Российский прогноз развития энергетики: «сланец» почти не выйдет за пределы Северной Америки, а Китай обгонит США по спросу на газ » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Накануне российско-китайских переговоров по газу КНР снижает угледобычу

Об «угольной» проблеме Китая мы уже писали. Вкратце: КНР наращивает потребление угля, хотя запасы его конечны. А главное, себестоимость добычи становится всё выше и выше. Пик китайской добычи — при нынешних темпах роста спроса на уголь не за горами — где-то 2025 год. Что дальше? Кроме того, в китайских городах уже существенную проблему представляет смог, появляющийся из-за обилия угольной генерации. Ещё один фактор — как бы к нему ни относились — парниковые выбросы. По этому вопросу КНР подвергается давлению Запада.

В общем, проблема уже давно очевидна и для внешних наблюдателей, и, разумеется, для ответственных товарищей в китайском руководстве. Тем не менее, её решение долгое время откладывалось на потом. Китайские регуляторы объявляли об ограничениях по потреблению угля, позже эти цифры пересматривались, а темпы роста спроса на уголь не снижались.

Более того, все последние годы темпы роста ВВП со 100%-ной корреляцией совпадали с темпами роста спроса на уголь. То есть около 10% в год — и по ВВП, и по спросу на уголь. Недавно началось замедление экономического роста, чуть сильнее снизился спрос на уголь. По итогам прошлого года ВВП вырос на 7,8%, а уголь — на 6,1%.

Но даже такой рост угрожает истощить угольные запасы страны слишком быстро. И вот, с большой долей вероятности можно предполагать, что именно сейчас Китай наконец-то начинает радикально снижать свою зависимость от угля.

По итогам первого полугодия добыча угля в Китае снизилась на 3,6% (1,79 млрд тонн). Потребление выросло на 1,8% (1,93 млрд тонн). Разница между добычей и потреблением — вероятно, запасы, а также импорт. Все последние годы Китай постепенно наращивал импорт угля. Китайская добыча угля — это половина мировой добычи, поэтому импорт принципиально проблему решить не может. Но кое-какую поддержку он оказывал и по итогам прошлого года составил рекордные 227 млн тонн (чуть больше 5% от суммарного спроса). Но в текущем году впервые ожидается падение импорта, и в ближайшие годы роста здесь не ожидается. Сделанные в китайскую индустрию по добыче угля инвестиции смогут самостоятельно справиться с запросами страны.

Примерно такая картина рисуется в последнее время в отраслевых прогнозах. Можно ли им доверять? Мы знаем, что прогнозы часто идеологически мотивированы или же у выпускающих их организаций есть свой экономический интерес. Но этот случай — немного другой. Основной адресат «угольных» прогнозов по Китаю — это экспортёры угля, которым нужно понять, есть ли смысл инвестировать в новые мощности в производственной цепочке. И они в большей степени, чем мы, заинтересованы узнать, как себя поведёт спрос на уголь в Китае.

Разумеется, текущая стагнация китайского спроса на уголь — явление временное, связанное, в частности, с появлением новых мощностей ГЭС. Рост в любом случае продолжится, вопрос — в темпах.

По оценкам агентства IHS, спрос на уголь в Китае вырастет с 3,7 млрд тонн в 2011 году до 5,1 млрд в 2025. Именно тогда китайский спрос на уголь пройдёт свой максимум. Средние темпы роста спроса на уголь в Китае составят 2,4% в год.

А теперь попробуем сделать свою оценку. При темпах роста ВВП в 7,5% и росте спроса на уголь в 2,4% разрыв составляет около 5% в год. При объёме рынка угля в 4 млрд тонн в год, 5% — это около 200 млн тонн угля. То есть примерно такой объём топлива нужно ежегодно заменять другими источниками энергии.

Если предположить, что эти 200 млн тонн будут заменены природным газом — то это примерно 80 млрд кубометров газа, которые нужно ежегодно добавлять в энергобаланс страны. Конечно, это очень грубая прикидка и верхняя оценка. Да и столько газа Китай не найдёт ни на внешних рынках, ни у себя. Рост энергоэффективности частично снизит указанные темпы роста спроса. Кроме того, часть энергии Китай будет получать от АЭС, ГЭС, ветроэнергетики. Согласно последнему прогнозу американского Минэнерго, за ближайшие 30 лет мощности АЭС в Китае вырастут с 11 до 160 ГВт. Несмотря на стремительный рост, роль АЭС станет важной, но не определяющей. Для сравнения, уже сейчас мощность китайской энергосистемы превышает 1000 ГВт.

Стремительное развитие западных стран в прошлом веке было во многом обусловлено дешёвыми энергоресурсами, в первую очередь нефтью. Соответственно, дешёвый уголь собственной добычи внёс свой вклад и в развитие китайской экономики в прошлые годы. Но эра ископаемого топлива с низкой себестоимостью заканчивается, поэтому успех западных стран ни Китай, ни другие развивающие страны повторить уже не смогут. И дело не только в большем населении. Не смогут они создать и свой «золотой миллиард». Дорогие энергоресурсы — и импортируемые, и собственной добычи — будут сдерживать экономический рост, а темпы этого роста будут объективно замедляться.

Но это всё «лирика». Пока в сухом остатке для нас важен тот факт, что если китайские регуляторы действительно будут строго придерживаться ограничений на рост угольной отрасли Китая, российские позиции на переговорах по газовым поставкам очевидно укрепятся. В том числе и поэтому наблюдение за китайской угольной отраслью для нас представляет интерес.

Российский прогноз развития энергетики: «сланец» почти не выйдет за пределы Северной Америки, а Китай обгонит США по спросу на газ

Обсуждение отраслевых прогнозов — не совсем в формате «Однако». Но у всякого правила есть исключения, и это — одно из них. Речь о свежем исследовании ИНЭИ РАН и АЦ при Правительстве РФ «Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года», который был опубликован в минувший понедельник.
23 апреля 2014 Однако
«Сделано у нас»

Почему о нём интересно рассказать отдельно? Это не компиляция каких-либо сторонних исследований, а результат обсчёта математической модели на основе баланса предложения и спроса, где заложены такие параметры, как темпы роста экономики, населения и др., а также — рост энергоэффективности. Последний параметр непросто учитывать и прогнозировать. Но именно из-за роста энергоэффективности увеличение спроса на энергоносители оказывается хоть как-то ограничено разумными рамками.

Использование математических моделей делает прогноз сопоставимым с аналогичными прогнозами Международного энергетического агентства (МЭА, IEA), Управления энергетической информации американского Минэнерго (EIA), крупных нефтегазовых «мейджорс», например ExxonMobil. Поэтому важно отметить сам факт ведения такого исследования (а прогноз обновляется ежегодно уже несколько лет). Это ещё одно полезное и нужное «сделано у нас», хотя и не в материальной сфере. Ведь ориентироваться только на зарубежные источники в долгосрочном прогнозировании достаточно опрометчиво.

Теперь к конкретике. Скажем сразу: с ценами на нефть будет всё в порядке. Даже в случае неблагоприятного развития событий (активный выход на рынок новых производителей) нас ожидает небольшое снижение на уровне 9 долл. с барреля. С другой стороны, к прогнозу есть вопросы по поводу оценок перспектив сланцевой добычи нефти в США, о чём подробней ниже.

Что касается структуры энергопотребления, то, согласно прогнозу, к 2040 году на каждый ископаемый источник топлива (нефть, газ, уголь) придётся примерно по четверти от первичного спроса на энергоресурсы. Соответственно, нефть и уголь потеряют часть своей доли в энергобалансе, газ — нарастит. Подчеркнём, что речь идёт о долях, так как в абсолютных значениях вся «тройка» увеличит своё присутствие. Оставшаяся четверть придётся на все остальные виды топлива — ГЭС, АЭС, ВИЭ, традиционное биотопливо.
Жидкие топлива: газоконденсат появился, но не везде

Отразить в небольшом комментарии все 150 страниц исследования невозможно, поэтому остановимся в первую очередь на тех сюжетах, которые рассматривались нами ранее на «Однако».

Сначала напомним, что ровно год назад мы уже обсуждали предыдущую версию обзора. Тогда основным критическим замечанием стал тот факт, что обзор фактически игнорировал существование газоконденсата (этан-пропан-бутан и др.), записывая все эти сопутствующие нефтегазодобыче продукты по разделу «жидкие топлива». А на фоне растущей мировой добычи конденсатов подобный подход существенно искажает оценку добычи собственно нефти. В то же время использование пропан-бутановой смеси на транспорте (не говоря уже об этане) ограничено, так что рассматриваться в качестве полноценной замены нефти эти компоненты не могут.

В результате подобного упрощения в предыдущей версии прогноза встречались странности вроде увеличения добычи традиционной нефти к 2040 году. Сейчас этот недочёт устранён. В результате добыча традиционной нефти к 2040 году заметно падает (как оно и должно быть), а весь рост суммарного предложения жидких топлив обеспечивают нетрадиционные источники, и в первую очередь — тот самый конденсат.

Однако разделение жидких топлив на конденсаты и собственно нефть, к сожалению, проведено не везде. Возможно, предыдущий подход был оставлен для анализа перспектив американской нефтедобычи. Иначе сложно объяснить, что в США прогнозируется рост добычи до 2025 года, а дальнейшее снижение будет совсем небольшим. Но Штаты, как известно, не готовы использовать весь объём добываемых газоконденсатов внутри страны: ожидается даже значительный объём экспорта этих продуктов на фоне того, что по нефти США остаются импортёром.

Второй причиной достаточно радужной для Соединённых Штатов картины могла стать слишком оптимистичная оценка собственно сланцевой нефтедобычи. Хотя вышедший только что прогноз американского Минэнерго (EIA) предполагает заметно более пессимистичный сценарий в качестве базового, где уже после 2018 года мы видим резкий спад добычи. Справедливости ради отметим, что EIA уже ошибалось в прогнозах по сланцевой добыче, недооценивая этот потенциал. Но сейчас действительно непонятно, почему производство нефти способно продолжить быстрый рост.

Крупнейшие драйверы нефтедобычи в США — Bakken и Eagle Ford — последние месяцы показывают минимальные приросты (хотя каков здесь вклад суровой зимы — пока неясно). Есть основания предполагать, что период взрывного роста добычи на этих месторождениях, который мы видели весь прошлый год, завершился. Какое-никакое второе дыхание у Bakken может открыться с началом разработки другого пласта месторождения — Three Forks, но кардинально сможет изменить ситуацию только очередной технологический прорыв. Или же — ещё более активное бурение, но тогда нужно ожидать бума на рынке буровых установок, чего пока тоже не наблюдается.

Особое внимание к американской сланцевой добыче важно и потому, что традиционная добыча здесь будет снижаться (в лучшем случае — до 100 млн тонн в год к 2040 году), соответственно, успехи или неуспехи сланцевой добычи в США во многом будут определять собственное производство нефти.

По оценкам ИНЭИ, даже к 2040 году сланцевая добыча нефти остаётся практически полностью американским эндемиком (во всех других странах такая добыча к 2040 году — всего 10% от американских объёмов).
Газ и уголь: ожидаемое внимание к Китаю

На газовых рынках всё прозрачней. Основной прирост здесь следует ждать от новых традиционных месторождений, а добыча сланцевого газа к 2040 году составит около 700 млрд кубометров в год. Учитывая, что из них 450 млрд будут приходиться на США (уже сейчас — свыше 300 млрд), на остальной мир остаётся всего 250 млрд.

Прогноз также предполагает рекордный (по сравнению с другими исследованиями) рост спроса на газ в Китае — до 746 млрд кубометров к 2040 году, в результате чего эта страна сравняется по показателю с нынешним лидером — США. Картинка тут говорит сама за себя.

Российский прогноз развития энергетики: «сланец» почти не выйдет за пределы Северной Америки, а Китай обгонит США по спросу на газ


Но неопределённости на газовом рынке Китая тесно связаны с рынком угля. Здесь не только экология, но и возможный пик добычи угля (связанный с ростом себестоимости), что мы уже неоднократно обсуждали. Такой вариант также рассматривается в прогнозе, где пик угля ожидается в районе 2025 года. Этот рисунок почему-то не вошёл в основной текст, но есть в презентации (стр.35). Отметим, что вышеприведённый рисунок со спросом на газ относится к базовому сценарию, где добыча и спрос на уголь в Китае увеличивается аж до 2040 года. В случае же реализации варианта «пик угля» китайский спрос на газ может увеличиться ещё сильнее.

http://www.odnako.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter