Назад в прошлое: спред между стоимостью WTI и Brent улетучивается » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Назад в прошлое: спред между стоимостью WTI и Brent улетучивается

Глядя на сходящиеся котировки фьючерсов на два главных мировых нефтяных сорта, горячие головы советуют открывать длинные позиции по «американцу» и короткие по более дорогому «европейцу». Не поздновато ли?
4 июля 2013 Oil | Архив Мальцев Олег
Глядя на сходящиеся котировки фьючерсов на два главных мировых нефтяных сорта, горячие головы советуют открывать длинные позиции по «американцу» и короткие по более дорогому «европейцу». Не поздновато ли?

Итак, спред сузился меньше чем до $5 за баррель – уровня, невиданного с 2011 года. Сегодня на 17:00 по Москве ценовой разрыв сократился еще сильнее – до $3,8. Того и глядишь схлопнется вовсе.

Премия за нефть марки Brent, $ за баррель

Назад в прошлое: спред между стоимостью WTI и Brent улетучивается


В современной истории уже бывали периоды, когда фьючерсы на WTI и на Brent стоили одинаково. В последний раз – летом 2010-го. Да и вообще всю вторую половину 2000-х нефтяные марки прожили вместе: их котировки расходились максимум на $5 за баррель, причем то в одну сторону, то другую. То баррель Brent стоил дороже американского собрата, то наоборот «европеец» обгонял «американца». И тесная связка сохранялась даже в периоды паники на рынке. В 2008-м фьючерсы дешевели почти синхронно.

Динамика котировок, $

Назад в прошлое: спред между стоимостью WTI и Brent улетучивается


Но затем ситуация резко и неожиданно для многих игроков изменилась. Причины, которые вызвали опережающий рост котировок Brent и возникновение премии:
политическая нестабильность на Ближнем Востоке, угрожающая поставкам нефти в Европу и гораздо слабее влияющая на ситуацию за океаном. Арабская весна, начавшаяся весной в 2011 году, приобрела круглогодичный характер и не прекратилась до сих пор;
постоянный рост коммерческих нефтяных запасов в США – в мае-июне они достигли невиданных за много десятилетий отметок. Росли запасы и на крупнейшем в стране хабе Кушинг в штате Оклахома, где осуществляются физические поставки нефти по фьючерсам на WTI;
проблемы с логистикой на уже упомянутом хабе в Кушинге. Крайне проблематично было организовать доставку нефти из его хранилищ на ряд крупных перерабатывающих американских заводов. Это уменьшало базу потенциальных покупателей WTI;
освоение ряда крупных месторождений в США, которые раньше считались нерентабельными. Бум в нефтедобыче происходил в условиях изолированности национального рынка (Штаты десятилетиями сдерживали экспорт баррелей). Это давило на внутренние нефтяные цены и гораздо слабее отражалось на европейской Brent;
уменьшение объемов добычи в Северном море – а Brent, напомним, как раз и является смесью нефти из нескольких месторождений этого региона.

Что же происходит сейчас, почему спред сужается? Основная версия: последствия американского бума нефтедобычи аукнулись европейцам. Правительство США выпустило джина из бутылки в тот момент, когда вняло мольбам своих нефтедобытчиков и приоткрыло им железный занавес для экспорта. Избыточная нефть из США стала поступать на мировой рынок. Можно сказать, что это не WTI догоняет Brent, а Brent дешевеет по сравнению с WTI из-за роста предложения.

Кроме того, на котировки WTI долгое время давила нехватка мощностей для транспортировки нефти с месторождений и из нефтехранилищ, говорится в обзоре Минэнерго США. Как мы уже упомянули, накапливались избыточные запасы и в Кушинге. Но в январе были расширены мощности нефтепровода Seaway pipeline, связывающего Кушинг с Мексиканским заливом и умеющего работать в реверсном режиме. Теперь на очереди букет аналогичных проектов. Даже на Восточном побережье те НПЗ, которые традиционно перерабатывали только Brent, получаемую в танкерах, получили возможность перейти на нефть из США.

Наконец, стоимость WTI тянет вверх еще то, что на нефтяной бум корпорации отвечают расширением перерабатывающих мощностей. BP быстренько запустила новый блок на своем крупнейшем американском НПЗ и готова дополнительно переваривать 250 000 тонн в день. На завод будут поступать те объемы нефти, которые в противном случае могли накапливаться в районе Кушинга, а значит давить на котировки WTI.

Вопрос сейчас только в том, как долго будет продолжаться сужение спреда. И не поздно ли сейчас уже пытаться на этом заработать. Технически для этого даже необязательно заключать две противоположные сделки: покупать контракт на американскую нефть и продавать на европейскую. На бирже ICE уже есть готовый контракт на спред, а доступ к торгам можно получить, открыв счет у розничного западного брокера.

И все-таки вряд ли стоит пытаться заскочить в последний вагон, поезд уже ушел:
во-первых, на Северном море начинаются плановые летние ремонты на ряде нефтяных платформ, что приведет к снижению поставок Brent на рынок и поддержит ее котировки вне зависимости от динамики WTI;
во-вторых, исчезает временный важный фактор поддержки WTI – из-за проливных дождей было остановлено несколько трубопроводов, по которым нефть доставляется из Канады в США, в том числе в Кушинг. Сейчас их уже постепенно снова вводят в работу;
в-третьих, в США растут объемы транспортировки нефти по железным дорогам. Этот способ позволяет более гибко выбирать пункты назначения, чем при прокачке по трубопроводам, но зато обходится заметно дороже. И пока на затратные ж/д-перевозки приходится существенная доля поставок, дисконт WTI к Brent должен держаться в диапазоне $5-10 за баррель, полагают в «ВТБ Капитале».

Карта сланцевого бума в США

Назад в прошлое: спред между стоимостью WTI и Brent улетучивается

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter