Напряжение между банками и клиентами, границы дозволенного, европейская экспансия, музыкальный банкомат » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Напряжение между банками и клиентами, границы дозволенного, европейская экспансия, музыкальный банкомат

Банки и клиенты: напряженные отношения
11 июня 2011 bankir.ru
Банки и клиенты: напряженные отношения

С момента начала финансового кризиса и по сей день отношения британских и ирландских банков с клиентами становятся все более напряженными. Согласно данным опроса 2500 владельцев текущих счетов в финансовых организациях Великобритании и Ирландии, проведенного в прошлом году, новые проблемы связаны с уровнем лояльности и удовлетворенности, а также с поведенческими моделями клиентов.

Как пишут газета The Independent и портал Finextra, исследование показало, что:

- по сравнению с 2007 годом количество клиентов британских розничных банков, готовых приобрести очередной финансовый продукт у нынешнего провайдера услуг, снизилось с 66% до 46%; количество купивших новые продукты в том же банке в течение 12-месячного периода упало с 29% до 22%;

- количество британских клиентов, довольных розничным банком, уменьшилось с 84% до 73%, а количество тех, кто порекомендовал бы свой банк семье и друзьям, снизилось с 64% до 58%;

- доля клиентов, недовольных розничными банками, выросла с 14% до 17%, а один банк получал жалобы почти от каждого третьего клиента за 12-тимесячный период.

Исследование также выявило, что клиенты довольно часто меняют банки. 16% респондентов признали, что они недавно перешли в другой банк, а еще 14% планируют сделать это в течение года. В 2007 году эти показатели составляли 14% и 13% соответственно.

По словам топ-менеджера Accenture и автора исследования Питера Керка, результаты опроса демонстрируют, что даже через несколько лет после финансового кризиса отношения между банками и их клиентами продолжают ухудшаться. Он считает, что банкам пора остановиться и прислушаться к клиентам, иначе они рискуют «подарить» их новым игрокам и конкурентам. Он признает, что банки с пренебрежением относятся к каждой пятой претензии, а ведь каждый такой пример представляет собой упущенную возможность восстановить напряженные отношения.

Недавнее исследование также показало, что банки Британии и Ирландии испытывают трудности при развитии отношений с новым поколением клиентов. Респонденты в возрасте с 18 до 24 лет были на 50% больше остальных готовы сменить банк, а почти каждый пятый из них – 19% - планировал сделать это в течение 12 месяцев. Что касается клиентов старшего возраста, то на такой шаг были готовы пойти лишь 12%.

Опрос также констатировал, что самая молодая группа клиентов менее охотно жалуется на свои банки – за последние 12 месяцев претензии направили лишь 13% опрошенных по сравнению с 18% опрошенных из старшей возрастной группы. Респонденты в возрасте 18-24 лет придают более значение стоимости услуг по сравнению с более зрелыми клиентами, предпочитающими оперативное и эффективное обслуживание.

Керк отмечает, что в случае возникновения проблемы растущий молодежный сегмент склонен просто сменить банк, нежели жаловаться на обслуживание. Он считает, что финансовым организациям стоит тщательно анализировать эту группу и адаптировать продукты, услуги и каналы для взаимодействия с ними на их условиях. Помимо этого, они должны удерживать на своей стороне более зрелых, лояльных и коммуникабельных клиентов.

Опрос также продемонстрировал, что более двух третей опрошенных (69%) ежедневно или еженедельно пользуются Интернет-банкингом. В то же время в отделениях обслуживаются 19%, мобильные каналы используют 7%, а услугами контактного центра пользуются 6% респондентов.

Керк обращает внимание на то, что три четверти клиентов редко решают финансовые вопросы по телефону. То есть в то время как традиционные справочные службы становятся каналом для решения только сложных проблем, банкам придется правильно истолковать этот сдвиг – они должны адаптироваться к масштабной революции в каналах продвижения услуг: «Для того чтобы вернуть доверие и лояльность клиентов, сократить отток и привлекать больше клиентов, банки должны улучшить мобильные и Интернет-услуги, лучше интегрировать наиболее популярные каналы – такие как отделения и вебсайты – и впервые сконцентрироваться на обработке претензий должным образом».

В онлайн-версии журнала American Banker опубликована статья в продолжение данной темы. Ее авторы рассказывают о передовом опыте американского JPMorgan Chase & Co.

Как говорится в статье, ситуация в банковской сфере США сейчас не самая благополучная: клиенты берут меньше кредитов, регуляторы увеличили расходы и уменьшили комиссии, доходы вялые. Крупные и мелкие банки реагируют на сложившееся положение сокращением самых крупных затрат: расходов на отделения. За последние пять кварталов Bank of America Corp. закрыл 200, из них – 50 за последние три месяца года. Regions Financial Corp. ликвидировал 120 отделений за 2010 год. В прошлом году количество отделений коммерческих банков сократилось впервые с 1992 года почти на 1%.

В то же самое время JPMorgan Chase объявил о намерении открыть 1500-2000 новых отделений в течение ближайших пяти лет. Основной упор компания делает на Калифорнию и Флориду. Причину этого, казалось бы, парадоксального шага, раскрыл Чарли Скарф, глава розничного банка JPMorgan, включающего 5300 отделений: отделения по-прежнему приносят прибыль, даже с учетом того, что появление таких услуг, как размещение чека по телефону, означает уменьшение очередей у стойки операциониста.

По словам Скарфа, возможность увеличить количество отделений в самых густонаселенных и богатых штатах страны является «одним из ключевых конкурентных преимуществ» банка. Он утверждает, что компания намерена прислушаться к своим клиентам – «а наши клиенты по-прежнему говорят нам о необходимости физических отделений», которые «останутся важными для банка до тех пор, пока они будут важны для клиентов».

На протяжении последних десяти лет открытие отделений в основном производилось для сбора и обслуживания вкладов. Скарф считает, что Интернет- и мобильный банкинг меняют эту концепцию.

Он отмечает, что отделения нужны не только для того, чтобы воспользоваться банкоматом или обналичить зарплатный чек. Они играют важную роль при формировании бренда, а также являются самым важным инструментом для установления взаимопонимания с клиентами и продажи продуктов.

Покорение Европы

Пользуясь кризисной ослабленностью некоторых западных финансовых организаций, российские банки готовятся к приобретениям в Восточной и Центральной Европе.

Как заявил в интервью Financial Times глава ВТБ Андрей Костин, это стратегия сформировалась на примере роста таких банков, как Santander и Citigroup. «Мы будем развиваться органично, но видя хорошую возможность, мы будем покупать, - пояснил он. – В первую очередь, мы делаем упор на Россию, во вторую – на страны СНГ».

Хотя Костин не считает расширение в Западную Европу хорошей идеей, известно, что российский банк номер один – Сбербанк – изучает возможности сделок в Австрии, в основном интересуясь австрийскими владениями в Восточной Европе. По мнению аналитиков, австрийские банки входят в число наименее капитализированных в Европе, причем некоторые из них рискуют провалить важные стресс-тесты в следующем месяце.

Многие из восточноевропейских банков находятся в собственности головных компаний в Западной Европе, пострадавших от финансового кризиса.

Сбербанк, в прошлом месяце подтвердивший интерес к приобретению австрийского Volksbank International, недавно пригласил в наблюдательный совет бывшего главу итальянского UniCredit Алессандро Профумо. UniCredit занимает лидирующее положение в Восточной Европе.

Как заявили источники, знакомые с ситуацией, Профумо тщательно изучает возможности Сбербанка в Восточной Европе, уделяя особое внимание активам в странах Балтии и Казахстане.

Сбербанк стремится использовать Австрию в качестве трамплина. Как рассказал источник, знакомый с планами руководства, помимо Volksbank, банк изучает возможность вложения капитала в Raiffeisen Bank International, хотя представители австрийского банка не исключают возможности «отказа» от такой транзакции.

По словам главы независимого рейтингового агентства Рус-Рейтинг Ричарда Хейнсворта, любое приобретение Сбербанка может затянуться во времени: «Решение должно быть одобрено российским правительством, а это будет бюрократическая процедура, которая займет много времени. Однако это может случиться и за один день».

Представители Сбербанка и ВТБ признают, что российская история может политически затруднить процесс расширения в определенных частях Восточной Европы, особенно в Польше.

Несколько ведущих банков в Польше, к примеру, принадлежат жертвам кризиса – бельгийскому KBC, нидерландскому ING и португальскому BCP Millennium. В прошлом году, по распоряжению регуляторов, Allied Irish продал свое польское подразделение Santander.

В этом году аналитики ожидают от восточноевропейских банков стабильных результатов, прогнозируя рост объемов кредитования до 15%, а рентабельности – до докризисных уровней.

Границы дозволенного

Существует расхожее мнение, что с помощью кредитной карты можно купить практически все – «от рояля до булавки». Оказывается, это не совсем так. В одной из статей, опубликованных на минувшей неделе, журнал Smart Money поднимает вопрос о том, насколько кредитно-карточная компания может контролировать покупки своих клиентов?

К удивлению американских потребителей, крупные компании решают за них, что они могут или не могут купить по своим кредитным картам. Что же запрещено? Легальные покупки вроде игровых фишек и пожертвования в пользу, по крайней мере, одной скандальной некоммерческой организации; в некоторых случаях ограничения устанавливаются на покупку порнографических материалов, а также лечебной марихуаны. К примеру, вскоре после того, как Делавэр стал 16-м по счету штатом, легализовавшим медицинскую марихуану, American Express запретила своим клиентам покупать ее с использованием своих карт.

Как поясняют сами компании, они защищаются от правового риска, но критики утверждают, что подобная корпоративная политика создает неудобство для продавцов, ущемляет права потребителей и равносильна навязыванию морали. По словам Джона Симпсона из организации по защите прав потребителей, клиент должен иметь возможность воспользоваться кредитной картой для любой разрешенной законом покупки, иначе это выглядит так, как будто кредитно-карточные компании «навязывают миру свои моральные ценности».

Специфика политики разнится в зависимости от компании. Наиболее консервативной из «большой тройки» является American Express: она запрещает покупать лечебную марихуану во всех 16 штатах, узаконивших ее, а также онлайн-порнографию. Visa и MasterCard позволяют приобретать и то, и другое как владельцам дебетовых, так и кредитных карт. При этом зимой этого года Visa и MasterCard не позволили держателям карт перечислять средства на сайт разоблачений WikiLeaks. Все три компании запрещают использовать свои карты для покупки фишек в легальных реальных казино.

Последние ограничения указывают на «пробелы» в этой политике, которые, как считают критики, не всегда обоснованы здравым смыслом. В то время как держатели карт не могут купить игровые фишки по карте, оно могут снять наличные в банкомате казино и купить на эти деньги те же фишки.

Представители MasterCard и Visa заявляют, что их карты можно использовать для любых легальных покупок, однако от комментариев по поводу игровых фишек они отказались. По словам представителя MasterCard, компания проводит ряд программ, используемых для «борьбы с незаконным или порочащим марку поведением».

Со стороны American Express проявляется более тщательный расчет: бизнес-модель компании, выпускающая карты напрямую для клиентов без банковского посредничества, требует большей консервативности в вопросах риска. Представители AmEx добавляют, что компания подчиняется федеральным законам и запрещает транзакции с высоким уровнем риска конфликта.

В компании также считают, что полный запрет на онлайн-порнографию способствует борьбе против детского порно, которое часто распространяется или продается в Интернете. По словам представителя компании Кристин Эллиотт, запрет на всю порнографическую продукцию, даже на легальную продукцию для взрослых, является «дополнительной мерой предосторожности». Что касается марихуаны, то здесь American Express ссылается на федеральное законодательство, по-прежнему запрещающее ее использование даже в медицинских целях.

По мнению адвоката Уоррена Редлича, в этом есть рациональное зерно. Если федеральное правительство активизирует усилия по прекращению продажи лечебной марихуаны в штатах, оно теоретически может попытаться впутать в это компании, предоставляющие услуги, поддерживающие эту индустрию. «Позицию AmEx можно понять, - признает он. – Я не удивлюсь, если MasterCard и Visa, в конечном счете, последуют ее примеру».

Но в то время как марихуану легализуют все чаще, политика компании подвергается критике со стороны новых источников, включая медицинские группы и врачей, поддерживающих лечебное применение растения. Почетный доцент кафедры психиатрии Гарвардской школы медицины Лестер Гринспун отмечает его лечебные свойства для уменьшения чувства тошноты, недержания и симптомов синдрома Туретта. «А вот в American Express говорят, что они не осуществляют операции в этих целях, - возмущается он. – Это поразительно».

В настоящее время кредитно-карточные компании практически не ощущают давления на свою политику. Эксперты считают, что у потребителей не будет иного выбора, как просто наблюдать за дальнейшими ограничениями характера расходов, особенно в сферах сомнительной законности.

Иными словами, если сомневаешься – плати наличными.

Денежная классика

В продолжение темы необычных банкоматов в данном обзоре мы бы хотели рассказать об интересном экземпляре ATM, представленном на Венецианской биеннале.

Как сообщает портал Finextra, на стенде, посвященном американскому искусству, был продемонстрирован работающий банкомат, встроенный в классический церковный орган. При каждом снятии наличных из этого аппарата раздаются музыкальные аккорды.

Эту работу под названием «Алгоритм» создали художники Дженнифер Аллора и Гильермо Кальзадилла (Allora & Calzadilla) по просьбе Художественного музея Индианаполиса.

Башнеобразная конструкция высотой 20 футов (6,1 м) представляет собой традиционный деревянный орган, в который встроен банкомат Diebold BNL-BNPP. Каждая финансовая операция сопровождается уникальной мелодией, состоящей из случайных нот и аккордов, которые возникают при прохождении сжатого воздуха через трубы органа, связанные с клавиатурой банкомата.

Художники создавали свое произведение в сотрудничестве с композитором Джонатаном Бейли, который помог им добиться сочетания звуков, варьирующихся от атональной музыки до мелодий, гармоний и фраз с более классическим построением

Юлия Гавозда

http://bankir.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter