Агония глобализации » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Агония глобализации

Все попытки построить глобальную политико-экономическую систему, которых было не мало за последние две с лишним тысячи лет истории человечества, неизменно оканчивались крахом. Очередной – не за горами
4 июля 2011 Аверкиев Олег
Все попытки построить глобальную политико-экономическую систему, которых было не мало за последние две с лишним тысячи лет истории человечества, неизменно оканчивались крахом. Очередной – не за горами.

На любом экономическом саммите, которые в наши нелегкие времена проводятся чуть ли не ежемесячно, мы постоянно, как заклинание, слышим, что торговля должна быть свободной, рынки - открытыми, капитал должен перемещаться беспрепятственно и прочие красивые слова о пользе свободы бизнеса и предпринимательства. То есть некие люди, избранные народами за обещание сытой и обильной жизни, всеми силами стараются добиться сохранения сложившегося в результате Второй мировой войны статус-кво, даже не смотря на то, что очевидно: ситуация в экономике не то, что ухудшается, она попросту обваливается на глазах и все усилия элитариев лишь немного оттягивают неизбежный крах.


Конечно, понять сильных мира сего можно: система устроена так, что они получают от такого устройства весьма жирный кусок и им хотелось бы, чтобы это продолжалось вечно. А вот хорошо ли это для большинства – вопрос. Не думаю, что испанцам, которые выращивали и продавали апельсины и с этого жили, нравится, что в Европу теперь везут дешевые апельсины из Марокко. Как не нравится нашим овощеводам засилье огурцов и помидоров родом из Китая на нашем рынке, или рабочим едва дышащих цементных заводов вытеснение их цемента дешевым китайским же товаром отвратительного качества. Но это все - результат глобализации в интересах небольшой группы людей, которых заботы общества волнуют мало. Правда, если разобраться, попытки глобализации предпринимались и ранее. Другое дело, что ни одна из них успехом не увенчалась, как бы ни хотелось этого тем, кто эти попытки осуществлял.

Пожалуй, первым глобализатором по праву может считаться Александр Македонский. Он, понятное дело, такими категориями не мыслил и слов таких не знал; мечтал о славе завоевателя и лихо брал на копье целые государства, но суть от этого не меняется – фельдмаршал Александр Филиппович Македонский и стал первым в истории глобализатором. Он, кроме всего прочего, захватывал рынки и устанавливал на них свои правила, от чего захолустная Македония сказочно богатела и славила своего кормильца в меру сил и фантазии. До некоторых пор.

Однажды Александр, мечтавший покорить весь известный в те времена мир, перенапряг силы государства – физические и экономические – и скоропостижно скончался при невыясненных обстоятельствах в окружении своих, подуставших от войны сподвижников. Которые - вот незадача - о глобализации не мечтали, а мечтали слезть с боевых коней, поделить империю и править спокойно в уюте и довольстве. Оно и понятно: кому понравится, когда мужья, отцы, сыновья годами пропадают в походах, империя становится все более громоздкой и все менее управляемой. Кругом воровство и недовольство и поддержание этого монстра в дееспособном состоянии забирало все больше ресурсов. Словом, с загадочной и очень своевременной смертью Александра первая в истории глобализация завершилась, а Македония с тех пор среди великих государств не числится. Перенапрягись, однако.

Потом решили поиграть в глобализаторов римляне, и у них поначалу получалось неплохо благодаря более совершенной системе государственного управления – там отравлением вождя дело не решалось, просто у руля становился другой и захват рынков продолжался. Кроме того, римляне подвели под это идеологическую базу. Они не просто разбойничали. Они несли свет цивилизации всяким варварам, а это совсем другое дело! Не корысти ради, а токмо ради процветания страдающих во тьме невежества дикарей. Знакомо? А ничего нового с тех пор и не придумано.

Однако, дело кончилось плохо. Империя опять перенапряглась. Громоздкая конструкция развалилась на две части – Западную и Восточную империи. Западная часть, непосредственно Рим, погрязнув в роскоши, безделии и междоусобицах, однажды пала под ударами варваров, которых цивилизовать так и не удалось. Даром, что римская армия к тому времени состояла также из варваров, – римлянам служить не хотелось, – совсем, как американская сегодня. Там, знаете ли, множество народу со всего света выслуживает себе американское гражданство.

Словом, закат римских глобализаторов был кромешным адом и, кроме всего прочего, погрузил западноевропейскую цивилизацию в темные времена на добрую тысячу лет.

Следующим серьезным глобализатором был Наполеон. Времена на дворе стояли просвещенные – первый двигатель внутреннего сгорания был запатентован в 1801 году – и Наполеону вполне удалось глобализировать Европу. Во всяком случае, в Россию в 1812 году вторглась объединенная под французским командованием (как сейчас объединенный мир повсеместно воюет под американским командованием) армия Европы. Правда, Франция, сначала разбогатев, тоже надорвалась в военном и экономическом отношении. Наполеон строчил мемуары то на одном, то на другом острове, а Франция среди сверхдержав с тех пор не значится.

Зато США сделали правильный вывод из истории глобализаций: воевать надо не армией, а валютой. Перед Второй мировой войной экономика была устроена немножко иначе, нежели сейчас. Никакой свободной торговли не существовало, как не существовало открытого рынка товаров, а были двусторонние договоры между странами и третий там был лишний. Ну, по более высоким ценам – пожалуйста, но, это, же нонсенс – дураков нема. И положение Англии в те патриархальные времена было исключительным. Она торговала со своими колониями по преференциальным соглашениям, то есть, проще говоря, грабила их и чувствовала себя вполне счастливой.

А вот Америка была в состоянии конкурировать на любых рынках, но с индустриализацией Германии (на Уолл-Стритовские кредиты, ага) США отгородились от мира протекционизмом и… ждали некоего события. Если кто помнит, Рузвельт признавал в конце 30-х годов, что никакого экономического роста добиться не удалось и не удастся, если в мире не произойдет чего-нибудь глобального. Не будем спорить, что имел в виду Рузвельт, но глобальное событие в мире произошло – Вторая мировая война. А результат Мировой войны хорошо известен: разрушенная в пыль Европа и изрядно разжиревшая, понесшая сравнительно небольшие людские потери (400 тысяч) Америка. Настало время американской глобализации.

Про Бреттон-Вудские соглашения мы все знаем – грубо говоря, американский доллар стал мировой резервной валютой. Торговля обеспечивается деньгами и та страна, которая эти деньги эмитирует, получает преимущества. Ее банки кредитуют мировую торговлю, которая ведется на ее деньги и ее же компании всегда обеспечены оборотными средствами.

Но было и еще кое-что. Переговоры Рузвельта с Черчиллем, на которых Рузвельт с невиннейшим видом разъяснил английскому премьеру ситуацию. Никаких искусственных барьеров, как можно меньше экономических соглашений, предоставляющим одним государствам преимущества перед другими. Возможности для расширения торговли и открытие рынков для здоровой конкуренции. Что мог ответить Черчилль, премьер разрушенной страны, золотой запас которой перекочевал в США в обмен на военные поставки, и чья валюта была чистой фикцией? Он ничего и не ответил. А знаете, как Рузвельт обосновал лишение Англии колоний? Он сказал Черчиллю, что невозможно вести войну против фашистского рабства, не стремясь в то же время освободить отсталые народы от отсталой колониальной политики. Все, крыть нечем.

Но теперь мы видим, что Америка перенапряжена и с трудом удерживает от распада глобализированный ею мир. Еще недавно расходы НАТО США и Европа делили пополам, теперь Штаты оплачивают 75% расходов Альянса. Недаром они так недовольны. У США нет ресурсов на поддержание порядка в разваливающемся на глазах мире, зато есть чудовищный долг и все более склонное к протестам население, 69% которого недовольны как раз открытой экономикой, благодаря которой из страны утекли миллионы рабочих мест. И как бы современная элита, ориентированная на США, не убеждала себя и остальных в незыблемости принципов, это никак не влияет на суровую реальность. Все предшественники США в вопросе глобализации тоже думали, что создают модель мира на века и где они теперь? А ведь личности были незаурядные.

Интересно, кто следующий попытается?

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter