28 сентября 2012 Financial Times
Исключительные особенности Италии противопоставили ее политический режим и институциональную архитектуру другим демократиям и препятствуют ее превращению в «нормальное» государство. Эти особенности не позволяют создать из разрозненных коалиций разных политических сил и групп интересов правительство, которое оказалось бы больше суммы своих составных частей.
Во-первых, комплексные структурные реформы проводились в стране преимущественно по инициативе технократических правительств – таких как нынешняя администрация премьер-министра Марио Монти. Правительства Карло Адзелио Чампи в 1993 и Ламберто Дини в 1995 претворили в жизнь значительные реформы рынка труда и в сфере пенсионного обеспечения, соответственно. Тем временем правительства, избранные путем голосования, даже при наличии поддержки парламентского большинства (как в случае с последним кабинетом министров, возглавляемым Сильвио Берлускони) постоянно демонстрировали свою неспособность к запуску серьезных структурных реформ. Во-вторых, итальянской политикой уже давно заправляют «карьерные» политики, превратившие деятельность на государственном поприще в прибыльную профессию. Здесь процветает коррупция, а личные интересы зачастую преобладают над общественными. Согласно исследованиям журналистов Марко Травальо и Питер Гомеса, 70 из 945 парламентариев, избранных в 2008 году, находятся сейчас под следствием, или же против них выдвинуты обвинения.
Более того, политическая элита Италии прочно закрепилась на завоеванных позициях, и на самой верхушке власти почти не происходит смены состава окопавшихся здесь лиц. Многие члены обеих палат парламента отслужили уже по несколько сроков. Если Берлускони удастся победить на предстоящих выборах – в чем он уверен, - он получит пост премьер-министра уже шестой раз с 1994 года. Италия превратилась в страну для стариков. Монти 69 лет; Берлускони на момент ухода в отставку в ноябре прошлого года было 75; а среди потенциальных кандидатов на кресло премьера нет никого моложе 60-ти. В палате депутатов лишь 7% парламентариев еще не достигли 40-летнего возраста. Что касается женщин, они формируют одну пятую часть парламента и 15% нынешнего кабинета министров.
В-третьих, в качестве реакции на эпидемию коррупции население отворачивается от традиционных политических партий, и это становится звездным часом для демагогов. И Берлускони, и Умберто Босси, бывший лидер «Северной лиги», на заре своей политической карьеры успешно сочетали популизм, евроскептицизм и антиправительственные настроения. Впоследствии бывший комик Беппе Грилло возглавил оппозиционное популистское движение «5 звезд», добившееся выдающегося успеха на местных выборах, и пообещал, что на общенациональных выборах в следующем году продемонстрирует как минимум такие же результаты. В-четвертых, конфликт интересов, разрывающий Берлускони на протяжении почти 20-ти лет, так и остается нерешенным. В отличие от других демократий, в Италии не разработана система защиты, не позволяющая избираемым чиновникам преследовать личные интересы. В результате, в политику приходит немало тех, кто корыстно рассматривает госслужбу как способ обогащения.
И, наконец, в то время как в разнообразных международных организациях Италия представлена высокоодаренными и уважаемыми гражданами, в парламенте отыскать подобные таланты намного сложнее. Скорее, политическую элиту Италии можно назвать ограниченной и отгороженной от мировых веяний и наработок. В условиях современной глобализации такая исключительность негативно отражается на международной роли и значимости страны. Причины же этой политической уникальности кроются в постепенном распаде институциональной системы Италии. В начале 1990-х по стране прокатилась кампания mani pulite («чистые руки») - беспрецедентный комплекс полицейских мероприятий и судебных процессов, выявивший многочисленные факты систематического кумовства, коррупции и злоупотребления госфинансами внутри ведущих политических партий Италии. Однако политическая программа Берлускони заблокировала попытки обновления государственных институтов. Как следствие, показатель госдолга вырос с отметки 60% от ВВП в 1981 году до 120% в 1995, и продолжает оставаться значительно выше уровня 100%.
Тем временем ситуация с неравенством доходов ухудшилась, а конкурентоспособность итальянских компаний на мировом экспортном рынке снизилась. Из 34-х стран-участниц ОЭСР Италия находится на 6-м месте по ширине пропасти между богатыми и бедными, а национальный ВВП в последние два десятилетия рос анемичными темпами в районе отметки 1% г/г. Для того чтобы спасти Италию от экономического коллапса, необходимо повторно запустить процесс обновления, начатый 20 лет тому назад. Однако нарушение существующего status quo чревато существенным ростом политической нестабильности. Подобный вариант отнюдь не представляется привлекательным в условиях, когда высшими приоритетами во всей Европе являются снижение уровня неопределенности и укрепление доверия рынков. Поэтому угроза нестабильности может надежно законсервировать застойные явления в стране. Технократическое правительство Монти показало, что Италия способна функционировать, как нормальное государство. Ее европейским партнерам следует всячески поощрять попытки страны порвать со своим прошлым, а не блокировать их. Для того чтобы добиться фискальной устойчивости и справиться с долговым кризисом, Европе необходимо превращение Италии в институционально здорового и надежного партнера.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Во-первых, комплексные структурные реформы проводились в стране преимущественно по инициативе технократических правительств – таких как нынешняя администрация премьер-министра Марио Монти. Правительства Карло Адзелио Чампи в 1993 и Ламберто Дини в 1995 претворили в жизнь значительные реформы рынка труда и в сфере пенсионного обеспечения, соответственно. Тем временем правительства, избранные путем голосования, даже при наличии поддержки парламентского большинства (как в случае с последним кабинетом министров, возглавляемым Сильвио Берлускони) постоянно демонстрировали свою неспособность к запуску серьезных структурных реформ. Во-вторых, итальянской политикой уже давно заправляют «карьерные» политики, превратившие деятельность на государственном поприще в прибыльную профессию. Здесь процветает коррупция, а личные интересы зачастую преобладают над общественными. Согласно исследованиям журналистов Марко Травальо и Питер Гомеса, 70 из 945 парламентариев, избранных в 2008 году, находятся сейчас под следствием, или же против них выдвинуты обвинения.
Более того, политическая элита Италии прочно закрепилась на завоеванных позициях, и на самой верхушке власти почти не происходит смены состава окопавшихся здесь лиц. Многие члены обеих палат парламента отслужили уже по несколько сроков. Если Берлускони удастся победить на предстоящих выборах – в чем он уверен, - он получит пост премьер-министра уже шестой раз с 1994 года. Италия превратилась в страну для стариков. Монти 69 лет; Берлускони на момент ухода в отставку в ноябре прошлого года было 75; а среди потенциальных кандидатов на кресло премьера нет никого моложе 60-ти. В палате депутатов лишь 7% парламентариев еще не достигли 40-летнего возраста. Что касается женщин, они формируют одну пятую часть парламента и 15% нынешнего кабинета министров.
В-третьих, в качестве реакции на эпидемию коррупции население отворачивается от традиционных политических партий, и это становится звездным часом для демагогов. И Берлускони, и Умберто Босси, бывший лидер «Северной лиги», на заре своей политической карьеры успешно сочетали популизм, евроскептицизм и антиправительственные настроения. Впоследствии бывший комик Беппе Грилло возглавил оппозиционное популистское движение «5 звезд», добившееся выдающегося успеха на местных выборах, и пообещал, что на общенациональных выборах в следующем году продемонстрирует как минимум такие же результаты. В-четвертых, конфликт интересов, разрывающий Берлускони на протяжении почти 20-ти лет, так и остается нерешенным. В отличие от других демократий, в Италии не разработана система защиты, не позволяющая избираемым чиновникам преследовать личные интересы. В результате, в политику приходит немало тех, кто корыстно рассматривает госслужбу как способ обогащения.
И, наконец, в то время как в разнообразных международных организациях Италия представлена высокоодаренными и уважаемыми гражданами, в парламенте отыскать подобные таланты намного сложнее. Скорее, политическую элиту Италии можно назвать ограниченной и отгороженной от мировых веяний и наработок. В условиях современной глобализации такая исключительность негативно отражается на международной роли и значимости страны. Причины же этой политической уникальности кроются в постепенном распаде институциональной системы Италии. В начале 1990-х по стране прокатилась кампания mani pulite («чистые руки») - беспрецедентный комплекс полицейских мероприятий и судебных процессов, выявивший многочисленные факты систематического кумовства, коррупции и злоупотребления госфинансами внутри ведущих политических партий Италии. Однако политическая программа Берлускони заблокировала попытки обновления государственных институтов. Как следствие, показатель госдолга вырос с отметки 60% от ВВП в 1981 году до 120% в 1995, и продолжает оставаться значительно выше уровня 100%.
Тем временем ситуация с неравенством доходов ухудшилась, а конкурентоспособность итальянских компаний на мировом экспортном рынке снизилась. Из 34-х стран-участниц ОЭСР Италия находится на 6-м месте по ширине пропасти между богатыми и бедными, а национальный ВВП в последние два десятилетия рос анемичными темпами в районе отметки 1% г/г. Для того чтобы спасти Италию от экономического коллапса, необходимо повторно запустить процесс обновления, начатый 20 лет тому назад. Однако нарушение существующего status quo чревато существенным ростом политической нестабильности. Подобный вариант отнюдь не представляется привлекательным в условиях, когда высшими приоритетами во всей Европе являются снижение уровня неопределенности и укрепление доверия рынков. Поэтому угроза нестабильности может надежно законсервировать застойные явления в стране. Технократическое правительство Монти показало, что Италия способна функционировать, как нормальное государство. Ее европейским партнерам следует всячески поощрять попытки страны порвать со своим прошлым, а не блокировать их. Для того чтобы добиться фискальной устойчивости и справиться с долговым кризисом, Европе необходимо превращение Италии в институционально здорового и надежного партнера.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу