25 апреля 2011 The New York Times
Согласно данным ЕЦБ, с момента ввода евро в начале 1999 года одна лишь Германия существенно повысила свою экономическую конкурентоспособность и улучшила внешний платежный баланс, чего не скажешь о положении дел не только в «депрессивно-периферийных» экономиках Европы, но и во вполне развитых странах, как-то Франция и Италия:
Как видно, как раз на это период приходится существенное изменение сальдо немецкого платежного баланса: от незначительного дефицита к внушительному профициту, в то же время наблюдается постепенное ухудшение сальдо по всей еврозоне. В данном случае можно говорить об аналогичной динамике и для торгового баланса, являющегося основным сегментом внешнего платежного баланса, хотя при этих расчетах также принимались во внимание прочие составляющие – например, иностранные инвестиции и прибыль от них.
Потеря конкурентоспособности стала основной проблемой для всех без исключения стран еврозоны, кроме «сильнейшей экономики в регионе». Последствия этого сейчас видны на примере Греции и Ирландии, уже не раз получавших фин. помощь ЕС и оказавшихся «в шаге от края пропасти»; также в немного меньшей мере на Португалии, также нуждающейся в помощи извне. Проблемы Ирландии были вызваны по большему счету коллапсом в банковской системе, возникшем вследствие «ипотечного пузыря». Поэтому, можно сказать, что проблема потери конкурентоспособности экономики в большей степени касается Греции и Португалии, чем Ирландии. После краха банковской системы последняя вынуждена была ввести программу жесткой экономии, распространившуюся, в том числе, и на снижение уровня зарплат. Это позволило улучшить ситуацию как с платежным балансом, так и с конкурентоспособностью.
Как известно, уровень конкурентоспособности определяется динамикой валютного курса и затратами на рабочую силу в расчете на единицу продукции. Рост конкурентоспособности немецкой экономики на фоне других стран не только в регионе, но и в мире можно объяснить поддержкой высокой стоимости евро против основных валют благодаря сравнительно невысокой продуктивности экономик стран-членов еврозоны. На графиках в сравнении видно разительное отличие тенденций как уровня конкурентоспособности, так и внешнего платежного баланса (в процентах от ВВП) Германии от динамики прочих стран в пределах единого валютного пространства – независимо от их уровня развития до ввода евро.
Таким образом, исключая Германию, все страны столкнулись со снижением уровня конкурентоспособности своих экономик по причине резкого роста затрат на рабочую силу в расчете на единицу продукции. При этом, в случае отсутствия евро, эти страны смогли бы исправить ситуацию путем некоторой девальвации своих национальных валют, что невозможно до тех пор, пока они находятся в составе единого валютного пространства.
Оригинал Перевел Виктор Белинский
http://www.nytimes.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба

