Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бен Бернанке: "Смягчение - только в случае ухудшения состояния экономики" » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бен Бернанке: "Смягчение - только в случае ухудшения состояния экономики"

Глава ФРС прочел лекцию о том, как были полезны экономике США программы покупки активов на свеженапечатанные доллары, и почему запускать эту программу снова пока рано
31 августа 2012
Глава ФРС на конференции в Вайоминге произносит речь, между строк которой инвесторы наделись прочесть объявление о грядущем новом "количественном смягчении". Однако в конспекте речи они ничего не нашли

Эту пятницу инвесторы долго считали судьбоносной - либо она станет предвестником кризиса, либо днем, когда мир начнет решать долговые проблемы. Главы ФРС Бен Бернанке выступает в Джексон-Хоуле, штат Вайоминг - в месте, где он всегда делает важнейшие заявления.

От Бернанке ждали как минимум прозрачного намека о том, что ФРС готова запустить печатный станок и провести третий этап "количественного смягчения" - покупки облигаций на свеженапечатанные деньги. Само решение должно быть принято (или не принято) на встрече Комитета по открытым рынкам в начале сентября. Судя по конспекту речи, опубликованном ФРС, намеков они не дождутся.

ФРС, в результате, скорее всего, ограничится обещанием продлить период действия низких ставок. Инвесторы, оставшиеся на едине с европейскими чиновниками, будут вновь разочарованы.

Речи Бернанке на конференции в Вайоминге много раз задавали вектор развития мировых финансов на следующие несколько месяцев, напоминает Гэвин Дэвис, экономист и глава Fulcrum Asset Management и экономисты Bank of America:

Речь Бернанке в 2010 году стала сигналом о начале второго количественного смягчения. Бернанке при этом предостерег: количественное смягчение, скорее всего, будет, но мировые центробанки не смогут в одиночку разрешить экономический кризис. Через 10 недель ФРС начала программу покупки активов, а пророчество Бернанке сбылось, что не мешает многим требовать от центробанков попробовать спасти мир еще раз.

В 2011 году Бернанке вновь намекнул на возможность "усеченного смягчения" - всего через четыре недели ФРС начал "Операцию Твист" - "обмен" длинных облигаций на короткие.

Опубликованный на прошлой неделе протокол заседания Комитета по открытым рынкам свидетельствует, что новому смягчению все готово - к этому склоняются все больше членов.

В этот раз темой речи Бернанке значится "Монетарная политика после кризиса" - она очень подходила, чтобы оценить предыдущий опыт и объявить о новом этапе смягчения.

Рынки ждут нового смягчения

Бен Бернанке: "Смягчение - только в случае ухудшения состояния экономики"


Слишком высокие ожидания

Сейчас рынки, по расчетам Bank of America, оценивают вероятность нового смягчения в ближайшие 3-4 месяца в 85%. Однако экономисты банка полагают, что это слишком оптимистичная оценка. Вероятно, ФРС просто продлит период низких процентных ставок. Смягчение монетарной политики и количественное смягчение - это далеко не одно и то же, напоминают в BofA.

Гэвин Дэвис так описывает возможные сценарии:

1.ФРС может ничего не делать, а лишь повторять, что смягчение монетарной политики возможно в будущем.

2.ФРС может расширить период низких ставок до середины или конца 2015 года. Сейчас ФРС обещает их удерживать до конца 2014 года.

3.ФРС также может уточнить те условия, при которых ставка может быть повышена.

4.ФРС может все-таки начать полноценное количественное смягчение - новую программу покупки активов, охватывающую ипотечные и казначейские бумаги. Так она зальет рынки и все проблемы мировой экономики ликвидностью, действующей, как анестезия.

Экономисты BofA и сам Дэвис уверены, что ФРС будет пока выбирать между вторым и третьем вариантом. А это означает, что не только выступление Бернанке, но и заседание комитета в сентябре неминуемо разочаруют рынки.

Что говорится в протоколе

Инвесторы зацепились за одну фразу протокола предыдущего заседания Комитета по открытым рынкам: "Многие члены уверены, что дополнительное смягчение монетарной политики начнется довольно скоро, если поступающая информация не укажет на существенное и устойчивое укрепление темпов восстановления экономики". Эта фраза и привела к бурному росту рынков. Дэвис уверен, что ее значение переоценено:

Во-первых, важно, что речь идет именно о членах Комитета - они имеют право голоса при принятии решения и, как правило, поддерживают смягчение политики. Против выступают главы региональных банков ФРС, которые не имеют права голоса.

Во-вторых, слово "многие" означает, что речь идет о большинстве членов Комитета.

Однако, "дополнительное смягчение монетарной политики" может означать не только количественное смягчение, но и увеличение периода низких ставок.

Понятие "довольно скоро" - тоже растяжимо, оно может означать и сентябрь, и период после выборов президента США в ноябре.

Бернанке сейчас куда больше озабочен достижением цели по инфляции (не более 2%). Выгоду от новой программы стимулирования он оценивает скептически.

Бернанке не любит принимать решения сам, а потому прислушивается и к мнению тех, кто не указан в протоколе, как "многие".

Статистические данные говорят о том, что необходимости в "смягчении во что бы то ни стало" нет.

Данные по росту ВВП США во втором квартале были пересмотрены в сторону повышения - с 1,5% до 1,7% в годовом исчислении.

Экономисты прогнозируют, что в третьем квартале рост ускорится до 1,8%-2,3%.

Конечно, в долгосрочной перспективе такой рост совершенно не удовлетворителен, однако в июне, когда ФРС не начала новое полноценное смягчение, а лишь продлила "Операцию Твист", она прогнозировала примерно такой рост в будущем.

ФРС может воздержаться от смягчения и по политическим причинам: оно решет краткосрочные проблемы, а потому будет выгодно действующему президенту. Республиканцы яростно выступают против подобной политики. Бернанке не захочет пойти на открытое противостояние с ними - вдруг Митт Ромни все-таки выиграет выборы. Глава ФРС Бен Бернанке выступил с речью с речью на конференции в Джексон-Хоуле, штат Вайоминг. Тема выступления - "Монетарная политика с начала кризиса".

Речь была полностью посвящена защите "нестандартных инструментов" монетарной политики, а именно "количественного смягчения" - программы запуска печатного станка для покупки облигаций. Инструмент этот, по мнению Бернанке, вполне может быть эффективным, если им грамотно управлять.

Инвесторы ждали, что после этого вступления Бернанке как раз и объявит, что пришло время использовать "нестандартный инструмент". Однако глава центробанка США не даром посвятил значительную часть речи рассказу про "правильное управление" смягчением и риски его применения. Если ситуация в экономике ухудшится - и только в этом случае - ФРС воспользуется инструментом, не забыв оценить последствия для "стабильности цен".

"Финмаркет" составил конспект лекции Бернанке:


Как ФРС разочаровалась в стандартных мерах




Когда на финансовых рынках в августе 2007 года случился первый стресс, Комитет по открытым рынкам отреагировал быстро. Ставка была снижена сначала на 50 б.п., а к весне 2008 года - на 325 б.п. до 2%.


После падения рынков осенью 2008 года ставка была снижена еще на 100 б.п. В декабре 2008 году комитет снизил ставку до диапазона 0-0,25%. Он сохраняется и сейчас.


В 2008 году и в начале 2009 года ФРС предприняла необычные меры, чтобы поддержать ликвидность и функционирование рынка кредитования - от создания экстренных кредитных линий до заключения договоров о кредитных свопах с 14 центробанками по всему миру.


ФРС также проводил стресс-тесты банков, чтобы оценить возможности для привлечения дополнительного капитала банками.




Эти меры, а также интервенции властей в США и по всему миру, в итоге, помогли стабилизировать финансовые рынки, амортизировать удар по реальной экономике и устранить дефляционное давление. Худшего не произошло, но удар по экономике был нанесен серьезный. В октябре 2008 году уровень безработицы вырос до 10% против 6% в апреле.

В итоге, ФРС пришлось воспользоваться нестандартными способами стимулирования экономики - провести количественное смягчение. И ФРС, и центробанкам по всему миру пришлось учиться, как это правильно делать.

ФРС не оставалось ничего другого, как скупать облигации

ФРС должна была соответствовать своему двойному мандату: обеспечить максимальную занятость и стабильность цен. Для этого она сосредоточилась на покупке казначейских облигаций и бумаг агентств.

В итоге, в 2008 году ФРС запустила программу покупки активов на $600 млрд, а в марте 2009 года расширила ее до $1,25 трлн. В ноябре 2010 года ФРС запустила еще одну программу покупки активов на $600 млрд. Год назад ФРС предложила рынкам "Операцию Твист" [по обмену долгосрочных облигаций на краткосрочные] - она закончится в этом году.

Комитет специально сконцентрировался на покупке активов одного класса - это усилило эффект для экономики и для рынков. Инвесторы, продавая значительную часть каких-то ипотечных облигаций, покупали взамен другие бумаги, цены на которые тоже падали.

Это снизило риск дефляции. В итоге, выросла уверенность домохозяйств и бизнеса.

Количественное смягчение спасло экономику

В результате первого этапа смягчения значительно снизилась доходность по казначейских облигациям - на 40-110 б.п. Второе смягчение снизило доходность еще на 15-45 б.п. В общем снижение составило 80-120 б.п.

Кроме того, программы покупки активов снизили доходность по корпоративным облигациям и привели к росту стоимости акций. Восстановление фондового рынка США началось в марте 2009 года после того, как ФРС расширила программу покупки активов.

Однако эффект этих усилий для реальной экономики оценить сложно, так как не вполне ясно, что было бы с экономикой без стимулирования. Два раунда количественного смягчения, по некоторым оценкам, увеличили выпуск на 3%, а количество рабочих мест - на 2 млн.

Потенциальные угрозы высоки, но управляемы

Осуществлять монетарную политику с помощью нетрадиционных инструментов довольно опасно.

Во-первых, программы покупки активов могут привести к росту их стоимости. Слишком активное участие ФРС может привести к тому, что она станет слишком крупным покупателем в некоторых сегментах рынка, а торговля между частными инвесторами может просто исчезнуть.

Во-вторых, значительное расширение балансов центробанка может снизить уверенность общества в том, что ФРС сможет спокойно отказаться от мягкой политики в нужное время. Это может привести к росту инфляционных ожиданий, что приведет к финансовой и экономической нестабильности.

Третий риск связан с угрозой для финансовой стабильности. Например, некоторые наблюдатели опасаются, что, снижая долгосрочные процентные ставки, центробанки делают активы слишком доступными для инвесторов.

Четвертый риск связан с тем, что бюджет может понести финансовые потери и ФРС придется повышать ставки. Однако анализ показывает, что программа покупки активов скорее сократит дефицит бюджета и долг, нежели наоборот.

Издержки нестандартной политики, когда их правильно оценивают, оказываются управляемыми, это значит, что не нужно уклоняться от дальнейшего использования такой политики, если состояние экономики ухудшится.

Состояние экономики до сих пор оставляет желать лучшего

Несмотря на позитивные сигналы, экономическая ситуация сейчас, очевидно, неудовлетворительная.

Безработица остается на 2 процентных пункта выше той отметки, которую члены Комитета по открытым рынкам принимают за долгосрочную норму. Улучшение ситуации на рынке труда происходит болезненно медленно.

Если экономика не начнет расти быстрее, уровень безработицы останется намного выше уровня, который считается полной занятостью.

Экономику США, по мнению Бернанке, дестабилизируют три фактора:

1. Слишком медленное восстановление рынка труда

2. Бюджетная политика. Власти штатов и округов сталкиваются с бюджетными проблемами, а перспективы экономики в целом ухудшает опасность "бюджетного обрыва" - сокращения расходов федерального бюджета и отмены льгот по налогам.

3. Сохраняется стресс на финансовых рынках и рынках кредитования. Главным источником неопределенности является Европа.

"С учетом неопределенностей и ограниченного набора инструментов, ФРС готов предоставить дополнительное стимулирование, как только это понадобится, чтобы обеспечить восстановление экономики и значительное укрепление рынка труда, но с учетом стабильности цен", - дал туманное обещание глава ФРС.



/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/