12 декабря 2013 InoPressa
Немцы ошибаются по всем трем пунктам.
Внешний профицит Германии способствует росту дефляционного давления за счет двух аспектов, из-за чего проблемным периферийным странам Еврозоны сложнее восстановиться. Во-первых, на фоне увеличения профицита Еврозоны выросла стоимость евро. Экономика с большим торговым профицитом обычно сталкивается с повышением стоимости валюты, так как спрос на ее валюту опережает предложение. Сильный евро сокращает спрос на экспорт из Еврозоны, особенно это относится к южно-европейским членам зоны, более чувствительным к ценам, и понижает стоимость импортируемых товаров, усиливая дефляционное давление. Во-вторых, слабый внутренний спрос (обратная сторона торгового профицита) означает, что годовая инфляция потребительских цен в Германии составляет чуть больше 1%. В действительности, росту профицита страны до 7% от валового внутреннего продукта способствовали слабость внутренней экономики Германии, а также мастерство ее экспортеров. Немецкий внутренний спрос за прошлый год вырос всего на 0.8%, несмотря на очень низкий уровень безработицы и дешевые деньги, предоставленные Европейским центральным банком. В результате, Германия мало что делает для обеспечения компенсационных стимулов на фоне депрессии в периферийных странах, что еще больше осложняет жизнь в Южной Европе. Сейчас на долю Еврозоны приходится менее трети немецкого профицита по сравнению с более чем тремя пятыми до начала финансового кризиса. Это отчасти связано с сильным ростом объема немецкого экспорта в страны за пределами валютного союза. Однако это также отражает последствия европейского экономического спада: немецкий экспорт в ослабленные периферийные страны сократился больше, чем вырос экспорт с периферии в Германию.
Немецкие политики утверждают, что укрепление спроса в Германии мало помогло бы периферийным экономикам валютного союза. В конечном счете, экспорт из Испании в Германию составляет только 4% от испанского ВВП. Данное утверждение не учитывает ту помощь, которую может оказать валютному блоку рост зарплат и инфляции. Спустя почти 15 лет ограничения зарплат, расходы на оплату труда в Германии сократились на 16% по сравнению с ее партнерами по Еврозоне. В результате, стоимость немецких товаров оказалась искусственно занижена, что привело к вытеснению товаров партнеров из Еврозоны и с мировых рынков. В случае роста немецких расходов на оплату труда испанские, итальянские и французские производители смогли бы снова завоевать долю на рынке. Экспорт из этих стран в экономики Еврозоны и другие страны мира увеличивался бы быстрее, а риск дефляции снизился бы.
Чтобы избавиться от последствий того, что Германия сделала в преддверии финансового кризиса – сокращение расходов по отношению к остальным странам валютного союза и зависимость от экспорта для компенсации слабого внутреннего спроса, без дефляции – периферийным странам Еврозоны нужен более сильный внутренний спрос в Германии. В конечном итоге, вот как Германия смогла сделать это: во всех странах Еврозоны был высокий спрос (и устойчивая инфляция). Если предполагается, что Германия должна способствовать стабилизации экономики Еврозоны, нужно, чтобы спрос в немецкой экономике существенно вырос по сравнению с предложением (т.е. внешний профицит должен сократиться). В противном случае периферия сможет восстановить конкурентоспособность только за счет падения зарплат и цен.
Не следует допускать дефляцию на периферии Еврозоны для регулирования относительных цен и, следовательно, конкурентоспособности. Дефляция мешает управлению долгами. Она приводит к росту реальных процентных ставок (еще больше подавляя экономическую активность) и снижает эффективность монетарной политики. Кроме того, чем ниже уровень инфляции, тем более крупный первичный профицит бюджета необходим правительству для предотвращения роста государственного долга по отношению к ВВП. Что могут сделать немцы для восстановления равновесия своей экономики? Этому способствовала бы фискальная политика, направленная на стимулирование экономического роста, особенно в виде сокращения потребительских налогов и снижения налогов для людей с небольшими доходами. Но одна только фискальная политика не может стимулировать рост экономики в Германии, поскольку сильному внутреннему спросу в основном препятствуют структурные проблемы. Первая – система коллективных переговоров о размере заработной платы, которая ограничивает зарплату даже в условиях сдержанного рынка и рекордной корпоративной прибыли. Недавно новая большая коалиция согласилась установить минимальную зарплату, что стало долгожданным первым шагом, однако согласованный уровень зарплаты также должен сильно вырасти.
Еще одна проблема – низкая производительность (и низкие зарплаты) в немецкой сфере обслуживания. Либерализация способствовала бы росту инвестиций и зарплат в этой сфере в долгосрочной перспективе. Критика Германии со стороны Соединенных Штатов оправдана. И Еврокомиссия не должна сдавать свои позиции, а требовать, чтобы Германия решила структурные проблемы, стоящие за дисбалансами в ее экономике. Они угрожают будущему еврозоны наравне с проблемами Италии или Франция и требуют таких же срочных решений.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу