Мировая трансляция » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Мировая трансляция

Нефтяные компании в настоящее время выполняют все предписания антимонопольной службы по ценам на топливо. И это не может не радовать ФАС
19 апреля 2011 Шарикова Наталья
Нефтяные компании в настоящее время выполняют все предписания антимонопольной службы по ценам на топливо. И это не может не радовать ФАС. Однако озабоченность антимонопольщиков вызывает тот факт, что мировые цены на углеводороды очень высоко забрались вверх и, по словам главы службы Игоря Артемьева, "идет трансляция на Россию". В ФАС предлагают увязать рост цены на энергоносители со снижением акцизов на топливо.

Федеральная антимонопольная служба РФ предлагает правительству определить уровень мировой цены на нефть, после которой акцизы на топливо на внутреннем рынке будут снижаться на величину, эквивалентную росту экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. С таким предложением выступил глава ведомства Игорь Артемьев. Оно было озвучено на совещании по нефтепродуктам у вице-премьера Игоря Сечина на прошлой неделе. Данное предложение пока никак не оформлено на бумаге. В настоящее время идет активное обсуждение этого вопроса.

Глава ФАС затруднился назвать уровень цены на нефть, после которого должен начать действовать предлагаемый механизм. "Бесконечный рост цен на мировом рынке не должен приводить к бесконечному росту экспортной пошлины, потому что это приведет к тому, что отрасль будет обречена на стагнацию. И в случаях такого роста нужно пропорционально снижать акцизы на нефтепродукты", - сказал Артемьев.

"Наша позиция является сбалансированной: вы, пожалуйста, не выходите за мировые цены, потому что у вас монопольное положение на рынке, не обдирайте потребителя - за это будут большие штрафы, ориентируйтесь, пожалуйста, на трансляцию мировых цен. Если вы находитесь в пределах формулы, то никто не посягнет на ваше благополучие", - сказал Артемьев, отметив, что в случае если бесконечный рост цен будет вызывать теоретически резкое увеличение экспортных пошлин и цен для потребителя, то нужно снижать акцизы на ту же величину, на которую повышаются экспортные пошлины.

Таким образом, по его словам, будет создаваться стабильная ситуация как для нефтяных компаний, так и для потребителей. Артемьев отметил, что нужно выстроить формулу налогообложения таким образом, чтобы после достижения определенного параметра, который должен быть определен отдельно, "это должно действовать автоматически".

Вместе с тем, глава антимонопольной службы сообщил, что нефтяные компании в настоящее время выполняют все предписания ФАС по ценам на топливо. Предписания выполнены и по прошлым делам, и но новому делу, отметил Артемьев. "В этом смысле у нас такой большой озабоченности по нарушениям не было", - сказал он. Однако озабоченность руководителя ФАС вызывает тот факт, что мировые цены на нефть забрались очень высоко вверх, в результате чего "идет трансляция на Россию".

Напомним, что ФАС в течение последних двух лет провела две волны антимонопольных дел против крупнейших нефтяных компаний. В ходе "первой волны", проведенной осенью 2008 года, на компании были наложены штрафы в размере 1-1,5 млрд рублей. В рамках "второй волны" компании обязали выплатить более высокие штрафы - от 4 млрд рублей до 5 млрд рублей. Эти суммы нефтяники выплатили, но цены на нефтепродукты вновь вернулись к росту.

В начале февраля 2011 года премьер-министр Владимир Путин провел совещание, на котором была отмечена продолжающаяся негативная тенденция роста цен на нефтепродукты. Глава правительства потребовал от нефтяников снизить цены на солярку. Ранее резким их ростом заинтересовалась ФАС, в связи с чем была инициирована проверка на российских АЗС. Сами нефтяники объяснили рост цен на дизтопливо рыночной конъюнктурой и ростом налоговой нагрузки.

Чуть позже Министерство энергетики посоветовало владельцам московских заправок снизить цены на бензин на один рубль. Никто не рискнул ослушаться, в результате требования правительства были выполнены, и горючие на московских заправках в середине февраля подешевело. Сами представители крупных сетей автозаправок объяснили это удешевлением топлива на оптовом рынке.

В целом, цены на автомобильный бензин на российских АЗС дешевели два месяца подряд. По данным Росстата, в марте 2011 года они снизились на 0,8% после снижения на 1,5% в феврале и роста на 4,1% в январе. Однако, несмотря на это, стоимость бензина остается по-прежнему высокой. В марте автомобильное горючее стоило на 8,9% больше по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

В апреле цены на автомобильный бензин вновь поползли вверх. По данным на 11 апреля, рост наблюдается вторую неделю подряд. Так, по данным Росстата, с 29 марта по 4 апреля цены на бензин выросли на 0,1% (впервые с начала февраля), в то время как на дизельное топливо они, наоборот, снизились на 0,4%. С 5 апреля по 11 апреля цены на бензин продолжили расти - рост составил 0,2%. При этом стоимость дизельного топлива за это время не изменилась.

Между тем, после февральского совещания, проведенного премьер-министром, ФАС инициировала "третью волну" антимонопольных дел против НК. После этого антимонопольная служба ФАС приняла решение о возбуждении дел в отношении "Газпром нефти", "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" - по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Ожидается, что сумма новых штрафов будет определена уже в ближайшее время. Рассмотрение дел против этих трех компаний перенесено на май.

Ранее сообщалось, что ФАС намерена принять также решение о возбуждении дел против ТНК-BP, "Сургутнефтегаза" и "Башнефти".
Вместе с тем, эксперты считают, что угроза финансовых санкций со стороны ФАС в отношении крупнейших игроков нефтяного рынка вряд ли остановит рост цен на топливо. По мнению аналитиков, горючее будет дорожать в России постоянно за счет увеличения акцизов и инфляции.

Представители ФАС по-прежнему считают, что российские цены на дизельное топливо по-прежнему выше, чем они должны быть. Такое мнение глава антимонопольной службы выразил в середине апреля в интервью радиостанции "Эхо Москвы". "В силу совершенно непонятных причин дизельное топливо стало стоить по всей стране больше, чем 95-й бензин. Это полный абсурд и наглость, когда компании вывели в ремонт свои заводы, совершенно искусственным образом создали дефицит на рынке, тем самым вызвали сумасшедший рост цен дизельного топлива у самих же себя и еще приходили к ФАС и говорили, что все нормально", - заявил ранее Артемьев. Кроме того, он рассказал, что искусственное завышение цен на дизельное топливо компании объясняют своим участием в так называемой программе содействия сельскому хозяйству

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter