Поход по минному полю » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Поход по минному полю

Говорить о преодолении мирового финансового кризиса пока еще рано, уверен глава Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана
18 апреля 2011 Шарикова Наталья
Говорить о преодолении мирового финансового кризиса пока еще рано, уверен глава Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана. С его мнением согласен министр финансов РФ Алексей Кудрин. Он отмечает увеличение долговых и финансовых рисков и сохранение неопределенности в мировой финансовой сфере. Глава Минфина указывает также на сохраняющиеся сложности в доходах ряда отраслей и сложности с возвратом долгов, которые прогнозируют банки. Кроме того, Кудрин отмечает наличие "мин" в виде мировых финансовых институтов, которым время от времени все еще требуется поддержка.

Мировая экономика переживает непростой выход из кризиса, считает глава Минфина Алексей Кудрин. По его словам, в последнее время в международной финансовой сфере увеличились риски. "Мы видим, что в финансовой сфере риски даже увеличились", - сказал он по итогам заседания G20 министров финансов и глав Центробанков G20. Так, риски существуют на уровне суверенных долгов. Последние, по словам Кудрина, могут осложнить положение финансовых институтов, которые купили этот долг.

В этой связи Кудрин привел в пример ряд таких европейских стран как Ирландия, Греция и Португалия, которые "имели поддержку Евросоюза, ведущих фондов и были вне подозрений", а в итоге оказались по качеству долга значительно хуже, чем Россия, отметил министр. "Россия лучше выглядит стран, которые раньше казались по всем показателям более сильными. Это означает, что на этом рынке скопились проблемы", - подчеркнул он.

Кроме того, отметил министр, до сих пор не решены проблемы с плохими активами, которые есть на балансах многих банков. Это, по словам Кудрина говорит о том, что еще не все сектора поднялись. Кроме того, министр финансов отметил, что сохраняются сложности в доходах ряда отраслей. К тому же, некоторые банки пока еще прогнозируют сложности с возвратом ряда долгов.

По словам Кудрина, периодически в ряде стран появляются несколько банков, которым время от времени требуется поддержка правительства. "Эти мины, они есть, мы идем по минному полю. И какие финансовые институты окажутся слабыми, не выдержат этого марафона выхода из кризиса, мы еще не знаем", - отметил он.

Помимо долговых и финансовых рисков, считает Кудрин, существуют и другие риски. Среди них высокая цена на нефть, которая может привести к сокращению темпов экономического роста. Говоря об этом, глава Минфина отметил, что в ряде стран уже даются более низкие прогнозы темпов роста в связи с высокими ценами на нефть.

Кроме того, министр указал на то, что во многих странах сохраняются высокие уровни государственного долга и дефицитов. "Графики снижения дефицитов не исполняются", - посетовал министр. Так, он обратил внимание, что дискуссия по сокращению дефицита очень трудно проходит в США, где бюджет страны был принят уже в конце финансового года. "В США только в конце финансового года принят бюджет, то есть страна вообще жила без бюджета, по временным решениям, одна из ведущих цивилизованных стран жила по временным решениям", - сказал он, заметив, что Россия пережила такую ситуацию уже давно.

Кудрин указал также, что в ближайшее время США предстоит весьма болезненное решение вопроса о величине государственного долга. А поскольку здесь "еще и предвыборные мотивы появляются", то решение этого вопроса, по словам министра, станет для Соединенных Штатов очень непростой задачей.

Глава Минфина отметил и сохранение сложностей в "перегретой" экономике КНР. "В этом году рост опять будет высоким, это означает, что пока с перегревом справиться не удается", - сказал Кудрин. В то же время он подчеркнул, что рост может замедлиться. Так, Кудрин напомнил, что китайские власти ставят задачу 8%-ного роста в ближайшие годы. Это, по мнению министра, означает, что спрос на ведущие мировые товары, в том числе на нефть будет "не в такой степени".

Он также указал и на другие проблемы. Среди них те, что связаны с политическими событиями в отдельных государствах и землетрясением в Японии. Все они усугубляют существующие сложности, и происходит, как выразился министра, накладка проблем. Поэтому выход из кризиса будет очень непростым, подытожил Кудрин.

По словам министра, также возникают признаки высокой инфляции из-за очень низких ставок рефинансирования у ведущих мировых банков, которые приводят к увеличению ликвидности на мировых рынках.

Говоря о том, какая цена на нефть, по его мнению, представляет угрозу для экономического роста, Кудрин назвал цену выше $110. "Сейчас мы уже находимся в зоне торможения мировой экономики", - так Кудрин обрисовал текущую ситуацию, которая наблюдается в мировой экономике.

По его мнению, цены на нефть выше $90 за баррель продержатся в течение 1-1,5 года. Однако в Минфине ожидают, что в следующем году они все-таки начнут снижаться. Кудрин подтвердил свой прошлогодний прогноз, согласно которому в течение ближайших трех лет цена на нефть марки Urals снизится до $60 за баррель и продержится на этом уровне примерно полгода.

Мировые принципы

Итогом встречи министров финансов и глав Центробанков G20 15-16 апреля в Вашингтоне стало определение основных принципов оценки устойчивых дисбалансов в экономиках стран. Напомним, что на предыдущей встрече в феврале финансовая G20 утвердила перечень индикаторов для оценки экономик стран. В данный перечень вошли, в частности, показатели госдолга, дефицита бюджета, уровня личных сбережений и частного долга. Теперь, для того чтобы закончить первый шаг, министры финансов и глав Центробанков G20 определили принципы, согласно которым будет оцениваться каждый из этих индикаторов. Об этом говорится в коммюнике по итогам апрельской встречи.

В документе, в частности, предлагается использовать четыре подхода, один из которых, структурный, основывается на экономических моделях и экономической теории. При этом подходе каждая из стран G20 сопоставляется с определенным индикатором таким образом, чтобы принимать во внимание ее специфические особенности. Также выделяются подходы, оценивающие страны G20 на основании их национального исторического развития, сравнительного анализа с другими странами, находящимися на сопоставимых этапах развития, и подход, который предполагает оценку страны по доле национальных показателей в общем объеме G20.

В целом предполагается два этапа оценки экономик стран. Кудрин пояснил, что сначала будет проведен первый этап анализа всех стран, в результате которого будет выявлено примерно шесть стран, которым предстоит пройти второй этап. По его словам, это будут страны, которые больше всего вносят изменения в дисбаланс. Это означает большое сальдо положительное или отрицательное счета текущих операций платежного баланса.

В коммюнике отмечается, что доля страны, экономику которых будут анализировать более глубоко в рамках второго этапа, должна превышать 5% общего ВВП G20.

В ходе встречи министры финансов также договорились подготовить предупреждающие меры, которые в 2011 году составят план действия по обеспечению сильного, устойчивого и сбалансированного роста. Данная тема будет обсуждаться лидерами G20 на саммите в Каннах.

Между тем, министры финансов G20 в ходе прошедшей в конце минувшей недели встречи в Вашингтоне также обсудили состояние мировой экономики. Они отмечают, что ее восстановление становится более устойчивым, более самоподдерживающим, с резким ростом спроса со стороны частного сектора, однако риски сохраняются. "Мы договорились сохранять бдительность и принимать меры, направленные на укрепление восстановления и снижение рисков", - отмечается в документе, распространенном по итогам встречи.

Финансовая G20 указали также на то, что события в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки, а также в Японии увеличили экономическую неопределенность и ценовое давление на энергоносители. При этом они отмечают, что существуют адекватные дополнительные мощности для удовлетворения глобального спроса на энергоносители.

Вместе с тем, главы Министерств финансов G20 договорилась для усиления международной монетарной системы сосредоточится в краткосрочной перспективе на оценке событий в сфере глобальной ликвидности и анализа различий в формировании национальных резервов, усилить координацию, чтобы избежать беспорядочных перетоков капитала и перекосов обменных курсов.

Кроме того, министры финансов стран "Большой двадцатки" договорились выработать критерии расширения корзины SDR и улучшить набор инструментов для усиления глобальной финансовой безопасности.

В то же время министры не смогли придти к конкретным решениям по вопросам регулирования потоков капитала. В связи с тем, что в этом вопросе по-прежнему сохраняются разные позиции, работа в этом направлении, по словам Кудрина, продолжается.

Министр пояснил, что в выработанных на данный момент G20 и МВФ рекомендациях большое внимание уделяется защите стран с формирующимися рынками от избыточной мировой ликвидности и спекулятивного капитала. В отношении же стран, являющихся эмитентами этой ликвидности, рекомендации прописаны недостаточно.

Несмотря на то, что рекомендации не являются обязательными к исполнению, ряд стран с развивающимися рынками считают их избыточными и ненужными. Против такого рода рекомендаций выступает в первую очередь Бразилия. При этом Россия, по словам главы Минфина, относится к этому более спокойно, считая, что рекомендации не ограничивают страны.

Возвращаясь к теме прошедшей встречи министров финансов G20, следует сказать, что участники заседания обсудили также вопросы снижения волатильности цен на продовольственные и сырьевые товары. При этом окончательных рекомендаций выработано не было. Министры ожидают их от международных организаций, в частности, в сфере управления рисками и мерами, направленными на снижение волатильности цен.

"Изучение этого вопроса будет продолжено. Мы хотим найти меры, которые снизят волатильность и спекулятивность таких цен, потому что все от этого страдают", - сказал глава Минфина, отметив, что Россия является сопредседателем в рабочей группе по изучению волатильности цен на сырьевые и сельхозтовары.

Страны G20 на встрече министров финансов и глав Центробанков G20 в Вашингтоне обсудили также возможные шаги по увеличению мер обеспечения продовольственной безопасности во всем мире. Текущее положение дел в этой области является крайне серьезным. Сейчас за чертой бедности находятся более 40 млн человек. Однако никаких конкретных решений по этому вопросу по итогам прошедшего заседания озвучено не было.

Напомним, что на прошлой недели заместитель главы Министерства финансов РФ Сергей Сторчак сообщил, что страны G20 готовят большой пакет мер по решению проблем продовольственной безопасности. Она рассказал, что странами уже проведена большая подготовительная работа, связанная с тем, чтобы консолидировать сбор информации о запасах урожая, об их маршрутах доставки и перспективах нового урожая

Бюджет РФ

Министр финансов России уделил также внимание нынешнему положению дел в России. Он, в частности, считает, что в текущем году бездефицитный бюджет может сложиться при среднегодовой цене $115 за баррель. С учетом дополнительных расходов в 2011 году для балансировки бюджета может потребоваться и немного более высокая цена, считает министр. Пока, исходя из цены $105 за баррель, Минфин прогнозирует дефицит бюджета РФ 1-1,4% ВВП.

Вместе с тем, Кудрин высказал мнение, что федеральный бюджет может быть сбалансирован в 2012 году, в случае, если среднегодовая цена на нефть марки Urals будет порядка $120 за баррель. "На следующий год с учетом принятых уже решений по оборонным расходам, страховым взносам, если средняя цена на нефть будет $120 за баррель, тогда будет нулевой дефицит", - такими оценками поделился с журналистами Кудрин.

При этом, по его словам, прогноз цены на нефть в следующем году ниже, чем в 2011 году. Напомним, что согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, цена на энергоносители в 2011 году может составить $105 за баррель, а в 2012 году - $93 за баррель.

Между тем, глава Минфина сообщил, что правительство РФ планирует в 2015 году придти к бездефицитному бюджету при цене $90 за баррель. А.Кудрин напомнил, что ранее ставил задачу достижения бездефицитного бюджета к 2015 году при цене на нефть $70 за баррель. Однако принятые правительством РФ решения, увеличивающие расходы бюджета, по словам министра, "очень дорогие", и поэтому он "смягчил планку".

По его словам, после проведения парламентских и президентских выборов необходимо будет принять дополнительные меры по сбалансированности бюджета, которые бы позволили сбалансировать бюджет при $90 за баррель. Однако к настоящему времени эти меры еще не разработаны.

Вместе с тем, глава Минфина сообщил, что его ведомство завершило подготовку поправок в федеральный бюджет 2011 года, определив использование дополнительных доходов с тем, чтобы это не привело к росту инфляции. "Мы изучили все заявки министерств и ведомств, сумели отобрать только самые важные, связанные или с социальными вопросами, или с безопасностью, или с завершением каких-то проектов, которые затягивались, чтобы увеличить количество вводов, прежде всего инвестиционных проектов", - сказал он.

Напомним, что в минувшую пятницу премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что дополнительные ненефтегазовые доходы бюджета в 2011 году составят 320 млрд рублей. "Мы все наши решения укладываем в 320 млрд рублей", - отметил в свою очередь Кудрин. По его словам, это означает, что Минфин не увеличит приток на рынок нефтедолларов и не создаст дополнительные риски для инфляции.

Говоря об использовании дополнительных нефтегазовых ресурсов, которые в текущем году могут составить порядка 1,138 трлн рублей, министр отметил, что они будут использоваться в трех целях.

Так, около 280 млрд рублей будет направлено на замещение запланированного использования Резервного фонда. Помимо этого, по словам А.Кудрина, за счет этих средств будет частично замещен госдолг, "но не на большие суммы". Тут все будет зависеть от того, как покажет себя рынок заимствований. В этой связи министр отметил, что Россия будет заимствовать преимущественно на внутреннем рынке. По внешнему рынку в Минфине никаких решений принимать не планируют.

Кроме этого, за счет дополнительных нефтегазовых доходов планируется создать часть фонда прямых инвестиций. На эти цели будет направлено порядка 62 млрд рублей. В настоящее время Минфин определяет, какая часть из них будет внесена за счет нефтегазовых доходов.

Налоговая нагрузка

В беседе с журналистами министр высказал мнение, что в ближайшие годы возможно увеличение налоговой нагрузки на потребление. По его словам, это касается, в первую очередь, акцизов. Также к налогам на потребление относится НДС, однако, подчеркнул Кудрин, повышение этого налога не планируется и Минфин выступает против его повышения.

Также речь идет и о налоге на имущество как физических, так и юридических лиц. Однако, как отметил министр, будет увеличиваться собираемость этого налога, а не его ставка. Это будет осуществлено за счет улучшения администрирования. "Мы постепенно будем увеличивать саму собираемость, потому что у нас недвижимость и учтена плохо, и зарегистрирована плохо, и права собственности плохо отражены, и, соответственно, не всегда собирается в полной мере налог", - отметил министр.

Между тем, выступая на форуме, посвященном России, в Экономическом институте им. Петерсона в Вашингтоне в минувшую пятницу, министр финансов РФ сообщил, что будет неизбежно расти также налоговая нагрузка на недвижимость в России, что является неизбежным эволюционным процессом

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter