Китайская валютная политика: конфликты и противоречия » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Китайская валютная политика: конфликты и противоречия

Адепты китайского роста нашли для себя новый аргумент. Китай не только главный мировой экспортер, богатейший государственный кредитор и вторая по величине экономика в мире. В течение ближайшего десятилетия, по оценкам Арвинда Субраманияна из Петерсонского института международной экономики, он станет ведущим мировым поставщиком резервной валюты
18 декабря 2011 Financial Times

Но экономическое чудо Китая, если уж на то пошло, вовсе не такое уж чудесное. На самом деле, интернационализация юаня - это не столько признак восхождения Китая, сколько его внутренних проблем. Взлет популярности юаня поражает своей неестественностью. В первой половине этого года торговые операции в юанях достигли 957 млрд. юаней (или 146 млрд долларов), хотя еще в прошлом году они были ничтожно малы. Вклады в юанях на счетах гонконгских банков выросли до 620 млрд. юнаей, что почти в десять раз больше, чем в 2008 году. Китайские власти активно расширяют юаневые своп-линии для иностранных Центробанков; они хотят, чтобы юань наряду с другими крупнейшими валютами включили в “специальные права заимствования” - квази-валюту, выпускаемую Международным валютным фондом. Учитывая шаткое положение американской экономики, легко понять, почему комментаторы и аналитики бьют в барабаны и объявляют о “господстве юаня” в ближайшем будущем.

Так что же способствует такому взлету популярности китайской валюты? Ответ нужно искать в попытке юаня противостоять так называемой “долларовой ловушке” после кризиса 2008 года. Когда обанкротился Lehman Brothers, на счету Китая находились американские финансовые активы на сумму 1.5 трлн. долларов, включая около 7% всех “агентских” облигаций, выпускаемых полугосударственными кредиторами. Крах двух крупнейших - Fannie Mae и Freddie Mac - дал понять, что Китай может понести серьезные убытки по своему портфелю. В свою очередь, охлаждение мировой экономики после Lehman привело к снижению спроса на китайских экспорт, что отразилось на темпах экономического роста в начале 2009 года. Тогда китайские лидеры пришли к выводу, что страна слишком сильно зависит от качества экономического управления в других странах, в частности, в Америке.

Пока все хорошо. Но, правильно диагностировав свою уязвимость перед внешними потрясениями, китайские власти не смогли сделать следующий логически правильный шаг: перестать накапливать американские финансовые активы; принять как должное укрепление юаня; диверсифицировать экономику в сторону внутреннего спроса. Вместо этого Китай ввел в экономику мощные стимуляторы, которые временно замаскировали структурные профициты. Затем они начали реформу долларового монетарного порядка, который, по их мнению, является корнем всех бед. Конечно, обвинение доллара - это попытка уклониться от темы. Правда же заключается в том, что уязвимость Китая возникла внутри страны: господство доллара никак не связано с ростом сбережений в Китае и профицитом торгового баланса - ключевого фактора роста валютных резервов. Китай не совсем адекватно понимает проблему “долларовой ловушки”, а выбранное решение еще более запутано и нелогично. Стимулируя интернационализацию юаня, как конкурента доллара, китайские лидеры, очевидно, хотят показать себя патриотами. Но их действия противоречат со всеми аспектами их собственной экономической модели.
Китайское чудо замешано на контроле над потоками капитала, искусственно дешевых кредитах для избранных компаний и управляемом валютном курсе. Интернационализация юаня ставит под угрозу все эти три направления политики. Контроль над потоками капитала не дает иностранцам покупать юань; интернационализация же поощряет внешних инвесторов накапливать активы в китайской валюте. Кроме того, интернационализация затрудняет предоставление дешевых кредитов, поскольку открывает сберегателям путь в другие, более прибыльные внешние активы с более высокой процентной ставкой. А, позволяя спекулянтам покупать валюту в рамках ее интернационализации, Китай обрекает себя на рост валютного курса, который Центробанку придется компенсировать за счет продажи юаня и покупки долларов. Таким образом, Китай, пытаясь вывести юань на международный уровень, чтобы избежать долларовой ловушки, на самом деле, рискует еще больше взрастить объемы своих валютных резервов в долларах. Этот путь дорогой и контрпродуктивный. Допустим, что однажды Китай перестанет сдерживать курс юаня против доллара, вне всякого сомнения, он тут же вырастет. Чем больше долларов покупает Центробанк, тем больше его будущие убытки. Более того, покупая доллары, ЦБ платит юанями. Возникающий в результате монетарный стимул нужно стерилизовать, что также непросто.

Конечно, Китаю и ранее удавалось справляться с противоречивыми политиками. Но даже если стране удастся выбраться из передряги, в которую ее затянут непреднамеренные последствия выбранной политики, ясно одно. Интернационализация юаня демонстрирует отнюдь не восхождение китайской валюты на международной арене, а лишь тщетные попытки страны совладать со своей устаревшей экономической моделью.

Подтоговлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times /Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter