Рублёвая паника продолжается? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рублёвая паника продолжается?

Российский рубль продолжит свое стремительное падение по отношению к доллару, евро, фунту стерлингов и другим основным резервным валютам
12 февраля 2014 Риком-Траст | Архив Жуковский Владислав
Российский рубль продолжит свое стремительное падение по отношению к доллару, евро, фунту стерлингов и другим основным резервным валютам.

Важно понимать, что мировая экономика вошла в конечную фазу сырьевого суперцикла, длившегося последние десятилетия в связи с отказом западных стран от золотого стандарта, разрушением Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы, снятием золотого тормоза с печатного станка, нарастающей эмиссией ключевых валют и безудержным кредитным расширением. Первичная денежная эмиссия в виде денежной базы выросла в десятки раз, тогда как всевозможные квазиденьги, входящие в расчет денежной массы и денежных агрегатов, выросли в сотни раз. Наряду с этим объем рынка производных ценных бумаг и деривативов и вовсе вырос в десятки тысяч раз, превысив в 10 раз размер мирового ВВП (730 трлн. долл.).

Неудивительно, что под давлением эмиссионного пресса биржевые цены на подавляющее большинство сырьевых товаров выросли в 3-3,5 раза за период 2000-2013гг - начиная от нефти, нефтепродуктов и газа и заканчивая продовольственными товарами (пшеница, кукуруза, соя, рис и т.д.) и промышленными металлами (медь, никель, цинк, алюминий, золото, серебро, платина, палладий и т.д.). При том что никакого товарного, т.е. физического дефицита сырья в мировой экономике не наблюдалось, даже несмотря на динамичный рост экономик и промышленного сектора в стран Азиатского региона и Латинской Америки - физические запасы сырья на складах в последние годы находятся вблизи максимальных отметок.

Эпоха экспоненциального роста цен на сырьевые товары и, как следствие, перманентного притока нефтедолларов, подошла к концу. Пузыри на товарно-сырьевых биржах, спровоцированные работой печатных станков крупнейших Центробанков мира и сверхмягкой денежно-кредитной политикой, тормозят экономический рост, провоцируют рост производственных издержек, усугубляют падение уровня жизни подавляющей части населения, увеличивают имущественную пропасть и сталкивают мировую экономику в новую депрессию.

Наблюдаемое в последние месяцы падение курса рубля - это не краткосрочная конъюнктурная коррекция. Все гораздо серьезней - рубль, как и другие высокодоходные сырьевые валюты, вошел в долгосрочную фазу девальвации. Это принципиально новая реальность, незапланированная руководством России, которая станет серьезнейшим вызовом для правящих властей. По сути дела речь идет о повторении сценария 1991-1994 и 1998-2002 гг., но только в растянутом периоде - единоразовой шоковой девальвации не будет. Однако российская валюта, являющаяся по своей сути перекрашенным нефтедолларом, эмитированным в рамках политики "валютного правления" (currency board), будет стабильно терять свои позиции к основным резервным валютам на протяжении долгих лет.

Имеет место фундаментальный слом вектора на укрепление российского рубля - сырьевой валюты низкопередельной отечественной экономики, хронически и глубоко больной "голландской болезнью". Мы наблюдаем сильнейший обвал рубля со времен августовского дефолта 1998г (тогда рубль упал в 4,5 раза - с 6 до 27 рублей за доллар) и кризисной паники 2008г (девальвация составила 60% - с 22 до 36 рублей). Об этом не просто старательно умалчивают. Судя по всему, в Правительстве и Центробанке в принципе не понимают, что нефтяной дождь, заливавший страну и бюджет в период "тучных нулевых", закончился. Что столь колоссального притока нефтедолларов, иностранных кредитов и международного спекулятивного капитала в Россию больше не будет.

Эпоха дармовых денег и дешёвых кредитов закончилась - впереди перманентные дефициты бюджета и платежного баланса, усиление бегства капитала, депрессивно-кризисное состояние экономики и промышленности. Россия под чутким руководством учеников Гайдара и Чубайса входит в зону турбулентности - совершенно новой реальности, полной неопределенности, которая в силу низкого профессионализма руководства правительства рискует опрокинуть страну в глубокий социально-экономический кризис.

Показательно, что в 2013г рубль потерял 10-12% по отношению к американской и европейской валютам, опустившись с 30 до 33 рублей за доллар и с 40 до 44,7 за евро. Ещё катастрофичней начался 2014г. – за январь месяц рубль опустился по отношению к американскому доллару с 32,8 до 35 рублей за «американца», обновив минимальные отметки с марта 2009г. В моменте рубль и вовсе опускался ниже планки в 35,32 рублей за доллар. Не намного лучше обстоят дела с евро – за четыре недели наступившего года лошади рубль галопирующими темпами в лучших традициях поздней осени 2008г. и сентября 1998г. обвалился по отношению к евро с 45,3 до 47,9 рублей за одну европейскую валюту. Совершенно очевидно, что это лишь начало мощного движения – ранняя стадия зарождения тренда на обесценение высокодоходных «сырьевых» валют.

Весьма показательно, что на фоне валют остальных развивающихся стран рубль выглядит весьма неплохо и находится далеко не в аутсайдерах. С мая 2012г. по январь 2013г курс аргентинского песо по отношению к американскому доллару упал на 35%, турецкой лиры - на 23%, а южноафриканского ранда и бразильского реала на 17-18%. Даже индийская рупия и чилийский песо потеряли порядка 14-15% по отношению к «американцу». На этом фоне падение рубля на 10% в 2013г. выглядит весьма скромно.

Курс валюты – не фетиш и самоцель

Совершенно очевидно, что курс валюты не должен быть фетишем и самоцелью макроэкономической политики государства. В России он стал таковым в силу нежелания властей заниматься реальным развитием несырьевой промышленности и модернизации инфраструктуры. Валютный курс должен быть инструментом макроэкономической, валютно-финансовой политики, нацеленной на стимулирование инвестиций, оживление производства, повышение уровня конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, увеличения занятости и, в конечном счёте, уровня жизни населения.
Долгое время политика Центробанка была простой – не допустить всплеска цен на импортируемые товары и раскручивания маховика «импортной инфляции», которая могла бы вызвать негодование в Кремле и Правительстве. Тем более, что из всего перечня основных целей деятельности Центрального Банка России, содержащихся в законе «О ЦБ РФ», Центробанк ключевой для себя выбрал борьбу с инфляцией. При том что упоминания об инфляции среди целей в законе нет вовсе. Мало того, что ЦБ РФ даже по закону не отвечает за стимулирование экономического роста и развития, финансирование модернизации, обеспечения максимально достижимой занятости. Так ещё и каким-то чудесным образом поддержание устойчивости национальной валюты, а также развитие банковской системы, финансового рынка и платёжной системы свелись исключительно лишь к борьбе с инфляцией. При том не просто к борьбе с инфляцией, а к борьбе с немонетарной инфляцией монетарными методами. Что само по себе нонсенс.
Не вызывает никаких сомнений тот факт, что девальвация должна быть поддержана сменой всей макроэкономической политики: отказом от «кудринизма» и «Вашингтонского консенсуса», демонтажа пресловутого удушающего бюджетного правила (искусственно ограничивающего размер дефицита бюджета, занижающего прогнозную цену на нефть, обеспечивающего изъятия якобы незаработанных и инфляционных нефтедолларов в Резервный Фонд, а затем в ФНБ), заморозкой тарифов естественных и псевдоестественных (разгосударствленных, а затем успешно приватизированных в интересах «своих») монополий, построением полноценной системы рефинансирования коммерческих банков под залог государственных и коммерческих ценных бумаг, отказом от колониальной политики увязки эмиссии рубля с притоком в Россию иностранной валюты (нефтедолларов, иностранных кредитов и займов, спекулятивного капитала и т.д.).
В противном случае девальвация ничего не даст – она лишь позволит выиграть какое-то непродолжительное время, увеличить доходы бюджета и поддержать штаны российской сырьевой экономике. Сама по себе девальвация ничего не даст без перехода к политике развития. Это наглядно продемонстрировал опыт 2009г. – падение курса рубля на 60%, не поддержанное активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической, тарифной и антимонопольной политикой не запустило процесс импортозамещения и подъёма отечественной несырьевой индустрии.
Тогда как гораздо более масштабная девальвация 1998-1999гг., поддержанная зачисткой руководящих постов в государстве от представителей гайдаровской команды «младореформаторов» и грамотной политикой кабинета министров Примакова-Маслюкова-Геращенко по насыщению экономики деньгами, введению обязательной продажи экспортной валютной выручки, возрождения валютного регулирования и контроля, заморозки тарифов естественных монополий, отказа от антисоциального секвестра бюджета и другим мерам позволила России выйти из кризиса при стабильно невысоких ценах на энергоносители не за 1,5-2 года, как обещали в МВФ, а всего лишь за полгода.
Для того чтобы реанимировать отечественную экономику, необходима гораздо более существенная девальвация рубля – в 2-2,5 раза. При том единовременная и одномоментная, чтобы избежать возможность инсайдерских спекулятивных операций со стороны как российских банков, международных спекулянтов и крупного олигархического капитала, так и со стороны самих сотрудников Центробанка и Правительства, которые в 1996-1998гг. были одними из главных бенефициаров пирамиды ГКО-ОФЗ (свыше 750 высокопоставленных сотрудников Правительства и Администрации Президента).
Только в случае действительно масштабной девальвации импортируемые товары станут не просто дороже для населения, они станут заметно, чувствительно дороже для подавляющей части населения, которое будет вынуждено не тратить дополнительный доход на оплату импортных товаров, а предпочтёт переориентироваться на потребление продукции отечественных производителей. Девальвация на 15-20 и даже на 30-35% не сможет вызвать реального ухудшения конкурентных позиций продукции иностранных производителей – её удорожание будет существенным, но не критическим, чтобы вызвать изменение потребительских предпочтений граждан. Именно в силу растянутости процесса девальвации, не критического масштаба падения курса рубля и не подержанности этого процесса изменением всей финансово-экономической политики со стороны кабинета министров и не произошло реального импортозамещения и оживления отечественной несырьевой промышленности. Это был глоток воздуха, который позволил временно снять судорогу с товаропроизводителей и оплаченный падением уровня жизни большей части населения страны.
Неудивительно, что темпы роста индекса потребительских цен ускорились с 9% в 2006г. до 11,9% в 2007г. и 13,5% в 2008г. Тогда как российская экономика так и не смогла выйти на предкризисные темпы роста экономики в 7-8% ежегодно. С тех пор прирост ВВП неуклонно падает на протяжении 4 лет – с 4,5% в 2010г. до 4,3% в 2011г., 3,4% в 2012г. и едва заметных 1,4% в 2013г. Ни снижение курса рубля, ни стабильно высокие и даже растущие цены на энергоносители, ни влезание в петлю сравнительно дешёвых (пускай и временно) иностранных кредитов и займов, ни неутихающие рассуждения чиновников о благах модернизации и необходимости движения в «светлое постиндустриальное будущее» ценой окончательной деиндустриализации и погрома промышленности не помогли привести к жизни отечественную экономику полуторных переделов.

http://analytic.ricom.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter