию под пристальный взор Владимира Маяковского. Памятник поэту-революционеру смотрит на демонстрантов через несколько рядов металлических барьеров и рекламных щитов, призывающих родителей беречь детей. Милиционеры снимают протестующих из грузовиков вокруг площади. Сотрудники службы безопасности разглядывают прохожих и журналистов в поисках подозреваемых, которых ОМОН быстро отгораживает и «грузит» в автобусы.

На последнем собрании около десяти активистов так и не смогли дойти от метро до места проведения демонстрации. «Это наша демократия. Посмотрите, что происходит в России!» — выкрикнул молодой человек, арестованный ОМОНом. После недавних восстаний на Ближнем Востоке, включая Тунис и Йемен, возникает вопрос, нет ли предпосылок к восстаниям в других регионах мира.

Судя по протестной акции в Москве, в России, по-видимому, их нет, по крайней мере, пока нефть стоит дорого. Та же ситуация в другом крупном авторитарном государстве — Китае. Обе страны, конечно, знакомы с революцией. Но в 2011 году большинство россиян и китайцев не испытывают того чувства разочарования и злости, которое вывело на улицы арабов в январе. Это во многом связано с экономическими успехами двух стран за последние десять лет.

Может, у россиян и китайцев нет всех основных свобод, включая способность менять правителей, но в отличие от среднего египтянина и тунисца, большинство считают, что жизнь их сегодня гораздо лучше, чем десять лет назад. Однако это не значит, что Пекину и Москве не должно быть дела до того, что происходит на Ближнем Востоке.

Повод для волнения есть у обеих стран. По мере роста популярности интернета в России, возможно, он высветит огромную пропасть между богатыми и бедными. А в Китае разрастающийся средний класс может начать требовать больше прав и свобод. Обе страны хорошо понимают, что легитимность власти во многом зависит от ее способности обеспечивать рост экономики. Хотя они могут не бояться восстаний сейчас, чиновники в Москве и коммунистические лидеры в Пекине знают, что для сохранения власти им нужно периодически корректировать нажим на оппозицию. Арабские лидеры ошиблись с тактикой, но поняли это слишком поздно.

СИЛА НЕФТИ

В первый год глобального экономического кризиса, когда цены на нефть обрушились, а экспорт резко сократился, Москва столкнулась с реальной угрозой массовых протестов. В самой крупной демонстрации 30 января 2010 года в Калининграде приняли участие порядка 10.000 человек. Это была серьезная проблема: общенациональные оппозиционные партии маршировали рядом с местными группами, протестуя против растущей безработицы, роста цен и ухудшения качества государственных услуг.

Опасаясь того, что протест может перекинуться на другие субъекты федерации, власти направили группу чиновников в регион, чтобы образумить местную администрацию. Неясно, какими средствами воспользовалась делегация, но Путин раскритиковал свою правящую партию за то, что она не понимает нужд народа. До этого Москва часто использовала жесткий кулак и пачки денег. В 2009 году, когда экономика сократилась на 7,8 процента — самое большое падение за 15 лет — Москва вкачала десятки миллиардов долларов в моногорода и предприятия, работники которых начинали протестовать. Более $2,5 миллиарда выдали Автовазу, чтобы предотвратить банкротство крупнейшего в России автопроизводителя.

Взяв под личный контроль антикризисную программу, премьер-министр Владимир Путин открыто обвинил «олигархов» и успокоил разозленных рабочих, перекрывших главную дорогу в Пикалево на севере России с требованием погасить долги по зарплате. В итоге, прогнозы массовых демонстраций не сбылись. Цены на нефть снова растут: в первую неделю египетских протестов цена перескочила $100 за баррель. Большинство наблюдателей считают, что у крупнейшего в мире производителя «черного золота» достаточно нефтедолларов, чтобы утихомирить любые социальные волнения накануне выборов в парламент в 2011 году и президентской кампании в 2012 году. Россия быстро выбирается из экономического кризиса.

Ожидается, что экономика размером $1,5 триллиона вырастет больше чем на 4 процента в этом году после роста на 4 процента в 2010. «Цена на нефть на уровне $100 (за баррель) означает, что (правительство) получит большие дополнительные доходы и сможет направить их на те группы населения, которые будут выражать недовольство. Так что в этом смысле запас прочности у режима Путина пока еще есть», — сказал Рейтер один из лидеров российской оппозиции Владимир Рыжков. Рыжков считает, что демографическая ситуация в России (стареющее население) и стремление к стабильности после развала Советского союз, также понижают вероятность революции. «Пока по социологическим опросам, в России нет революционной ситуации: большинство отвечает, что жить нормально, жить можно и предпочитают стабильность каким бы то ни было переменам, — сказал он. — У Путина и у его режима есть достаточно большие ресурсы… для того, чтобы финансировать пенсии, зарплаты, поддерживать стабильность».

Это чувство стабильности помогло бывшему сотруднику КГБ Путину добиться успеха после неожиданного назначения во власть в 1999 году. Для россиян, уставших от экономической нестабильности и лишений 90-х при Борисе Ельцине, Путин символизирует возвращение к стабильному прошлому: многие более чем рады отказаться от некоторых свобод в обмен на стабильный рубль и работу. Опросы показывают, что лишь у 8 процентов россиян недостаточно денег и еды по сравнению с 25 процентами десять лет назад, хотя разрыв между богатыми и бедными в России все еще огромный. Миллионы людей оказались в нищете во время хаоса 1991 года на фоне крушения советской империи, тогда как горстка предпринимателей смогла сколотить огромные состояния: по данным журнала «Финанс», долларовых миллиардеров в России больше сотни, а их совокупное состояние приближается к трети ВВП страны.

Однако россияне серьезно обеспокоены экономическими проблемами, свидетельствуют свежие опросы. Рост цен возглавляет список тревожных тенденций наряду с безработицей и экономическим кризисом, хотя преступность и злоупотребление властью стоят недалеко от них.

На руку Кремлю играет то, что стабильность по-прежнему считается более важной, чем демократия, хотя доля людей, готовых получить стабильность даже в ущерб правам человека, сократилась до 56 процентов в декабре 2010 года — самого низкого показателя для этого месяца за десть лет, свидетельствуют данные Левада-Центра. Один из российских экспертов по арабским странам и глава московского Института религии и политики Александр Игнатенко считает, что крупномасштабных народных волнений не будет. «Это лишь бурная фантазия оппозиции, — сказал он. — Это лишь продукт богатого и я бы сказал, очень больного воображения российской оппозиции».

КОЛБАСА ЗА СВОБОДУ

Возможно, лидеры Туниса и Египта точно также говорили всего несколько месяцев назад. Учитывая, что число людей с доступом к интернету растет в России и уже достигло 50 миллионов по сравнению с 3 миллионами десять лет назад, Москве будет сложнее контролировать информацию и изолировать пучки протестов. Могут ли местные вспышки волнений перерасти в общенациональные?

Это зависит от цен на нефть, которые определяют, сколько денег Россия готова потратить на закрытие проблемных участков. «Если нефть быстро упадет (в цене), это очень быстро дестабилизирует ситуацию в стране, — сказал Рыжков. — Я уверен, что они внимательно следят за событиями в Египте и в других регионах, они очень обеспокоены этими событиями… Путин реально усилил работу над своим имиджем». Ксения Собчак — известная светская персона и дочь бывшего начальника Путина, ныне покойного бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, рассуждала о вероятности восстаний на радио в этом месяце. «Несмотря на то, что население нашей страны, как жопа слона, сейчас абсолютно аморфно, но в любой момент оно может всколыхнуться и подняться на бой.

Вопрос в том, что мы никогда не знаем, когда это произойдет, — сказала Собчак в своей программе на радио „Серебряный дождь“. — Власть заключила с народонаселением России определенный договор: колбаса взамен на свободу, поэтому пока все довольны. Как только колбаса кончится, то есть цены на нефть упадут ниже $60, тогда и быть русскому бунту». Российский чиновник, пожелавший остаться неназванным, сказал: «Конечно, за событиями в Египте следят. Это вызывает беспокойство, и люди следят, но я бы не сказал, что это проблема только для России, это повод для беспокойства для всех стран».

СЧАСТЛИВЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС В КИТАЕ

Китай осознал, как быстро небольшие происшествия могут обернуться сильной головной болью в конце 2010 года, когда сельский активист Цянь Юньхуэй погиб под колесами грузовика. Его смерть спровоцировала горячие дискуссии в интернете и выступления демонстрантов, посчитавших, что Цяня убили в разгар конфликта вокруг земли с местными чиновниками.

Чиновники и полицейские в Вэньчжоу — прибрежной провинции, где погиб Цянь, утверждали, что это был несчастный случай. Но в интернет попали фотографии тела Цяня, намотанного на задние колеса грузовика, а также снимки предшествующей стычки между разъяренными фермерами и полицейскими. Несмотря на жесткий запрет независимых политических движений, в Китае часто проходят местные протесты, стычки и забастовки.

Протестуют в Китае против коррупции, безработицы, особенно на государственных заводах, а также из-за конфликтов вокруг земли. Во многих акциях принимает участие не более десяти участников, и они проходят мирно. В некоторых участвуют тысячи людей, и они бывают довольно жесткими. В июне 2008 года, например, в городе Вэньгань на юго-западе китайской провинции Гуйчжоу массовые волнения начались после слухов о том, что двое молодых людей, у которых есть родственники в полиции, изнасиловали и убили школьницу.

Местная молодежь подожгла здание городской администрации, так как протестующие были уверены, что власти скрыли преступление. В 2007 году в Китае прошло порядка 80.000 акций протеста по сравнению с 60.000 в 2006 году, согласно данным Китайской академии социальных наук. Более свежих данных нет. В прошлом году волна забастовок прокатилась по заводам южных экспортных зон Китая, особенно на японских фабриках, что указало на возникновение нового поколения рабочих, требующих повышения зарплат и улучшения условий труда.

Но несмотря на растущее недовольство, китайское правительство вряд ли столкнется с масштабным протестом в ближайшем будущем. Волнения в Китае — это не тот ураган, который может в одночасье сокрушить правительство, а скорее, песчаная буря, которая может отвлечь чиновников и замедлить принятие сложных решений. Причина проста: для многих китайцев жизнь сейчас лучше, чем когда бы то ни было за последние сто лет.

Три десятилетия бурного роста экономики вывели сотни миллионов людей из бедности, а Компартия правила страной во времена подъема национальной гордости после нескольких веков хаоса и унижений со стороны иностранцев. Китай отправил человека в космос, построил сеть высокоскоростных железных дорог и обогнал Японию, став второй по размеру экономикой мира. Несмотря на репрессии на пути к прогрессу — аресты диссидентов, лишение прав этнических меньшинств, огромный экологический ущерб — многие китайцы сегодня начали богатеть, о чем их бабушки и дедушки могли только мечтать. «Люди не хотят раскачивать лодку.

Почему? Потому что история Китая за последние два столетия стоила китайскому обществу очень дорого, а сейчас первый исторический период, когда большинство из них может вздохнуть с облегчением, — сказал исследователь Китая в Human Rights Watch Николас Бекелин. — Я не вижу аппетита к политическим волнениям, которые бы резким выпадом хотели опрокинуть систему». Коммунистическая партия показала умение вести диалог о реформе так, чтобы учитывать собственные интересы.

Она предложила народу возможность постепенно выражать недовольство системой, но в то же время, сделала правительство более включенным и более отзывчивым к возникающим социальным проблемам. «Если можно улучшить закрытую систему, то появятся каналы, по которым можно направлять политическую энергию. Даже у диссидентов сегодня больше пространства, чем раньше, и многие становятся противниками быстрых радикальных перемен», — сказал Бекелин.

Реакция китайцев на протесты в Египте — это смесь презрения, безразличия и редких приступов зависти. Но никто не считает, что Китай пойдет по тому же пути в обозримом будущем. Жестко контролируемые СМИ Китая ограничили освещение протестов, сосредоточившись на сообщениях об эвакуации китайцев из Египта. В то же время, интернет-цензура ограничила обсуждения египетской темы, заблокировала поиск по ключевым словам и удалила соответствующие комментарии и публикации. Некоторые комментарии все же сохранились.

Хотя лишь некоторые указали на параллели между тем, что происходит в Египте и в Китае, многие другие выбрали иной подход. «Нас часто предупреждают о том, что демократия несет хаос, и по событиям в Египте и Тунисе мы видим, что именно так и происходит», — написал блогер в популярном китайском портале sina.com.

УРОКИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ

Профессор истории и политики Китая в Оксфордском университете Рана Миттер считает, что Китай уже пережил каирские протесты и смог с ними справиться. «Аналогичная ситуация в стране — не сейчас, она сложилась в Китае в 1989 году, когда Коммунистическая партия оказалась на грани смерти, — сказал Миттер Рейтер. — За два с лишним десятилетия с тех пор партия делала все, чтобы приспособиться, попытаться изменить методы работы, понять, откуда берутся проблемы и решать их так, чтобы избежать повторения событий 1989 года».

Миттер говорит, что стратегия властей Китая заключается «в сравнительно большем внимании к тому, что можно назвать политикой социального благополучия… В политических кругах, очевидно, внимание переключилось на такие вопросы, как пенсии и здравоохранение, которые были приватизированы и оставались в стороне при Цзян Цзэмине… Таким образом, они пытаются застраховаться от возможных волнений». В то же время, у Пекина есть гораздо более действенные средства контроля, чем в Египте, и он меньше подвержен влиянию извне. «В Египте и Тунисе народ может обвинять правительство в коррупции и непотизме, — сказал политический эксперт Института стран Восточной Азии при Государственном университете Сингапура Бо Чжиюэ. — Но в Китае нет той системы династий, где одна семья правит 20-30 лет. Здесь идет переход от одного поколения к другому».

РОССИЯ В 2012 ГОДУ

Некоторые аналитики оценивают президентские выборы в РФ в 2012 году как возможный промежуточный этап. Предполагается, что Путин вернется в Кремль и сможет править Россией еще 12 лет. Критики говорят, что Россия впадет в стагнацию аналогично периоду правления Леонида Брежнева. Михаил Касьянов — премьер-министр в первый президентский срок Путина, а теперь один из лидеров оппозиции, сказал перед Европейским парламентом на этой неделе, что «выборы — это последний шанс мирным способом изменить ситуацию.

Мы уже видим революционные движения в России». Если на выборах будут происходить массовые подтасовки, сказал Касьянов, «можно ожидать чего-то, но не того, что было в Египте — протестов не с палками и верблюдами, а с огнестрельным оружием и ножами». Но это маловероятно. Хотя если цены на нефть упадут и останутся низкими, беды, скорее всего, не миновать. «Когда людей спрашивают, поддерживаете ли вы Путина, большинство говорят да, но когда их спрашивают, довольны ли вы ситуацией в школах, в больницах, с пенсиями.., то подавляющее большинство говорит — нет, мы совсем не довольны, — сказал Рыжков. — Так что если макроэкономическая стабильность будет разрушена, то это может привести к очень быстрым и массовым протестам».

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу