Конкурируй, а то проиграешь! » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Конкурируй, а то проиграешь!

Прошедшие на минувшей неделе пятый Гайдаровский форум и семинар-презентация экономического обзора ОЭСР по России, на которых нам посчастливилось побывать, вернули импульс экономическим преобразованиям после новогодних каникул
20 января 2014 UFS IC Савинов Станислав
На российском Давосском форуме правительство подтвердило, что оно готово повышать эффективность экономики.
Прошедшие на минувшей неделе пятый Гайдаровский форум и семинар-презентация экономического обзора ОЭСР по России, на которых нам посчастливилось побывать, вернули импульс экономическим преобразованиям после новогодних каникул. В стенах РАНХиГС и ВШЭ ведущие ученые-экономисты, бизнесмены и политики попытались наметить контуры посткризисного мира и определить в нем место России. Лейтмотивом дискуссий стал переход от восстановительного роста к траектории полноценного экономического развития. Если отечественные специалисты были в основном скептичны и осторожны, то зарубежные — сулили нашей экономике благоприятное будущее.
Так, глава ОЭСР Анхель Гуррия, который представил доклад по экономике России, был довольно оптимистичен. По его мнению, миру предстоит наверстывать упущенное, внедрять инновации, усердно работать и осторожно принимать решения. В этой среде Россия, при всех имеющихся сложностях, готова к новой стадии развития, к очень конкурентной экономике. Столь приятные для Кремля оценки базируются на высоком потенциале, который может быть реализован после снятия структурных барьеров. Специалисты «клуба богатых стран» считают, что российское правительство может сосредоточить свои усилия по трем направлениям: укрепить основы макроэкономической политики, создать прозрачную, благоприятную и предсказуемую среду для ведения бизнеса, а также заняться совершенствованием профессиональной подготовки кадров и развитием инноваций. В этом случае удастся облегчить бремя «нефтяного проклятия», создав более устойчивую и сбалансированную структуру экономики.

Конкурируй, а то проиграешь!


От слов к делу предстоит пройти непростой путь, но, как мы уже отметили в годовой стратегии, «лед тронулся». Пока же у некоторых, как у Олега Вьюгина, может вполне резонно возникнуть ощущение, что у власти еще нет четкого представления о парадигме экономического развития. В качестве примера председатель совета директоров МДМ Банка привел Китай (см. Командный полукапитализм: вынужденный тюнинг экономики КНР). Сейчас, по словам бывшего главы Банка России, нужно заниматься формулировкой этой парадигмы, а не отвлекаться на решение краткосрочных проблем (офшоры, анонимные транзакции). В подобном ключе высказался и экс-министр экономики, ныне научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. Он призвал мыслить среднесрочными категориями и уже сейчас заниматься заложением основ долгосрочного устойчивого роста. Коллега Ясина Наталья Акиндинова, которая в ВШЭ является директором Института «Центр развития», отметила, что пока властям удалось добиться прогресса только в укреплении макроэкономической стабильности. По другим же предложенным ОЭСР направлениям прорыва нет. Одной из причин является текущая структура расходов федерального бюджета. Она «заточена» под реализацию совершенно других задач, поэтому не обойтись без ее коренной перестройки.
Бюджет же сейчас, как верно подметил Михаил Абызов, «диетический». Госфинансам была посвящена целая секция «Может ли бюджет быть ―здоровым‖». По мнению министра РФ по вопросам Открытого правительства, в условиях «бюджетного правила», динамики доходов и взятых обязательств, у правительства нет «свободы для творчества». Остается возвращаться к проблеме эффективности госрасходов. В этом году вводится Федеральная контрактная система (см. Фристайл по-русски: пошаговая стратегия возвращения конкурентоспособности), которая станет инструментом их рационирования распорядителями бюджетных средств. В обстановке предполагаемого уменьшения доли государства в экономике (по словам первого вице-премьера Игоря Шувалов, к концу политического цикла она должна составить не более четверти, очень хороший сигнал) возникает вполне резонный вопрос, а что придет на смену сужающимся госинвестициям? Ответ уже есть — в разработанном законе о госрасходах планируется привлечь частные инвестиции через механизм ЧГП, стимулирование процентных ставок и формирование благоприятных условий инфраструктурного характера. Кирилл Дмитриев, глава РФПИ, в свою очередь указал на иностранные инвестиции, суверенные фонды, приватизацию и инфраструктурные облигации.
В контексте траектории изменения параметров бюджета и растущих пенсионных обязательств вопрос, кто заменит государство, отнюдь не праздный. Так, Татьяна Голикова, глава Счетной палаты, в очередной раз подвергла критике принятый бюджет на 2014–2016 годы, посчитав его исполнение без дальнейших корректировок нереалистичным. Об актуальности этой проблемы говорит название одного из круглых столов форума, который был посвящен «бюджетному разрыву». Его центральной темой стало выводы исследования Бостонского университета, нерадостные для российских властей: в долгосрочной перспективе, чтобы сбалансировать российский бюджет, придется либо поднять налоги на 29%, либо сократить расходы на 22%. Резервы по повышению эффективности есть и тут. Так, Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, отметил высокую долю расходов на силовой блок и чрезмерное число государственных служащих. Решением может стать поэтапный переход к идеальной долгосрочной структуре. Более очевидный «рецепт» — повышение пенсионного возраста — также прозвучал в рамках форума.

Конкурируй, а то проиграешь!


В ходе панельной дискуссии «Устойчивое развитие в период нестабильности» также поднимался вопрос планирования бюджета. Ответственный за это глава Минфина Антон Силуанов отметил, что бюджет должен базироваться на консервативном прогнозе экономической конъюнктуры. При этом правительство готово заняться переформатированием бюджетной системы — дать регионам больше прав в определении собственной политики, уменьшить общий объем распределяемых через бюджет ресурсов. Важное заявление прозвучало из уст министра и об источниках пополнения бюджета. Правительство не планирует повышать налоговую нагрузку, а видит необходимый ресурс реализации государственных задач в снижении теневого сектора (по мнению г-жи Акиндиновой составляющего чуть ли не треть экономики), деофшоризации и создании в России благоприятных условий.

Конкурируй, а то проиграешь!


В отношении налоговой политики мнения участников соответствующей экспертной дискуссии, где обсуждались основные направления налоговой политики на 2015–2017 годы, разделились. В сухом остатке — у участников нет понимания, что войдет в окончательный вариант документа, а что будет за ненадобностью отброшено. Остается надеяться, что подобные опасения будут услышаны и учтены, ведь вторым направлением ОЭСР для действий российских властей является создание прозрачной, благоприятной и предсказуемой среды для ведения бизнеса.
Осознание необходимости шагов в этом направлении у властей есть. Выступление председателя правительства Дмитрия Медведева на пленарной дискуссии «Контуры посткризисного мира» это полностью подтвердило. Попав в ловушку уровня средних доходов, когда из-за высокой стоимости рабочей силы происходит торможение темпов роста, правительство задумалось о «качестве» — не только о качестве труда, выпускаемых товаров и услуг, но и о качестве управленческих решений. Создание гибкой системы управления с сильными институтами на всех уровнях считает ключевым Герман Греф, председатель правления Сбербанка России.
Одним из блоков поставленных задач является принципиальное изменение качества предпринимательской среды. Помимо продвижения в рейтинге Doing business Дмитрий Медведев указал на снятие инфраструктурных и институциональных ограничений для деловой активности и создание системы действенных стимулов для инвестиций в реальный сектор, в том числе на региональном и местном уровне — все для того, чтобы сделать пребывание капитала в российской юрисдикции комфортным. Зеленый свет будет дан инвестициям, которые связаны с внедрением передовых технологий, современного менеджмента и созданием высокотехнологичных рабочих мест — что коррелирует с еще одним направлением рекомендованных ОЭСР шагов, совершенствованием профессиональной подготовки кадров и развитием инноваций (к ним мы вернемся позднее).
Другой комплекс мер, которые правительство намерено предпринять, посвящен развитию конкуренции. Как отмечают в ОЭСР, в России предпринимателем видит себя один из 50 россиян, в то время как в Европе — каждый четвертый. Серьезная проблема — излишнее вмешательство государства. По словам Дмитрия Медведева, правительство намерено сократить избыточное присутствие государства, сделать более прозрачной и более действенной антимонопольную политику, а также заняться поддержкой малого и среднего предпринимательства. Четкий ориентир приватизации наметил первый вице-премьер Игорь Шувалов (см. выше). Поддержать МСБ должны внедряемая федеральная контрактная система (15% по объему контрактов должны доставаться «малышам»), повышение доступности кредитных ресурсов, а также механизм гарантийных фондов, ресурсной базой которого могут стать средства Фонда национального благосостояния. Часть мер заработает уже в скором времени: для новых компаний на Дальнем Востоке и в Сибири будут введены пятилетние налоговые каникулы. В этом же ключе и нашумевшее решение по «заморозке» тарифов естественных монополий. Сейчас планируется внедрить систему общественного контроля за их издержками, провести аудит операционных и капитальных затрат, а также заставить монополистов раскрывать информацию о закупках.
Более долгосрочной, но не менее важной задачей является повышение качества человеческого потенциала. Отрадно, что впервые за долгое время правительство на самом высоком уровне обратило на это внимание. В рамках поставленного президентом поручения по созданию к 2020 году 25 млн высокопроизводительных рабочих мест планируется повысить гибкость рынка труда и трудового законодательства, увеличить мобильность и качество трудовых ресурсов. Для этого государство готово частично взять на себя затраты на переобучение, оплату переезда и адаптацию сокращенных работников; разработать новые профессиональные стандарты и софинансировать часть затрат на повышение квалификации.
Увиденный ОЭСР потенциал России базируется как раз на текущей образовательной и производственной базе, унаследованной еще со времен СССР. Как подчеркнул глава исследовательской организации, обладая мощью в плане технологического развития, Россия должна развивать экономику, основанную на знаниях, то есть развивать производство с большей долей технологий и знаний, увеличивать долю непроизводственного сектора.
Это очень важный момент. Время простых решений прошло. Нужны институциональные преобразования. Одним повышением энергоэффективности — то, что лежит на поверхности, — нельзя будет обеспечить выход на устойчивую траекторию роста экономики. Ряд западных экспертов, в частности Джеффри Сакс, который сейчас является директором Института Земли Колумбийского университета, видит Россию лидером космоса, атомной энергетики, тяжелого машиностроения. Без снятия структурных барьеров Россия обречена прозябать в ловушке средних доходов, выступая в качестве ресурсной базы для более успешных соседей.
По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, Россия свой выбор уже сделала. Во главу угла ставится политика ответственного макроэкономического поведения, разумного расходования резервов и концентрации на вопросах развития институтов. Фокус будет на качестве роста, а не на ускорении его темпов. Пятый Гайдаровский форум стал отличной возможностью для презентации новой стратегии. Советы из экономического обзора ОЭСР по России станут для правительства хорошим ориентиром. Остается надеяться, последующие месяцы покажут, что власть действительно решилась всерьез и надолго перейти от лозунгов и деклараций к конкретным действиям. Тогда, возможно, такие персоны, как Олег Вьюгин, в скором времени смогут изменить свою точку зрения, а вместе с этим вернется в российскую экономику и утраченный предпринимательский дух.

Конкурируй, а то проиграешь!
Конкурируй, а то проиграешь!

http://ru.ufs-federation.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter