Топливные субсидии: «Сырые» решения. Цена на нефть растет не для всех » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Топливные субсидии: «Сырые» решения. Цена на нефть растет не для всех

Половина населения мира пользуется топливными субсидиями. Из этой оценки Morgan Stanley следует, что почти четверть всего реализуемого в мире бензина продается дешевле рыночной стоимости. Самый дешевый бензин в Венесуэле – 5 центов за литр. Рядом с ним бензин на автозаправках в Китае (79 центов за литр) кажется дорогим, но даже эта цена невысока по сравнению с 1,04 доллара в США и 2,35 доллара в Германии.
17 июня 2008 InoPressa
Половина населения мира пользуется топливными субсидиями. Из этой оценки Morgan Stanley следует, что почти четверть всего реализуемого в мире бензина продается дешевле рыночной стоимости. Самый дешевый бензин в Венесуэле – 5 центов за литр. Рядом с ним бензин на автозаправках в Китае (79 центов за литр) кажется дорогим, но даже эта цена невысока по сравнению с 1,04 доллара в США и 2,35 доллара в Германии.

По мере увеличения разрыва между растущими мировыми ценами и фиксированными внутренними ценами все более существенной становится и цена субсидий. Бюджетные трудности сегодня действительно заставляют правительства некоторых стран повышать цены. 24 мая Индонезия подняла цены на топливо примерно на 30%. Это было первое повышение после 2005 года, но цена на нефть все равно остается здесь очень низкой – 65 центов за литр. Из-за удорожания нефти инфляция может подскочить с 9% до 12%. Но до повышения цен общая сумма государственных субсидий в этом году приближалась к тревожному уровню в 3% ВВП. В мае Тайвань также повысил цены на бензин на 13%, а Шри-Ланка – на 24%.

Общая сумма топливных субсидий Малайзии – одна из самых крупных в мире: в этом году она составит примерно 7% ВВП страны. Благодаря сдерживанию роста цен на нефть в Малайзии сейчас самый низкий уровень инфляции из всех 32 развивающихся стран, чьи показатели отслеживает The Economist. Однако ожидается, что правительство скоро позволит повысить цены, чтобы снизить увеличивающийся дефицит бюджета.

Теоретически повышение цен на сырую нефть должно снизить мировой спрос. Но если установить потолок для внутренних цен, то в развивающихся странах сохранится безудержное потребление нефти, в результате чего мировые цены будут расти все выше. В прошлом году прирост потребления нефти в развивающихся странах обусловил увеличение мирового потребления и даже более того, поскольку в развитых странах спрос снизился. Однако недавние повышения цен на нефть мало повлияют на мировое потребление, если по тому же пути не пойдут Китай и Индия.

Индийские государственные нефтяные компании несут все возрастающие потери, поскольку их принуждают продавать топливо по фиксированным ценам ниже себестоимости. На самом деле в Индии цены на бензин немного выше американских, потому что индийские автовладельцы платят гораздо более высокий налог на топливо, зато дизельное топливо примерно на 40% дешевле, чем в США. Убытки нефтяных компаний правительство частично компенсирует, продавая им государственные облигации – эта уловка позволяет вывести субсидии за рамки бюджета. По сегодняшним ценам в этом году общая сумма субсидий (включая все убытки нефтяных компаний) могла бы составить вплоть до 2–3% ВВП Индии. По подсчетам Morgan Stanley, в этом финансовом году общий дефицит бюджета правительства Индии (центрального правительства и правительств штатов, а также все внебюджетные статьи) приближается к 9% ВВП. Правительство должно провести выборы к маю следующего года, поэтому оно не хочет слишком сильно повышать цены на топливо. Предполагается, что оно рассматривает возможность умеренного повышения цен в сочетании со снижением акцизного сбора.

В начале 2008 года китайские автомобилисты платили за бензин примерно столько же, сколько и американские. Притом что в США розничная цена бензина выросла с тех пор на 33%, цены в Китае остались фиксированными, увеличивая тем самым убытки нефтеперерабатывающих заводов. По данным пекинской компании Dragonomics, занимающейся экономическими исследованиями, в Китае розничная цена дизельного топлива примерно на 40% ниже, чем в Америке. Чтобы уменьшить убытки, нефтяные компании сократили поставки, что вызвало дефицит бензина на некоторых заправочных станциях. Тем не менее вероятность повышения цен в Китае в ближайшее время ниже, чем в других странах. Общая сумма топливных субсидий оценивается менее чем в 1% ВВП, а профицит бюджета и небольшой государственный долг означают, что правительство может позволить себе еще некоторое время сдерживать рост цен. Наиболее вероятно, что оно отложит повышение цен на топливо до тех пор, пока не замедлится рост цен на продукты.

Правительства развивающихся стран мира опасаются, что повышение цен на топливо ударит по бедным и, таким образом, спровоцирует социальные волнения. Однако топливные субсидии – неэффективный путь защиты бедных слоев населения: они выгодны в основном более состоятельным владельцам автомобилей и кондиционеров и создают более благоприятные условия скорее для энерго- и капиталоемких отраслей, нежели для тех, кто создает большую часть рабочих мест. Исследование пяти развивающихся стран, проведенное МВФ, показало, что 20% самых богатых домохозяйств получили в среднем 42% от общей суммы топливных субсидий, а 20% самых бедных – менее 10% этой суммы. Было бы лучше потратить эти деньги на здравоохранение, образование и инфраструктуру. Это не только принесло бы пользу бедным – кроме того, более высокие цены на топливо помогли бы снизить мировое потребление нефти, а следовательно, и цены на нее.

© 2008 The Economist Newspaper Limited

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter