15 октября 2013

«Первый из экономических нобелиатов 2013 года Юджин Фама из Чикагского университета создал теорию эффективного рынка. По его мнению, предыдущие цены активов не помогают предсказать на коротких отрезках времени будущие движения цен, а вся новая информация быстро учитывается рынком в цене активов.
Роберт Шиллер пытался понять предсказуемость рынка на длинных промежутках времени. Он выяснил, что цены акций более волатильны, чем фундаментальные факторы, лежащие в основе колебаний, — например, дивиденды.
Цены акций меняются сильнее, чем должны были бы исходя из учета имеющейся рыночной информации. Это означает, что в какой-то момент бумаги относительно дешевы, а в какой-то — относительно дороги.
Соответственно, если акции недооценены, их можно покупать, будучи в значительной степени уверенным в том, что они подорожают до разумного уровня. Поэтому на длинных промежутках времени (три-семь лет) можно предсказать движения цен акций. Волатильность на рынках объясняется иррациональностью поведения инвесторов. В силу разных причин инвесторы в массе могут быть слишком оптимистичны или слишком пессимистичны по поводу отдельных акций или рынка в целом. Получается, что разумный инвестор, не идущий на поводу у эмоций и собственной иррациональности, может более или менее предсказуемо зарабатывать на рынке.
На основе идей Шиллера возникла целая индустрия индексных фондов, то есть инвестиционных фондов, вкладывающих деньги инвесторов «широким веером» — сразу в десятки или даже сотни акций, чтобы отслеживать движения и настроения рынка в целом.
Инвесторы, понимая, что рынок недооценен, могут покупать паи таких фондов и не задумываться о судьбе каждой конкретной акции, входящей в индекс. Даже если какая-то из бумаг не подорожает за следующие месяцы или годы, остальные в среднем выйдут на ожидаемый уровень. И наоборот, если рынок в целом переоценен, покупать паи таких фондов не надо, а следует их продавать.
Третий обладатель престижной премии Ларс Питер Хансен из Чикагского университета также внес существенный вклад в теорию ценообразования на рынке ценных бумаг, но несколько с другой стороны. Он создал так называемый «Обобщенный метод моментов» — способ анализа математических моделей, применяемый в том числе и для тестирования гипотез Фамы и Шиллера.»
Особо отметим идеи Шиллера, которые нам близки и которые мы описываем в своих статьях:
«Существует взаимосвязь между экономикой и стоимостью акций и, если точно спрогнозировать результаты будущей деятельности компании, то эти результаты рано или поздно найдут отражение в стоимости ее акций.»
Кстати, сейчас размер нобелевского фонда — 3,075 млрд SEK (15,317 млрд руб.). На 51% вложен в акции. На конец 2011 года распределение активов было следующим:
24% – хедж-фонды и фонды прямых инвестиций
22% – американские акции
15% – шведские облигации
9% – недвижимость
8% – шведские акции
8% – европейские акции (кроме шведских)
6% – прочие акции
5% – прочие облигации
3% – японские акции
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
